Файл: Анализ деятельности спортивной организации на примере «ФК Зебра» наименование темы.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта
1.1. История развития фитнес-движения
Глава 2. Совершенствование системы управления фитнес клуба ZEBRA
2.1. Описание фитнес-клуба ZEBRA
2.2. Маркетинговое исследование конкурентной позиции
2.3. Анализ клиентов клуба Zebra
2.4. Основные подходы к совершенствованию управления спортивной организацией
Таким образом, в общей структуре столичного рынка спортивных услуг фитнес-клубы занимают примерно 40% и обслуживают дорогой (28%) и средний (12%) сегменты. Причем за последние два года число фитнес-клубов в Москве выросло более чем вдвое - со 100 клубов в 2005 году до 220-250 (оценки разнятся) в 2007-м. Остальные 60% рынка приходятся на доступный (нижний) сегмент, который обслуживается бывшими советскими спортивно-оздоровительными центрами и физкультурными комплексами.
В настоящий момент большая часть московской, как впрочем и российской, фитнес-индустрии принадлежит двум фирмам – «World Class» и «Планета Фитнес» (по данным на 2017 год их совокупная доля составляла около 80% столичного рынка фитнес-услуг), а оставшаяся доля рынка принадлежит более мелким сетям, каждая из которых имеет по два-три клуба («Zebra», «Dr. Loder» и т.д.) и независимым операторам. К последним относятся «Gold’s Gym», «Olympic Star», «Премьер Спорт», «Валери-спорт», «Reebok-Fitness», и другие.
Основным конкурентом «World Class» является система фитнес-клубов «Планета Фитнес», появившаяся на рынке в 1997 году. Сейчас «Планета Фитнес» - это крупнейшая в России сеть спортивно-оздоровительных клубов, включающая в себя 23 центра в Москве, регионах России и СНГ. Общедоступность предлагаемых фитнес-услуг при сохранении достаточно высокого качества – один из основных элементов продвижения торговой марки «Планета Фитнес». Важно отметить, что некоторые клубы данной сети работают по 24 часа в сутки, что позволило компании привлечь новую аудиторию, людей, имеющих нестандартный режим работы, например, работников радио и телевидения.
По сути, «World Class» является образцом для подражания в премиум сегменте, и во многом именно эта сеть фитнес-центров определяет правила и стандарты, которым должен соответствовать элитный клуб. В свою очередь, «Планета Фитнес», все больше тяготея к среднему ценовому сегменту, претендует на роль «гуру» в данном секторе, который активно развивается в последнее время и несет в себе огромный потенциал роста.
Помимо двух вышеназванных сетей спортивно-оздоровительных центров, можно выделить еще одну динамично развивающуюся компанию на российском рынке фитнес-услуг – «Страта Партнерс». Компания, появившаяся на российском рынке в 1999 году, продолжает активно развивать свое основное направление - управление спортивными клубами. Объекты разных владельцев, которыми управляет «Страта Партнерс», в зависимости от характеристик работают либо под вывеской «Orange Fitness» (стоимость годовой карты $1500-2000), либо под более демократичной маркой «City Fitness» (годовая карта стоит $500-700). В данный момент «Страта Партнерс» управляет 10 клубами в Москве и регионах России, из которых шесть спортивно-оздоровительных центров входит в сеть премиум-класса «Orange Fitness», а четыре - в демократичную сеть «City Fitness».
Приняв во внимание тот факт, что все ведущие игроки московского рынка являются крупными системами фитнес-клубов, становится очевидно – будущее не за отдельно взятыми клубами, а за масштабными сетевыми проектами. Подтверждает данное высказывание и аналогии с европейскими показателями. Так, по данным «Deloitte&Touche», на сегодняшний день в Великобритании на сетевые клубы приходится 58% от общего числа фитнес-центров, а во Франции - 75%.
Основная причина того, что, несмотря на огромный потенциальный спрос и интерес операторов, средний ценовой сегмент не осваивается, - это высокий риск. Бессмысленно входить на рынок постепенно, на масштабную же инвестиционную программу мало кто отваживается.
Есть и другие сложности. Чтобы средний ценовой сегмент хорошо развивался, клубы должны располагаться в легко доступных местах, в противном же случае нужное число членов им просто не набрать. А если эта удобная точка находится, например у метро, то арендовать по цене 150-250 долларов за квадратный метр не удастся, цена скорее составит 400-600 долларов и более. В таких условиях клуб может окупаться, только продавая карты не дешевле 1000 долларов. Таким образом, медленное развитие фитнес-индустрии в среднем ценовом сегменте вызвано непомерно высокой стоимостью недвижимости и аренды в Москве.
