Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования города Бор) ( Теоретико-методологическая основа управления муниципальными образованиями ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другим принципом выделяется принцип сбалансированности различных видов планов и программ, их общую направленность на обеспечение благосостояния населения и на выполнение общей стратегии развития муниципального образования [10, с.11]. В связи с этим в курсовой работе делается предположение о том, что все виды планов – социально-экономического развития, финансовый (местный бюджет), организационных мероприятий – целесообразно принимать в едином пакете документов, поскольку, таким образом, имеется возможность более точного выявления соответствия между намеченными работами и имеющимися материально-финансовыми ресурсами, организационными способностями и возможностями муниципального образования.

1.2. Сущность, цели и содержание социально-экономического развития муниципального образования

Социально-экономическое развитие каждого из муниципалитетов должно носить комплексный характер, оно должно быть ориентировано на наличие у муниципального образования своих собственных ресурсов, необходимо чтобы оно происходило на основе инновационного развития и последних достижений в науке. Вместе с тем, очень важно, чтобы процесс развития муниципального образования осуществлялся без тех или иных угроз, связанных с благополучием и жизнью будущих поколений.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования представляет собой один из главных документов стратегического планирования, в котором определяются долгосрочные цели и соответствующие им задачи в управлении муниципальным образованием и его социально- экономическом развитии [17, с.123].

Помимо стратегии существуют следующие виды документов в стратегическом планировании муниципального образования: план мероприятий по реализации стратегии, прогноз долгосрочного и среднесрочного развития, бюджетный прогноз, муниципальные программы.

Стратегия развития муниципального образования – это важнейший элемент управления, которому должны быть подчинены действия всех органов местного самоуправления. Стратегия разрабатывается на долгосрочный период 15-20 лет, призвана решать ключевые цели и соответствующие им задачи муниципального образования, достигнув которые произойдет прогрессивное развитие муниципального образования. В стратегическом плане должны предвидеться изменения во внешней и внутренней средах муниципалитета. Стратегия, в идеале, должна объединять в себе приоритеты органов местного самоуправления, местных жителей и организаций муниципалитета [13, с.40].


Стратегия, как основной документ для социально-экономического развития муниципального образования должна иметь четкую, понятную, согласованную, логически выстроенную структуру, примерный формат которой может заключаться:

1. в определении целей и направления развития муниципального образования, которые должны быть:

- сбалансированы с объемами материальных и финансовых ресурсов;

- соотнесены с нормами Конституции РФ, Федерального закона N 131- ФЗ [3], законодательства субъекта РФ и с уставом самого муниципального образования;

- направлены на обеспечение необходимого уровня условий жизни населения.

2. Обозначение системы задач, соответствующих цели. К основным задачам можно отнести: развитие экономики, снижение числа безработных, повышение инвестиционной привлекательности, развитие финансовой системы, жилищно-коммунальное строительство, социальная защита, ремонт дорог и социально-значимых учреждений и так далее.

3. Анализ текущего положения муниципалитета, с выявлением проблем и перспектив развития, для дальнейшего усиления положительных моментов и ослабления негативных;

4. Разработка программных мероприятий, связывающих между собой проблемы, перспективы и задачи стратеги, дальнейшая реализация которых приведет к достижению целей, намеченных стратегией;

5. Определение социально-экономических показателей, для контроля выполнения стратегии. Плюсами применения стратегии для муниципалитета является то, что она:

- обоснует цели расходования средств, тем самым повышая вероятность получения финансирования мероприятий стратегии из бюджетов высших уровней;

- повышает конкурентоспособность территории и ее инвестиционную привлекательность;

- согласует в себе интересы всех уровней: государственного, регионального, местного, уровня субъектов муниципального образования;

- позволяет населению прослеживать тенденции и приоритеты развития территории своего муниципалитета;

- создает системность расходов местных ресурсов;

- повышает уровень самоорганизации действий местного самоуправления [22, с.47].

На основе стратегии социально-экономического развития муниципального образования будет разрабатываться план социально- экономического развития. Федеральный закон № 131-ФЗ в п. 6 ст.17 закрепляет за органами местного самоуправления муниципалитета право принимать и реализовывать планы и программы социально экономического развития. Планы и программы социально-экономического развития муниципального образования должны быть:


- ориентированы на саморазвитие муниципального образования, максимальное использование собственных ресурсов;

- направлены на решение наиважнейших проблем населения, а так же на прогрессивное развитие территории;

- поддерживать экологию муниципального образования, наличие ресурсов, состояние инфраструктуры муниципалитета в оптимальном состоянии [16, с.27].

План должен быть научно обоснован и соответствовать текущему положению муниципального образования. Для этих целей необходимо проанализировать следующие данные:

- динамику численности жителей их социальную структуру и половозрастной состав;

- количество трудоспособного населения в целом и конкретно по профессиональным принадлежностям, а так же численность безработных граждан, уровень доходов населения и прожиточный минимум;

- потребность жителей и их обеспеченность в здравоохранении, образовании, культуре и спорте, бытовом обслуживании, жилищно-коммунальной сфере и т.д.;

- численность предприятий по различным формам собственности, их экономико-техническое состояние, замещение рабочих мест, участие в жизни муниципального образования;

- анализ финансовых ресурсов, формирование бюджета, динамика источников доходов, оборот розничной торговли, инвестиционная деятельность;

- наличие природных ресурсов и динамика их использования [21, с.37].

