Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Характеристика Кафе «Гурман» и его персонала).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Организационная культура: сущность и типология
1.2 Тенденции развития и методы формирования современной организационной культуры
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕ «ГУРМАН»
2.1 Характеристика Кафе «Гурман» и персонала
2.2 Анализ состояния и проблем организационной культуры кафе «Гурман»
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕ «ГУРМАН»
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени в России понятие «организационная культура» практически не использовалось. Однако это не означает, что в стране не существовало предприятий с развитой организационной культурой. Основная часть их приходилась на предприятия энергетики, машиностроения, обрабатывающей промышленности. В Российской Федерации вопросы организационной культуры стали актуальными в связи с переходом к рыночной экономике.
Проблемы организационной культуры привлекали значительное внимание в связи с вовлечением страны в мировые процессы глобализации, с выходом на конкурентные рынки, с ускорением темпов общения, созданием совместных предприятий, уплотнением контактов. Эффективные западные предприятия имеют развитую организационную культуру, которая используется как значительный фактор экономической эффективности. Западные организационные культуры, соответствующие целям и задачам организации, позволяют четко разграничивать фирмы одну от другой, делая их уникальными.
В большинстве российских организаций, низкая эффективность деятельности обусловлена, помимо прочих причин, именно отсутствием грамотно сформированной организационной культуры. Новые рыночные условия хозяйствования приводят к необходимости трансформации устаревшей управленческой системы, изменений в целях и способах развития культуры, в частности, формирования ключевых ценностей отдельных организаций, нацеленных на удовлетворение потребностей покупателей и упрочнение своей рыночной позиции.
В условиях рынка организационная культура выступает мощным конкурентным преимуществом предприятия, повышая эффективность функционирования во внешней среде, как правило, за счет увеличения организационной эффективности, что делает исследование уровня развития организационной культуры в организациях и на предприятиях актуальным.
Степень разработанности вопроса. Вопросы организационной культуры в настоящее время достаточно широко освещаются в научной и методической литературе. Теоретические основы организационной культуры отражены в трудах Д.В. Демина, В.В. Козлова, О.В. Ветчанова, Э.А. Капитонова и многих других. Концептуальные различия организационной и организационной культуры рассмотрены в статьях А.А. Клименко, Н.Д. Никитовой.
Типология организационной культуры описана М.В. Шумейко, Т.А. Баландиной, Е.С.Жериховым и др.
Комплексная оценка организационной культуры разработана В.Д. Аброськиной, Э.А. Капитоновым.
Диагностика организационной культуры освещена Дж. Камероном, Т.В. Хачатуровой, С.А. Митхайлиной и др. Организационная культура как основа имиджа рассмотрена А.В. Прохоровым, Т.О. Соломандиной, Е.В. Третьяковой и др.
Вопросы формирования нового уровня организационной культуры освещены в работах Л.А. Шалимовой, И.А. Ковтуна, А.В. Морозовой, Е.М. Ястребовой.
В работе использованы данные сферы питания кафе «Гурман».
Цель исследования – изучение сущности организационной культуры и ее роль в работе современного предприятия.
Заданная цель диктует необходимость решения ряда задач:
- охарактеризовать сущность и типологию организационной культуры;
- изучить тенденции развития и методы формирования современной организационной культуры;
- дать характеристику кафе «Гурман» и его персоналу;
- проанализировать текущее состояние и проблемы организационной культуры Кафе «Гурман»;
- дать рекомендации по формированию организационной культуры кафе «Гурман».
Объектом исследования является организационная культура, сложившаяся в кафе «Гурман».
Предметом исследования являются социально-трудовые и организационно-управленческие отношения, складывающиеся в результате формирования организационной культуры.
Методы исследования: графический и табличный, наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, статистические методы, анкетирование и др.
Практическая ценность исследования. Полученные материалы целесообразно использовать для внедрения в систему управления Кафе «Гурман». Также полученные материалы возможно использовать для выступлений и докладов не семинарах и конференциях, посвященных актуальным вопросам организационной культуры.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организационной культуры, ее сущность и типология, а также изучены тенденции развития и методы формирования современной организационной культуры.
Во второй главе дается характеристика организации, проводится анализ персонала и сложившейся организационной культуры, в том числе выявляются проблемы в организационной культуре кафе.
Третья глава содержит пути совершенствования организационной культуры в кафе «Гурман».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Организационная культура: сущность и типология
Следует отметить, что проблема управления организационной культурой организации наиболее глубоко исследована зарубежными специалистами. Но западные подходы к управлению организационной культурой отличаются большим разнообразием, и недостаточной проработанностью, и дискуссионностью отдельных положений, а разработанные рекомендации малопригодны для использования в современных российских условиях.
