Файл: Автоматизация продажи театральных билетов в Российском академическом молодежном театре.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
1.2 Организационная структура управления предприятием
1.3 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
2. Информационное обеспечение задачи
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Используемые классификаторы и системы кодирования
2.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.4 Характеристика результатной информации
3. Программное обеспечение задачи
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
3.2 Характеристика базы данных
3.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
Основными поня тиями ER-диаг раммы являются сущн ость, связь и атр ибут. Сущность - э то реальный и ли представляемый объ ект, информация о кот ором должна сохра няться и быть дост упна [14]. В диагр аммах ER-мод ели сущность предста вляется в виде прямоуг ольника, содержащего и мя сущности. Каж дая сущность дол жна иметь наимен ование, выраженное существ ительным в единственном чи сле. В данной диаг рамме сущностями явля ются: театр, спек такль, билет, аф иша, жанр, сотр удник, вид. При чем вид и жа нр играют в сис теме роль справ очника. Это сде лано для то го, чтобы н е загромождать и б ез этого бол ьшие таблицы «те атр» и «спектакль».
Д ля большей выразит ельности и лучшего пони мания, имя сущн ости может сопрово ждаться примерами конкр етных объектов эт ого типа. Напр имер, сущность теа тра: Драматический, Совре менник, Оперы и бал ета, Юного зри теля.
Каждый экзе мпляр сущности дол жен быть отл ичим от люб ого другого экзем пляра той ж е сущности [8].
Атр ибут сущности - э то именованная характе ристика, являющаяся неко торым свойством сущн ости. Например, сущн ость «Билет» соде ржит следующие атри буты: место, це на, дата про дажи, продан (логич еское да и ли нет), бр онь (логическое д а или н ет).
Сущность «Те атр» содержит дру гие атрибуты: назв ание, адрес, дире ктор, телефон, колич ество мест в пар тере, количество ме ст в амфитеатре, колич ество мест н а балконе, в ид театра.
Кл юч сущности - э то неизбыточный на бор атрибутов, знач ения которых в совоку пности являются уника льными для каж дого экземпляра сущн ости. Неизбыточность заклю чается в том, ч то удаление люб ого атрибута и з ключа наруш ается его уникал ьность. Сущность мо жет иметь неск олько различных клю чей.
К примеру, у сущн ости «Театр» клю чом является idТе атра, сущность «Спек такль» имеет кл юч idСпектакля, сущн ости «Билет» и «Жа нр» - idБилет и idЖ анр, и т.д.
Теперь ч то касаемо свя зей, связь - э то некоторая ассоц иация между дв умя сущностями [3]. Од на сущность мо жет быть свя зана с другой сущн остью или са ма с собою. Св язи позволяют п о одной сущн ости находить дру гие сущности, связ анные с нею.
Св язь типа од ин-к-одному озна чает, что од ин экземпляр пер вой сущности свя зан с одним экзем пляром второй сущн ости. Связь од ин-к-одному ча ще всего свидете льствует о том, ч то на са мом деле м ы имеем вс его одну сущн ость, неправильно разде ленную на д ве. В нашей E R-диаграмме дан ный тип св язи отсутствует.
Св язь типа од ин-ко-мно гим означает, ч то один экзе мпляр первой сущн ости связан с неско лькими экземплярами вто рой сущности. Э то наиболее ча сто используемый т ип связи. В E R-диаграмме театр альной билетной ка ссы все св язи между сущно стями относятся име нно к этому т ип.
Cвязь ме жду сущностями «Те атр» и «Спектакль» од ин-ко-мно гим, так к ак в одном теа тре может прох одить несколько спект аклей.
Связь ти па много-к о-многим озна чает, что каж дый экземпляр пер вой сущности мо жет быть свя зан с несколькими экземп лярами второй сущн ости, и каждый экзе мпляр второй сущн ости может бы ть связан с неско лькими экземплярами пер вой сущности. Т ип связи мн ого-ко-мно гим является врем енным типом св язи, допустимым н а ранних эта пах разработки мод ели. В дальнейшем эт от тип св язи должен бы ть заменен дв умя связями ти па один-к о-многим пу тем создания промеж уточной сущности.
3.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
В данном разделе представлено дерево программных модулей системы учета продаж билетов. Схематическое изображение дерева приведено на рисунке 7, а описание дано в таблице 25.
Рисунок 8 - Схема дерева программных модулей
Таблица 25 - Описание к схеме дерева программных модулей
3.4 Описание программных модулей
Под технологическим процессом обработки экономической информации понимается определённый комплекс операций, выполняемых в строго регламентированной последовательности, с использованием определённых методов обработки и инструментальных средств, охватывающих все этапы обработки данных, начиная с регистрации первичных данных и заканчивая передачей результатной информации пользователю для выполнения функций управления.
В качестве схемы технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации будем использовать в соответствии с ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) схему работы системы. Данная схема отображает процессы управления операциями и потоки данных в системе. Схема представляет собой блок-схему и состоит из:
- символов данных, указывающих на наличие данных (символы данных могут также указывать вид носителя данных);
- символов процесса, указывающих операции, которые следует выполнить над данными, а также определяющих логический путь, которого следует придерживаться;
- линейных символов, указывающих потоки данных между процессами;
- специальных символов, используемых для облегчения написания и чтения блок-схемы.
Блок-схема расчетного модуля регистрации читателей приведена на рис. 9.
Рисунок 9 - Блок-схема расчетного модуля регистрации пользователей
4. Контрольный пример реализации и его описание
Рисунок 10 - Покупать/продавать билеты
Процесс начинается с получения в кассу билетов на продажу.
А0 (1) Процесс: получение билета на продажу.
Входной поток: билеты на продажу.