Итогом проведенного исследования должен стать аналитический отчет, содержащий различные таблицы и диаграммы, которые будут характеризовать положение текущих дел в данном муниципальном образовании. В результате станет возможным учесть все недостатки и положительные моменты в данном плановом периоде, сделать выводы и составить список конкретных действий на следующий период.

Основные проблемные направления уже станут основами для разработки программ развития, предусматривающих наличие конкретных мероприятий, финансирования, ответственных исполнителей, форм контроля исполнения программ.

Важной частью процесса управления социально-экономическим развитием муниципального образования является определение эффективности деятельности органов местного самоуправления, выражающаяся в соответствии уровня достигнутых социально-экономических результатов поставленным целям. По результатам оценки составляется итоговый отчет, который в конце каждого года должен быть предоставлен в орган исполнительной власти субъекта, на территории которого расположено муниципальное образование. Данный исполнительный орган производит мониторинг эффективности деятельности муниципального образования, по итогам которого решается вопрос о предоставлении грантов [11, с.27].


Исходная информация для мониторинга социально-экономического положения муниципалитета выступает муниципальная статистика. Развитие муниципальной статистики должно быть соразмерно развитию информационных технологий, разработанных для процесса управления муниципалитета. Она должна быть элементом целостной системы в информационно-аналитическом обеспечении процесса, связанного с принятием управленческих решений органами местного самоуправления.

Регулирование социально-экономическим развития каждого из муниципальных образований в самом общем виде можно представить в виде управления действующими муниципальными программам, связанными с развитием различных сфер деятельности муниципалитета, а также с их разработкой, реализацией и дальнейшей корректировкой в процессе реализации. Для того, чтобы осуществить эффективное управление социальным и экономическим процессом развития муниципальных образований возникает необходимость решения ряда проблем правового, финансового, методического и методологического обеспечения.

Таким образом, решающее значение в деятельности органов местного самоуправления имеет научно обоснованный выбор методов управления, с помощью которых непосредственно реализуется экономическая политика.

Однако, как показывает всероссийская практика, в большинстве муниципальных образований наблюдается пассивная или неверная экономическая политика на местах, которая сопровождается консервацией нерациональной структуры хозяйства, низкой деловой активностью, падением уровня жизни населения. Происходит это вследствие того, что многие руководители местного самоуправления опираются на административно-командные методы управления [18, с.53].

2. Анализ управления муниципальным образованием (на примере городского округа город Бор)

2.1.Социально-экономическая характеристика округа

Городской округ г.Бор расположен на левом берегу реки Волги
и примыкает с севера к г.Н.Новгороду. В состав городского округа входит город Бор и 300 сельских населённых пунктов.


Административный центр – г. Бор находится в 19 км от областного центра по автомобильной дороге и в 800 метрах - водным путем.

Общая площадь территории городского округа составляет 358,4 тыс. га, это второе по площади после г.о.Семеновский муниципальное образование Нижегородской области.

Численность постоянно проживающего населения на 1 января 2018 года – 120 926 человек, в том числе городское население – 78 057 человек, сельское – 42 869 человек.

Городской округ г. Бор - это динамично развивающийся индустриальный центр Нижегородской области.

Денежный оборот предприятий, организаций и учреждений городского округа г. Бор (по полному кругу) за 2017 год составил 54 104,9 млн. рублей, или 101,5 % к 2016 году [15]. Структура экономики округа представлена в таблице 2.1. и на рисунке 2.1.

Таблица 2.1

Структура экономики округа

Отрасли

Объем денежного оборота, млн.рублей

Темп

роста, %

2017 год

уд.в.

2016 год

уд.в.

Обрабатывающие производства

29 460,5

54,5

29 804,4

55,9

98,8

Оптовая и розничная торговля

16 042,0

29,6

14 793,7

27,8

108,4

Сельское, лесное хозяйство

1 859,3

3,4

2 027,8

3,8

91,7

Строительство

1 062,9

2,0

1 432,7

2,7

74,2

Транспортировка и хранение

1 799,8

3,3

1 517,9

2,8

118,6

Обеспечение эл.энергией, газом и паром, водоснабжение и водоотведение

1 123,1

2,1

1 333,7

2,5

84,2

Прочие отрасли

2 757,3

5,1

2 376,7

4,5

116,0

По системе оценки муниципальных районов и городских округов по ряду экономико-финансовых и социальных показателей, г.о. г. Бор среди территорий Нижегородской области стабильно имеет высокий уровень социально-экономического развития.

Рис. 2.1.Структура экономики городского округа г.Бор в 2017 году (%)

По совокупности всех индикаторов (экономических и социальных),
г.о.г. Бор по итогам 2017 года занимает в рейтинге городов и районов области 10 место. Показатели социально-экономического развития городского округа г. Бор за 2017 год представлены в Приложении 1.

Среди районов и городских округов с численностью населения свыше
80 тыс. чел. по совокупности всех индикаторов по итогам 2017 года городской округ г. Бор занимает 9 место.