Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования города Бор) ( Теоретико-методологическая основа управления муниципальными образованиями ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования курсовой работы состоит в том, что процесс, связанный с перестройкой сферы межбюджетных отношений, а также финансовый и экономический кризисы привели к усилению потребностей государственных органов и органов муниципального управления в дальнейшем развитии стратегического управления, опираясь, при этом на более результативное использование всего имеющегося потенциала, на необходимость адаптации к постоянным изменениям во внешней среде. Усилившийся поиск нового качества и содержания планирования социально-экономического развития в масштабах всей страны привел к возникновению новых форм и новых методов этой деятельности также и на муниципальном уровне.

Принятие в 2014 году ФЗ №-172 «О государственном стратегическом планировании в РФ» [4] способствовало обеспечению использования существующих рычагов стратегирования для того, чтобы обеспечить повышение результативность социального и экономического развития на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Однако в данном законодательном акте главное внимание уделено вопросам, направленным на разработку стратегии, системе её реализации, а также механизмам применения проектного метода в управлении на уровне региона. Вопросы же стратегического планирования и развития территорий на уровне муниципалитетов, пока еще не находят в полной мере своего отражения в соответствующего рода методических рекомендации, которые связаны с разработкой и корректировкой стратегии социально-экономического развития муниципальных образований субъектов Российской Федерации, а также планов по реализации ее мероприятий.

В связи с изложенным выше утверждением, следует заметить, что в сложившихся сегодня условиях, управление развитием муниципальными образованиями, становится невозможным без использования различного рода методов, связанных со сбором, обработкой и анализом адекватной информации для целей развития стратегического управления. Вместе с тем, необходимо заметить, что, сегодняшняя сфера методического обеспечения данной деятельности характеризуется значительным числом самых разнообразных мнений и позиций.

Стратегия развития муниципальных образований должна быть ориентированной на системность все привносимых в нее изменений, а это, в свою очередь, обуславливает потребность в определении всех ключевых факторов, касающихся внешней и внутренней среды. Разработанная стратегия должна создать продолжительный, а не только временный успех, связанный с процессом развития того или иного муниципального образования [19, с.49].


Цель исследования данной курсовой работы состоит в анализе существующей системы стратегического управления городским округом Бор и разработке предложений по повышению ее эффективности.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть теоретико-методологическую основу управления муниципальным образованием;

- дать оценку современного социально-экономического положения городского округа город Бор;

- выделить ключевые проблемы в управлении городским округом Бор;

- исследовать действенность программ, связанных со стратегическим социально-экономическим развитием Борского городского округа Нижегородской области, которые направлены на преодоление проблем, социально-экономического развития данного муниципального образования;

- предложить механизмы, которые будет способствовать совершенствованию стратегического управления на местном уровне.

Объектом исследования курсовой работы - городской округ город Бор Нижегородской области.

Предмет исследования курсовой работы - система управления городским округом город Бор Нижегородской области.

Теоретико-методологические основы данного исследования, связанные с проблемами управления муниципальными образованиями заложены в трудах Т.В. Усковой, Л.Г. Иогмана, С.Н. Ткачука, А.Н. Нестерова, Н.Ю. Литвиновой, А.Ф. Пасынкова, А.Н. Пилясова, Н.Ю. Замятиной и др.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и службы государственной статистики по Нижегородской области, материалы периодической печати, Интернет.

При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы исследования: общенаучные методы в виде сравнительного анализа и синтеза, специальные экономические методы в виде экономико- статистического, монографического методов, а также системный комплексный методы, метод графического моделирования и другие.

1. Теоретико-методологическая основа управления муниципальными образованиями


1.1. Сущность управления муниципальными образованиями

В настоящий период в России продолжается разработка результативной, более совершенной системы муниципального управления, которая позволяет полностью реализовывать имеющийся потенциал территории. Эволюционный подход к решению данной проблемы состоит в необходимости повышения качественной разработки и эффективной реализации комплексных программ, связанных с социально-экономическим развитием муниципальных образований, а на их основе создавать программы развития для субъектов Российской Федерации.

Для развития того или иного региона и страны в целом, для повышения уровня конкурентоспособности всей национальной экономики, должна быть создана такая система управления, которая основана на эффективном использовании всех существующих резервов, которая обеспечила бы устойчивость развития экономических систем на всех уровнях. Устойчивое развитие в данном случае является процессом, направленное на такое формирование развития муниципального образования, при котором население муниципалитета реализует свои нужды, находясь в гармонии с окружающей природной средой, учитывая интересы и потребности будущих поколений.

