Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования города Бор) ( Теоретико-методологическая основа управления муниципальными образованиями ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологическая основа управления муниципальными образованиями
1.1. Сущность управления муниципальными образованиями
1.2. Сущность, цели и содержание социально-экономического развития муниципального образования
2. Анализ управления муниципальным образованием (на примере городского округа город Бор)
2.1.Социально-экономическая характеристика округа
2.2. Эффективность целевых программ в стратегии развития городского округа город Бор
2.3. Проблемы в сфере управления муниципальным образованием
3. Направления повышения эффективности управления городским округом город Бор
В социальной сфере проблемы городского округа можно разделить на несколько составляющих (демография, рынок труда, обеспеченность граждан социальными благами) отмечаются проблемы, связанные:
- с ростом демографической нагрузки на все трудоспособное население;
- с нехваткой высококвалифицированных кадровых ресурсов;
- с заработной платой, которая по городу Бор ниже среднего областного значения на 26%;
- с оттоком высококвалифицированных кадров рабочей силы, и, прежде всего, молодежи, в Москву, Н.Новгород и другие города России.
- с жилищной сферой (проблема, связанная с обеспечением доступным жильём для отдельных категорий граждан городского округа).
В промышленности проблемы связаны:
- со слабыми связями и слабой кооперацией между малым бизнесом и крупными предприятиями города;
- с физическим и моральным старением основных фондов и устаревшими технологиями на предприятиях городского округа;
- в недостаточной инвестиционной активности предприятий городского округа;
- с зависимостью экономики от градообразующих предприятий городского округа;
- с недостатком собственных оборотных средств у предприятий городского округа для дальнейшего развития производства;
- с дефицитом квалифицированных рабочих кадров для промышленных предприятий городского округа;
- с отсутствием логистических комплексов (терминалов).
В малом бизнесе городского округа проблемы проявляются:
- в несовершенстве и нестабильности законодательной базы;
- в трудностях, связанных с доступом начинающих предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам;
- в низкой активности предпринимательских структур в сфере инновационного производства и технологий;
- в высоких ценах на энергетические ресурсы и коммунальные услуги;
- в недостаточных данных о доступности деловой информации, о состоянии рынка и ресурсах;
- низкая заработная плата в малом бизнесе, которая составляет около 60% от уровня оплаты труда на крупных и средних предприятиях города.
В финансовой сфере городского округа г. Бор проблемы связаны:
-со снижением нормативов отчислений по регулируемым налогам;
- с недостаточностью средств бюджета для финансирования прочих расходов бюджета, позволяющих исполнять собственные полномочия.
3. Направления повышения эффективности управления городским округом город Бор
Основной задачей стратегии, связанной с стратегическим управлением городского округа г.Бор по дальнейшему развитию муниципалитета заключаются, прежде всего, в сохранении и дальнейшем развитии имеющегося потенциала города.
Для решения всех выявленных проблем, рассмотренных во второй главе курсовой работы, автором предлагается внедрить ряд рекомендаций практического характера, связанных со стратегическим развитием городского округа город Бор Нижегородской области.
Необходимо оптимизировать стратегическое управление городского округа город Бор на основе внедрения новых подходов, механизмов и инструментов, повышающих результативность и эффективность самой системы стратегического управления.
В качестве стратегических «точек роста» городского округа город Бор можно выделить следующие:
1. Население городского округа город Бор - комплексное развитие качества жизни населения, тем самым обеспечивая стратегический потенциал для привлечения и развития человеческого потенциала на территории муниципального образования.
2. Предприятия и организации городского округа город Бор Нижегородской области - формирование муниципальной предпринимательской среды для развития крупных, средних и малых предприятий, а также укрепление муниципального образования, бизнес - сообщества и общественных организаций.
3. Власть городского округа город Бор - укрепление роли и позиций в Нижегородской области.
4. Гости городского округа город Бор - увеличение потока гостей городского округа за счет формирование предложений «событийного характера» и обеспечения комфортной среды пребывания в округе.
Одна из важных проблем, которую предстоит решить городскому округу г.Бор, состоит в существующих расходных полномочиях по отношению к муниципалитетам, находится на федеральном уровне, поэтому и решать ее необходимо на данном уровне.
Решение данной проблемы заключается в том, что налоги не стоит разделять на государственные и муниципальные. Каждый регион или каждое муниципальное образование должно принимать налоги в свой муниципальный бюджет, пополняя непосредственно свой собственный бюджет, а в государственный бюджет передавать только конкретную долю отчислений согласно установленным нормативам.
Однако, подход к установлению этого норматива относительно каждого муниципального образования, должен быть ранжирован согласно установленных групп. К первой группе будут относиться только самые крупные города, то есть развитые муниципальные образования. Ко второй группе должны относиться менее крупные города, а к последней группе будут относиться посёлки и сельские поселения, то есть муниципальные образования, в которых нет больших промышленных предприятий, то есть, нет промышленного потенциала для развития данного региона.
В первой группе муниципальных образований необходимо установить норматив в размере 80% (то есть в государственный бюджет будет перечисляться 20 % от суммы всех налогов), поступивших в бюджет данного муниципального образования. В последней, шестой группе, норматив отчислений должен составлять 95 % (то есть, в государственный бюджет будет перечисляться 5 % всех собранных налогов), которые поступили в бюджет данной группы. Данное распределение позволит каждому муниципальному образованию самим вести свой бюджет, влияя на его доходную и на его расходную части, а также позволит самим распоряжаться своим бюджетом, в этом случае не понадобятся межбюджетные отношения в виде субсидий и субвенций.
