Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Характеристика Кафе «Гурман» и его персонала).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Организационная культура: сущность и типология
1.2 Тенденции развития и методы формирования современной организационной культуры
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕ «ГУРМАН»
2.1 Характеристика Кафе «Гурман» и персонала
2.2 Анализ состояния и проблем организационной культуры кафе «Гурман»
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕ «ГУРМАН»
Источник: составлено автором
Ма кс и ма л ьн о зн а чи мо й л и чн о й це н н о с тью дл я в с е х ка те го р и й с о тр удн и ко в яв л яе тс я и н те р е с н а я р а бо та ( 1,3) . Н а в то р о м ме с те с то и т в ыс о ки й за р а бо то к ( 2,7) . О дн а ко и з о бще й ка р ти н ы яв н о в ыби в а ютс я р уко в о ди те л и , ко то р ые с та в ят да н н ую це н н о с ть то л ько н а 5 и 4 ме с то с о о тв е тс тв е н н о . Дл я пр а кти че с ки в с е х ка те го р и й с о тр удн и ко в в а жн а н а де жн о с ть ме с та р а бо ты ( 2,9) . О тв е р га е мыми л и чн ыми тр удо в ыми це н н о с тями яв л яютс я хо р о ши е о тн о ше н и я с р уко в о дс тв о м ( 7,4) , о ка за н и е по мо щи ко л л е га м ( 7,7) и ка р ье р н ый р о с т ( 8,6) .
С л е дуе т о бр а ти ть в н и ма н и е , что с тр е мл е н и е к ка р ье р н о му р о с ту яв л яе тс я о дн о й и з пр о фе с с и о н а л ьн ых ко мпе те н ци й р уко в о ди те л е й и в це л о м л юде й, н а це л е н н ых н а р е зул ьта ти в н о с ть в с в о е й де яте л ьн о с ти . Мо жн о пр е дпо л о жи ть, что о с н о в н а я ма с с а с о тр удн и ко в то р го в о го пр е дпр и яти я н е в и ди т дл я с е бя в о змо жн о с ти дл я ка р ье р н о го р о с та .
Та ки м о бр а зо м, пр о в е де н н ый а н а л и з формирующейся ко р по р а ти в н о й кул ьтур ы кафе по зв о л и л с де л а ть с л е дующи е в ыв о ды:
-
- по ха р а кте р у в за и мо о тн о ше н и й ко р по р а ти в н а я кул ьтур а пр е и муще с тв е н н о пр и н а дл е жи т к кул ьтур е за да чи ;
- по с те пе н и о бщн о с ти ко р по р а ти в н а я кул ьтур а о тн о с и тс я к до ми н и р ующе й ко р по р а ти в н о й кул ьтур е ;
- по с те пе н и по дде р жа н и я це н н о с те й ко р по р а ти в н а я кул ьтур а ко мпа н и и пр и н а дл е жи т к уме р е н н о с и л ьн о му ти пу, ко то р о му с в о йс тв е н н ы уко р е н е н н ые , по дде р жи в а е мые и ши р о ко р а с пр о с тр а н е н н ые це н н о с ти ;
- по ха р а кте р у в л и ян и я кул ьтур ы н а р е зул ьта ты де яте л ьн о с ти организации ко р по р а ти в н а я кул ьтур а яв л яе тс я по зи ти в н о й.
В це л о м формирующуюся ко р по р а ти в н ую кул ьтур у кафе мо жн о ха р а кте р и зо в а ть ка к л и чн о с тн о -о р и е н ти р о в а н н ую, и н те гр а ти в н ую и с та би л ьн ую.
Выводы по главе. Та ки м о бр а зо м, ко р по р а ти в н а я кул ьтур а и ме е т дв о йс тв е н н ую пр и р о ду: с о дн о й с то р о н ы, это кул ьтур а до с ти же н и я и н те р е с о в н а р ын ке пр о да ж – кул ьтур а ко н кур е н тн о й бо р ьбы; с др уго й – это тр а ди ци о н н а я а ка де ми че с ка я кул ьтур а , о с н о в а н н а я н а с о хр а н е н и и и пр и р а ще н и и пе да го ги че с ки х це н н о с те й.
О с н о в н о й пр о бл е мо й ко р по р а ти в н о й кул ьтур ы мо жн о в ыде л и ть - н и зкую удо в л е тв о р е н н о с ть пе р с о н а л а в с в язи с о тс утс тв и е м в о змо жн о с ти ка р ье р н о го р о с та . С уще с тв ующе е с о с то ян и е ко р по р а ти в н о й кул ьтур ы о ка зыв а е т в л и ян и е н а эффе кти в н о с ть де яте л ьн о с ти фирмы , что в ыр а жа е тс я в с н и же н и и эффе кти в н о с ти р а бо ты пе р с о н а л а , с н и же н ии ур о в н я е го мо ти в а ци и .
Но вместе с тем, явно прослеживается ряд проблем в проведении и в процессе их подготовки.
1. Отсутствует проектно-аналитическая деятельность. Нет конкурсов проектов и сценариев проведения мероприятий. На сегодняшний день, можно поручить проведение мероприятия специальным фирмам. Так же отсутствует системность в деятельности участников и их информационный обмен, что не позволяет проводить мероприятия на более качественном уровне.
2. Непродуктивно используются современные коммуникативные и информационные технологии. Мероприятия проводятся по методическим рекомендациям, созданным несколько лет, а то и десятков, назад, с помощью довольно примитивных технических средств.
3. Все специальные мероприятия, посвященные ритуалам, проводятся формально.
В с в язи с в ыше и зл о же н н ым, предложим рекомендации по ул учше н и ю с о с то ян и я ко р по р а ти в н о й кул ьтур ы для сети кафе «Гурман».