Но, несмотря на все вышеуказанные трудности, на сегодняшний день участники московского рынка фитнес-услуг понимают, что средняя ценовая ниша - наименее заполненная и потому самая перспективная, что именно данный сегмент будет активно расти и развиваться в ближайшее время.
Как уже отмечалось выше, рынок спортивно-оздоровительных услуг в Москве и в России - это два разных рынка. Так, если хороший клуб в Москве может иметь ежегодный оборот в 15 миллионов долларов, то в регионе 600 тысяч долларов - это уже очень хороший показатель.
Проанализируем положение спортивно-оздоровительного центра «Zebra» на московском рынке фитнес-услуг. Для предприятий в сфере фитнеса прямыми конкурентами являются лишь те, которые действуют с ними в одном районе, предлагают схожий набор услуг и действуют в одной ценовой категории. Непрямыми конкурентами являются тренажерные залы, спортивные секции, бассейны, а также фитнес-клубы других ценовых категорий, фитнес-клубы в других районах и фитнес-клубы с другим набором услуг (например, для фитнес-клуба «Zebra» клуб без бассейна не будет являться прямым конкурентом). В силу данных обстоятельств, для спортивно-оздоровительного центра «Zebra» прямыми конкурентами являются лишь два московских фитнес-клуба: «World Class – Нефтяной Дом» на Юго-Западной и «Премьер Спорт», расположенный недалеко от Воробьевых Гор, на улице Улофа Пальме. Все три клуба предоставляют схожий набор услуг с относительно равным уровнем качества. Но тем не менее, цены на карты клубов-конкурентов несколько ниже, особенно это касается «Премьер Спорт», так как данный фитнес-центр открылся менее года назад и сейчас активно привлекает клиентов при помощи низких цен. Более того, еще одним конкурентным преимуществом спортивно-оздоровительного центра «Премьер Спорт», с точки зрения потребителей фитнес-услуг, является возможность приобретения годовых клубных карт на определенные виды занятий, например, только на занятия в аэробном и тренажерном залах, или лишь на посещение бассейна и аквапарка.
Проанализируем конкурентную позицию фитнес-клуба «Zebra». В таблице 2 и на рис 3. представлено сравнение основных конкурентов фитнес-клуба, сделанное
World Class |
Премьер Спорт |
Zebra |
Reebok Fitnes |
Планета Фитнес |
|
Качество услуг |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
Профессионализм инструктора |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
Удобство месторасположения |
4 |
3 |
4 |
3 |
5 |
Доступность услуг |
3 |
5 |
5 |
2 |
4 |
Комфорт и удобство в залах |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
Таблица 2
Конкурентная позиция фитнес-клуба «Zebra»
Таким образом, фитнес-клуб Zebra находится в среди лидеров рынка по качеству предоставляемых услуг и их ценовой доступности. Матрица конкуренции показывает, что лидером рынка является Планета Фитнес, второе место принадлежит клубу Zebra.
Стратегия фитнес-клуба Планета Фитнес направлена на максимальный охват аудитории, при этом клуба ориентирован на посетителей со средним достатоком.
0
1
2
3
4
5
Качество услуг
Профессионализм
инструктора
Удобство
месторасположения
Доступность услуг
Комфорт и удобство в
залах
World Class
Премьер Спорт
Zebra
Reebok Fitnes
Планета Фитнес
Рис. 1. Матрица конкуренции
Основное конкурентное преимущество фитнес-клуба «World Class–Нефтяной Дом» - это предоставление своим клиентам одной из самых интересных и разнообразных программы тренировок и занятий в аэробном зале. А достоинством, привлекающим посетителей в спортивно-оздоровительный центр «Zebra», является наличие большого озонированного бассейна, что редко встретишь в других клубах Москвы. Таким образом, на сегодняшний день между упоминавшимися выше клубами наблюдается жесточайшая конкуренция, когда ценен и важен каждый клиент.
Проанализировав важнейшие направления конкурентной стратегии клуба перейдем к анализу кадровой политики. Как известно, кадры являются важнейшим ресурсом организации. Особое значение приобретает управления кадрами в фитнес-индустрии, где работники напрямую взаимодействуют с клиентом.
2.3. Анализ клиентов клуба Zebra
В ходе анализа было установлено, что основной проблемой фитнес-клуба Zebra является снижение лояльности клиентов.