Выходной поток: готовые к продаже билеты.
Механизмы: кассир.
Потоки управления представлены законами РФ, нормативными документами.
А0 (2) Процесс: работа с клиентами.
Входной поток: клиенты, готовые к продаже билеты.
Выходной поток: заключение сделки, уход клиента.
Механизмы: кас сир.
Потоки управ ления представлены зако нами РФ, нормат ивными документами.
А 0 (3) Процесс: про дажа билета.
Вхо дной поток: заклю чение сделки.
Выхо дной поток: уч ет проданных бил етов.
Механизмы: кас сир.
Потоки управ ления представлены зако нами РФ, нормат ивными документами.
А 0 (4) Процесс: ана лиз деятельности.
Вхо дной поток: уч ет проданных бил етов.
Выходной по ток: сдача отчет ности.
Механизмы: кас сир.
Потоки управ ления представлены зако нами РФ, нормат ивными документами.
Сна чала в кассу пост упают билеты н а продажу. Кас сир должен полу чить эти бил еты. Оформить и х по накл адной, внести дан ные о билетах в ба зу данных, подго товить их к вывеш иванию и к продаже. Да лее необходимо про дать эти бил еты. Кассир подб ирает по пожел аниям клиента соответ ствующие билеты (н а определенный спек такль, места и т.д.). Обращ ается несколько р аз к базе дан ных т.к. вся инфор мация о них в арх иве. После че го продает э ти билеты, хо тя их та кже можно заброн ировать. И ведет уч ет проданных бил етов, а именно обра ботку первичной инфор мации, подсчет при были, билетов. И соста вление отчетных докум ентов.
Все э ти процессы мо жно декомпозировать.
1.Процесс: оформ ление накладной н а поступившие бил еты.
Входной по ток: билеты н а продажу.
Выхо дной поток: подго товка ЭВМ к раб оте.
Механизмы: кас сир.
Потоки управ ления представлены зако нами РФ, нормат ивными документами.
2.Про цесс: внесение бил етов в базу дан ных.
Входной по ток: подготовка Э ВМ к работе.
Выхо дной поток: уч ет билетов.
Меха низмы: кассир.
Пот оки управления предст авлены законами Р Ф, нормативными докум ентами.
Рис унок 11 - Получение бил етов на про дажу
3. Процесс: подго товка к продаже/вывеш иванию афиш.
Вхо дной поток: уч ет билетов.
Выхо дной билет: гот овые к продаже бил еты.
Механизмы: кас сир.
Потоки управ ления представлены зако нами РФ, нормат ивными документами.
Предста вленная диаграмма отра жает процесс подго товки билетов к про даже. Изначально о ни поступают в ка ссу и обязательно оформ ляются накладной, т.к. в дальн ейшем это приго дится для уч ета билетов. Чт обы была возмо жность вести под счет билетов к ак проданных, т ак и оставшихся. И тол ько после внес ения всех дан ных по бил етам в базу дан ных можем прист упать к вывешиванию и в дальн ейшем к продаже бил етов. Все дейс твия регламентируются нормат ивными документами и зако нами РФ.
Рис унок 12 - Процесс раб оты с клиентами
1. Про цесс: Получение зап роса от кли ента.
Входной по ток: билеты гот овые к продаже и кли енты.
Выходной по ток: обработка получ енной информации.
Меха низм: кассир.
Пот оки управления: Б Д, нормативные доку менты, законы Р Ф.
2. Процесс: обра щение в БД.
Вхо дной поток: обра ботка полученной инфор мации.
Выходной по ток: выдача инфор мации.
Механизм: кас сир.
Потоки управ ления: БД, норма тивные документы, зак оны РФ.
3. Про цесс: информирование кли ента.
Входной по ток: выдача инфор мации.
Выходной по ток: срыв сде лки, заключение сде лки.
Механизм: кас сир.
Потоки управ ления: БД, норма тивные документы, зак оны РФ.
По сле подготовки бил етов к продаже и выв ески анкет, мо жно приступать к про даже билетов и общ ению с клиентами. Сна чала клиент обращ ается с целью узн ать необходимую инфор мацию. Кассир в св ою очередь просма тривает информацию в ба зе данных. Ко гда клиент уз нал всю инфор мацию, он мо жет либо куп ить билеты, ли бо отказаться о т покупки бил ета. Все дейс твия регламентируются нормат ивными документами и зако нами РФ.
1. Процесс: полу чение информации о т клиента.
Вхо дной поток: кли енты и заключение сде лки.
Выходной по ток: покупка бил ета или требо вание брони.
Меха низм: кассир.
Пот оки управления: Б Д, нормативные доку менты, законы Р Ф.
Рис унок 13 - Про цесс продажи бил етов
2. Процесс: бронир ование.
Входной би лет: требование бр они.
Выходной по ток: выкуп бр они.
Механизм: кас сир.
Потоки управ ления: БД, норма тивные документы, зак оны РФ.
3. Про цесс: Продажа бил етов.
Входной по ток: покупка бр они и выкуп бр они.
Выходной по ток: проданные бил еты, не прод анные билеты, при быль.
Механизм: кас сир.
Потоки управ ления: БД, норма тивные документы, зак оны РФ.
Ес ли клиент ре шил покупать бил еты, то кас сир подбирает е му билеты, р яд, места. И ср азу же кли ент может опла тить. А может заброн ировать билеты и опла тить только то гда, когда при дет покупать.
Пот оки управления: Б Д, нормативные доку менты, законы Р Ф.
Рисунок 14 - Процесс анализа деятельности
1.Про цесс: обработка перв ичной информации.
Вхо дной поток: прод анные билеты, н е проданные бил еты и прибыль.