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕ «ГУРМАН»
В свете выявленных проблем в деятельности организации, а именно:
- сложности в процессе приятия и качестве решений;
- неэффективная мотивация, несовершенный морально-психологический и соответственно коммуникационный климат в организации;
- отсутствие командой работы,
- автором предлагается направить усилия управляющего и членов коллектива на повышение эффективности коммуникационного процесса, акцентированного на следующих моментах:
- повышение «командного духа» и лояльности членов коллектива;
- поиск новых методов принятия качественных решений;
- усовершенствование морально-психологического климата в коллективе организации.
Для решения проблемы недостаточного развития командного духа предлагается не реже, чем 1 раз в полгода проводить тренинг по взаимодействию в организации.
Цель: сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему развитию.
В ходе тренинга решаются следующие задачи:
- продемонстрировать преимущества командной работы;
- усовершенствовать общение в команде;
- освоить навыки обратной связи;
- усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
- получить удовольствие от совместной работы.
Участники: члены коллектива «Гурман».
Время проведения: около 6 часов.
Структура тренинга включает в себя три блока (рисунок 12).
В основном блоке есть теоретическая и практическая части. В содержательном плане на тренинге прорабатываются темы, связанные с прояснением общих принципов командной работы и эффективным общением в команде.
Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.
Рисунок 12 - Структура тренинга по командообразованию
Источник: составлено автором
В основном блоке есть теоретическая и практическая части. В содержательном плане на тренинге прорабатываются темы, связанные с прояснением общих принципов командной работы и эффективным общением в команде.
Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.
Такие мероприятия необходимо проводить, пока команда Организации не станет «зрелой», т.е.:
- все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;
- умения каждого человека известны остальным и функции распределены;
- организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;
- в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;
- развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;
- созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;
- команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;
- отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.
Для сравнения ситуации до тренинга и после него предлагается анкета, представленная в Приложении Б.
Уверены, что такого рода мероприятия добавят энергии коллективу Организации для более эффективного выполнения своих функций, тем самым повысится эффективность процесса формирования адекватной организационной культуры.
Формирование лояльности персонала - одна из ключевых задач Управляющего. Основные используемые при этом инструменты показаны в таблице 9.
Для решения проблем организации по оперативному решению проблем и задач (эффективному принятию решений) предлагается следующее мероприятие: тактическое планирование по сферам ответственности.
Таблица 9
Инструменты формирования лояльности коллектива
Инструмент |
Описание инструмента |
Информирование и вовлечение |
Необходимо начать с опроса персонала о том, как повысить качество выполняемых задач. Обычно, большая их результатов учитывается при разработке стандартов работы. В результате внедрение новых стандартов проходит успешно, быстро и легко. |
Командообразующие мероприятия |
Тренинги (выше). |
Разработка объективной и прозрачной системы материального и нематериального стимулирования |
Введение новой прозрачной системы оплаты труда резко повысит лояльность персонала. Этому способствует и борьба со слухами и сплетнями, которая сама по себе выступает отдельным, самым сложным видом работы по формированию лояльности. |
Регулярный мониторинг удовлетворенности трудом |
Одним из способов ее повышения является разъяснение сотрудникам их нового социального статуса, который они приобрели путем освоения навыков работы и описание получаемых при этом преимуществ. Также можно показать документальный фильм об иностранном опыте работы с тем, чтобы люди поняли: инновации помогут приблизить условия труда к европейским нормам. |
Улучшение условий работы |
Смена мебели в комнате персонала на более комфортную, организация питания, проезда - все это влияет на общее психологическое состояние сотрудника, а значит, и на его желание работать. |
Учет возможной нелояльности при подборе персонала |
Можно начать использовать блок методик, направленных на выявление уровня субъективного контроля и конструктивности мотивации, что в результате позволит Организации сформировать команду членов, склонных к лояльному поведению. |
Источник: составлено автором
Суть такого планирования заключается в том, что помимо участия в решении общих и частных вопросов на совещаниях, члены коллектива путем, например, мозгового штурма проводят поиск оптимальных решений по повышению эффективности работы. К такому виду совещания могут быть привлечены или все члены коллектива, или те, которые более всего разбираются в анализируемой проблеме (в зависимости от проблемы).
Мозговой штурм – все еще редко применяющийся метод в российских организациях, где все построено на жесткой иерархии. С учетом, что Управляющий придерживается демократического стиля управления, как было выяснено в результате интервьюирования сотрудников организации (Приложение В,Г), а сам метод подтвердил свою эффективность, то считаем его внедрение возможным в исследуемом заведении.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) включает в себя два этапа [14, С.230]:
1. Группа выдвигает идеи по заданной теме. Все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя.
2. Оценка и развитие идей. Отбор лучших идей.
Суть метода - в отделении процесса генерации идей от их анализа и отбора. Проводить такое мероприятие рекомендуется в свободное от основной работы время не реже, чем раз в полгода или по мере возникновения проблемы.
Форма плана-отчета представлена в таблице 10.
Таблица 10
Образец формы для формирования тактического плана
Срок действия плана |
||||
Мероприятие |
Описание мероприятия |
Дата проведения |
Ответственный за выполнение |
Отметка о выполнении |
Источник: составлено автором
Необходимо также придерживаться следующих правил при составлении такого плана:
- основной упор необходимо сделать на достижении целей Организации;
- запрещается переходить на открытую критику деятельности конкретных сотрудников Организации;
- планы не должны быть многословны, необходимо выдержать принципы целеполагания: реалистичность, достижимость, эффективность.
Думает, что внедрив такую процедуру в практику работы Организации, Управляющий повысит эффективность коммуникаций принимаемых им решений. Кроме того, сможет также выявить перспективные направления развития, не высказанные вслух во время тренингов по командной работе.