При выстраивании системы управления, направленной на социально-экономическое развитие муниципального образования, возникает необходимость в ориентации на функции, которые данной системой должны выполняться (рис. 1.1).

Представленный на рисунке 1.1. состав функций, направленных на социально-экономическое развитие муниципалитета, позволяет рассматривать данное управление в качестве согласованного воздействия различного рода субъектов на данный процесс, которое выражается в управлении программами социального и экономического развития муниципальных образований. С помощью такого воздействия предполагается использование всей совокупности инструментов и средств, обеспечивающих эффективность функционирования социально-экономической базы муниципалитета, так называемого экономического механизма управления.

Функции управления социально-экономическим развитием муниципальных образований

Организационно-управленческие

Социальные

Экономические

Разработка нормативно-правовой базы

Разработка жилищной политики

Реформирование общественных финансов

Разработка и реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований


Регулирование занятости

Формирование новых институтов

Развитие объектов социальной сферы

Создание инфраструктуры

Рис. 1.1. Состав функций управления, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований

Механизмом, направленным на управление социально-экономическим развитием муниципалитета можно обозначить функционально и структурно организованное, внутреннее устройство всей совокупности состояний и процессов, из которых складывается высокоэффективное управление существующим социально-экономическим развитием муниципального образования. Осуществление данного механизма происходит в результате выработки правовых, экономических, организационных и социально-психологических условий, которые обеспечивают максимальное отражение публичных интересов, в пределах выделенных полномочий и ресурсов [21, с. 45].

Основа организационных вопросов и процесса осуществления социального и экономического развития муниципального образования - управленческая деятельность, целью которой является достижение определенных целей, как текущих, так и стратегических [24, с.67].

Сегодня, в Российской Федерации большинство муниципальных образований оказалась в тяжелом социально-экономическом положении. Сложившаяся ситуация в муниципалитетах - существенный источник для усиления социальной напряженности на местном уровне. Основной причиной сложившейся ситуации можно обозначить следующую причину: в большинстве муниципальных образований нет четкой концепции или стратегии социально-экономического развития.

Развитие муниципального образования в социально-экономическом плане должно носить комплексный характер, оно должно быть ориентировано на наличие у территории собственных ресурсов, должно происходить на основе инноваций и достижений науки, осуществляться как обновление целостной структуры [16, с.25].

Исходя из сказанного, на рисунке 1.2 представим основные цели стратегического управления социально-экономическими процессами.

Цели стратегического управления социально-экономическими процессами муниципального образования

Стратегические цели

Тактические цели

Оперативные цели

Приоритетные цели

Цели, определяющие

будущее (на 15 – 20 лет вперед) качественное состояние муниципального

образования на длительную

перспективу, к достижению


которой на основе

достигнутого

согласия стремится местное сообщество

Буферные,

промежуточные

цели, являющиеся

этапами в

достижении

стратегических

целей и время

реализации

которых не

превышает 5 – 10

лет

Цели нижнего

уровня,

являющиеся

необходимым

основанием для

достижения

тактических целей.

Время достижения

оперативных целей

не должно

превышать 1 – 3

года

Цели (выбранные из числа стратегических,

тактических и

оперативных), на

достижение

которых должны

быть направлены

основные усилия

местного

сообщества,

соответственно, в

долгосрочном,

среднесрочном и

текущем периодах.

Рис.1.2. Цели стратегического управления социально-экономическими процессами муниципального образования [21]

Таким образом, можно отметить, что реализация указанных целей будет способствовать формированию не только четкой концепции социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу, но и также приведет к росту эффективности принимаемых оперативных управленческих решений.

В России накопился уже немалый опыт стратегического планирования в муниципальных образованиях, однако лишь несколько лет назад был принят основополагающий Федеральный закон от 28.06.2014 №172–ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», закрепивший за муниципальными образованиями право самостоятельно разрабатывать документы стратегического планирования [4]. Данный Закон обобщил весь положительный опыт в части планирования социально-экономического развития, но главное его достижение состоит в введении единой системы понятий, используемых в рамках осуществлению деятельности по стратегическому планированию, а также введении единого закрытого перечня документов стратегического планирования.

В своей книге «Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция» Н.В. Постовой одним из принципов муниципального управления обозначает соответствие принимаемых управленческих решений общей стратегии развития муниципального образования и его уставу [9, с.34]. Именно стратегии социально-экономического развития территории и уставу муниципального образования должны быть подчинены все принимаемые управленческие решения органов местного самоуправления. Устойчивый характер данному процессу должно придавать наличие определенных норм, за границы которых запрещено выходить [23, с.35].