При постановки задачи исследования причин нелояльности клиентов фитнес-клуба были проведены интервью с сотрудниками отдела маркетинга и рекламы спортивно-оздоровительного центра «Zebra». Анализируя результаты деятельности за прошлый год, руководство клуба выявило резко увеличившийся процент ухода клиентов. Поэтому руководством клуба было принято решение о проведении исследования, целью которого являлось выявление причин ухода клиентов фитнес-центра “Zebra”. В ходе ряда интервью с сотрудниками клуба было выяснено, что в результате проведения исследования они хотели бы получить ответы на следующие вопросы:
- «Почему клиенты спортивно-оздоровительного центра «Zebra» перестают посещать клуб?», то есть, задача исследователя - предоставить максимально полную информацию, касательно разнообразных причин ухода;
- «Какие причины ухода являются преобладающими?», то есть, иная задача данного исследования - выделить основные, с точки зрения бывших клиентов «Zebra», недостатки фитнес-клуба.
В рамках проведения исследования причин нелояльности клиентов фитнес-клуб была разработана анкета для телефонного опроса, насчитывающая 36 вопросов (см. Приложение 1). Во введении данной анкеты не только разъясняется цель звонка, но и используется вопрос-фильтр для отсеивания неподходящих для опроса респондентов. Так, респондентам в начале анкетирования задавали следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, вы посещали раньше или посещаете сейчас фитнес-центр «Zebra»?» И если опрашиваемый отвечал, что посещает выше названный клуб в настоящее время, или же, что никогда не слышал о таком заведении, то соответственно интервью на этом заканчивалось.
Реквизитная часть анкеты содержит личные данные о бывших клиентах фитнес-клуба «Zebra», а именно их пол и возраст. Важно отметить, что эта информация была получена не в ходе опроса, а взята из клиентской базы данных спортивно-оздоровительного центра.
- И наконец, основная часть анкеты телефонного опроса включает следующие блоки вопросов:
- Стиль пользования фитнес-услугами.
- Оценка внутренних помещений спортивно-оздоровительного центра;
- Необходимость предоставления дополнительных фитнес-услуг;
- Оценка качества работы сотрудников фитнес-клуба;
- Наличие негативного влияния других посетителей спортивно-оздоровительного центра;
- Дополнительные замечания по работе фитнес-клуба;
- Справедливость цены клубной карты;
- Неофициальная оплата;
- Основная причина ухода из спортивно-оздоровительного центра;
- Заключительная часть.
В ходе проведения исследования причин нелояльности клиентов фитнес-клуба для стратификации клиентов были использованы демографические характеристики, а именно были выбраны две переменные – пол и возраст. Соответственно все бывшие клиенты спортивно-оздоровительного центра «Zebra» были разделены на следующие 10 групп:
Разделение бывших клиентов спортивно-оздоровительного центра «Zebra» на группы
Таблица 3.
Возраст бывших клиентов фитнес-клуба «Zebra» |
||||||
до 18 лет |
18-28 лет |
29-36 лет |
37-46 лет |
47-80 лет |
||
Пол |
Мужской |
М0 |
М1 |
М2 |
М3 |
М4 |
Женский |
Ж0 |
Ж1 |
Ж2 |
Ж3 |
Ж4 |
Приняв во внимание, что основными и целевыми потребителями услуг, предоставляемых фитнес-клубом «Zebra», являются люди среднего возраста, было принято решение включить в исследование только 4 группы (М2, М3, Ж2, Ж3). Другими словами, в данной работе наиболее важно было узнать мнения именно целевой, приоритетной группы потребителей.
В ходе формализованного телефонного опроса бывших клиентов спортивно-оздоровительного центра «Zebra» профессиональными интервьюерами по разработанной автором анкете было опрошено 214 респондентов, из них 97 мужчин и 117 женщин. Все опрашиваемые были среднего возраста (минимальное значение - 26 лет, максимальное – 46), как и отмечалось при рассмотрении процесса построения выборки.
Проанализируем распределения ответов респондентов на основные блоки вопросов анкеты. На первые вопросы об оценке внутренних помещений спортивно-оздоровительного центра «Zebra» были получены следующие ответы.
На рисунке 2 представлены данные о посещениях внутренних помещений и процентах неудовлетворенных клиентов. Согласно данной гистограмме, наиболее посещаемыми внутренними помещениями фитнес-клуба «Zebra» являются раздевалка, бассейн, тренажерный зал и сауна. Большинство же жалоб бывших клиентов поступает также в адрес раздевалки, сауны и бассейна. Однако сделать окончательный вывод, что именно эти внутренние помещения являются наиболее непривлекательными, с точки зрения клиентов, на данном этапе будет преждевременно.