Формализация основных проблем управления муниципальными финансами и направления их совершенствования представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Проблемы муниципальной финансовой сферы и направления их совершенствования
Вопрос передачи полномочий с федерального уровня на уровень местного самоуправления |
Проблема «тающих доходов» |
Проблема представления прозрачной и достоверной информации органов государственной власти и органов МУ |
Несправедливость и неразбериха, так как полномочия передаются сверху вниз, а деньги – нет. Решение проблемы состоит в четком разделении расходных полномочий, в укреплении финансовой самостоятельности каждого субъекта Российской Федерации, в создании стимулов для того, чтобы увеличить поступления доходов в бюджеты |
Объемы «расходных полномочий» непрерывно увеличиваются, а доходы местных бюджетов – стабильно сокращаются. Решение проблемы заключается в стабильном закреплении доходных источников, которые строго должны отвечать расходным полномочиям и ответственности властей разных уровней, необходимо оказание методологической и консультационной помощи для целей повышения качественного уровня управления финансами муниципалитета |
Информационная прозрачность способствует облегчению контроля со стороны общества над эффективностью управления муниципальными финансами Для решения данной проблемы необходимо объективность и «прозрачность» в бюджетном выравнивании, в перераспределении ресурсов между регионами, открытый доступ на регулярной основе отдельных элементов статистической информации муниципальных финансов |
Стратегические приоритеты развития города должны быть направлены на реализацию целей, определенных по уровню управления городским хозяйством. Главной целью является создание благоприятных условий для жизни населения, деятельности хозяйствующих субъектов и устойчивого развития города.
Для этого необходимо повышение качества городской среды, в соответствии с принципами устойчивого и гармоничного развития города, характеризуется следующими параметрами: экологической безопасностью, культурной преемственностью градостроительных решений, гармонией и многообразием города, надежностью и безопасностью транспортной и инженерной инфраструктуры, комплексностью решений жилищной проблемы, эффективным использованием производственных территорий, развитостью и доступностью системы общественных центров. Формирование качественной городской среды осуществляется путем реорганизации и благоустройства территории города в ее существующих границах, градостроительной политикой и соответствующими нормативами, социокультурным потенциалом города и организационными методами воздействия городской власти в решении данных проблем.
При совершенствовании градостроительных решений основное внимание должно быть уделено улучшению архитектурного облика города на основе обеспечения культурной преемственности градостроительных решений, развития экологически чистых и комфортных зон проживания, создание условий для инвестирования в строительство, развитие систем правового, функционального и ценового зонирования территорий. Обеспечение безопасности и надежности транспортных связей в условиях прогнозируемого роста миграции населения и увеличения объемов пассажирских и грузовых перевозок, жестких экологических требований, предъявляемых к ним, является основой развития транспортной инфраструктуры города.
Поставленная задача требует развития единой транспортной системы города, обеспечивающей взаимодействие и личного и общественного транспорта, а также возможность альтернативного выбора потребителем видов транспортного обслуживания. Приоритетными направлениями в области транспортной инфраструктуры является: повышение пропускной способности на транспорте, привлечение инвестиций в обновление и развитие транспортной инфраструктуры, совершенствование системы управления и повышение качества обслуживания пассажиров.
Городскому округу г.Бор необходима разработка собственной стратегии управления, что сделает политику, проводимую местными властями более прозрачной и понятной для всех жителей муниципалитета, а значит придаст стабильности в уровне социальной напряженности, способствуя дальнейшему развитию партнерских отношений между местным населением и властью. Вместе с этим, создание стратегии развития будет способствовать улучшению общего климата внутри самого муниципального образования, развитию инвестиционной деятельности на его территории, повышению уровня и качества жизни местного населения.
Заключение
Итак, сформулируем выводы по теме курсовой работы.
В результате проведенного исследования были решены поставленные задачи курсовой работы по выбранной теме.
В современных условиях, характеризующихся возрастающей гетерогенностью территориального развития на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, возрастает роль муниципалитетов в решении проблем реформирования экономики и регулирования социально-экономических процессов на местном уровне, что, в свою очередь, требует совершенствования информационных и методологических инструментов для управления процессом социально-экономического развития муниципалитетов.
Муниципалитеты, как сложные социально-экономические системы, должны одновременно быть устойчивыми к неблагоприятным внешним воздействиям и сосредоточиться на устойчивом социально-экономическом развитии. Управление развитием направлено на повышение этого уровня на основе общей цели муниципальной деятельности - повышения качества жизни населения. Особенно важно, что этот аспект функционирования муниципалитета обусловлен значительными различиями в муниципальных ресурсах и соответствующей деформацией в социально-экономическом развитии этих территорий.
Проведенный анализ позволил выявить следующие проблемы организации системы стратегического планирования на муниципальном уровне:
- отсутствие механизмов, обеспечивающих открытость процесса стратегического планирования на местном уровне;
- отсутствие соответствующих методических рекомендаций по разработке планов стратегического развития муниципальных образований с их привязкой к документам бюджетного планирования (как правило, подобные методические рекомендации разрабатываются для конкретных городов на уровне субъекта);
- мероприятия, запланированные в рамках «стратегических планов» на самом деле представляют из себя уже осуществляемые меры, а не что-то новое;
- крайне низкая степень вовлеченности в процесс разработки стратегий субъектов местного сообщества (граждан, представителей бизнеса и общественных организаций);
- отсутствие у сотрудников администраций достаточной квалификации для осуществления стратегического планирования.
Исследования, проведенные в курсовой работе, позволили рассмотреть основные аспекты функционирования отдельно взятого муниципалитета, исследовать закономерности их социально-экономического развития и выявить основные инструменты влияния на социально-экономические процессы на местном уровне и особенности их ресурса обеспечения и реализации.