В современной России вопросу организационной культуры пристальное внимание стало уделяться в последние годы прошлого века лишь вследствие осознания того факта, что организационная культура не только отличает одну организацию от другой, но и представляет собою скрытый и до сих пор не исследованный специфический актив организации [13, С.4].
Так, экспертные оценки 2014 года выявили стоимость организационной культуры на примере средней лидирующей в сфере деловых услуг компании как актива путем анализа его экономического влияния на результаты деятельности в сумме от 103 до 210 тыс. долл. [20, С.77].
Отечественный подход к организационной культуре и, в более широком аспекте, к культуре предпринимательства в настоящее время базируется на моделях стран с развитым рынком и во многом связан с направлением рыночных преобразований, в России с начала 90-х годов прошлого века.
Под организационной культурой обычно понимают уникальную совокупность принятых в организации убеждений, ценностей, отношений, способов решения проблем, принятых норм поведения, установок, которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей [21, С.49].
Существует множество определений организационной культуры.
В соответствии с теорией Дила и Кеннеди, организационная культура - это устойчивое собрание ценностей, символов, ритуалов и историй, с помощью которых можно управлять людьми на их рабочих местах [5, с. 112].
А теория Питтерса и Уотермена характеризует организационную культуру - как систему разделяемых ценностей, которые проявляются через различные культурные артефакты (т.е. конкретные продукты культуры (устные, письменные, предметы): истории, мифы, устав, газета и т.д.. [6, с. 89].
Необходима некая модель, которая была бы понятной, описываемой с точки зрения теории управления и пригодной для практического применения. Такую модель предложил Эдвард Шейн (рисунок 1).
Артефакт (конкретные продукты культуры)
Ценности,
нормы
Поведение, архетипы (базовые способы поведения, определяемые национальной культурой)
Уровни оргкультуры:
I - поверхностный (может увидеть сторонний наблюдатель): язык, стиль общения и одежды, мифы и истории, ритуалы и церемонии, видимое поведение группы
II – средний (снаружи можно увидеть лишь небольшую часть): Цели, стратегии их достижения, философия и декларируемые принципы работы
III – глубинный: подсознательные, представляющиеся чем-то самоочевидным убеждения, особенности восприятия, мысли и чувства
Рисунок 1 - Модель организационной культуры Шейна [27, с. 82]
Данная модель представляет организационную культуру - как совокупность идей, взглядов, ценностей, разделяемых всеми членами одной организации, которая задает сотрудникам ориентиры их поведения и действий.
В модели артефактами являются видимые организационные структуры и процессы. Идеи, взгляды, ценности могут быть абсолютно разными, в том числе и в зависимости от того, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Ценностные ориентации передаются сотрудникам через символические средства духовного и материального окружения организации - стиль поведения, общения, символику, традиции, стиль одежды.
Эффективная культура в организации создает не только определенный позитив, но и конкретный материальный результат, выражающийся в заявляемых ценностях.
С точки зрения подхода организационного символизма и понимания культуры в рамках социального конструкции артефакты и демонстрируемые ценности образуют совокупность символов организации (например, истории, обряды, традиции и т.п.) [4, с. 192].
Каждому символу членами организации или группы в процессе коммуникации приписывается (придаётся) своё значение, которое в последствие, при последующем опыте коммуникации, также может меняться. В данном случае уже речь идёт о организационной культуре как о подвижном, непрерывно конструируемом явлении, при создании которого особую роль играют межличностные коммуникации.
Конкретизируем влияние организационной культуры на эффективность функционирования организации. Функции организационной культуры [6, с.15]:
- охранная – создание кафеьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы, формирование специфической логики мышления;
- интегрирующая – объединяет людей и формирует у них чувство принадлежности к организации, отождествления себя с ней, гордости. Это вызывает стремление посторонних лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем;
- регулирующая – создает общий социально-психологический климат в организации, поддерживает необходимые правила и нормы поведения и взаимоотношений участников, контактов с внешним миром, уменьшает неопределенность в сложных ситуациях. Это является гарантией стабильности, снижает возможность нежелательных конфликтов;
- коммуникационная – играет важную роль в установлении контактов между людьми, осмыслении ими наблюдений, событий и установлении связей между ними, облегчении взаимопонимания. Это ускоряет информационный обмен и обеспечивает экономию управленческих затрат;
- адаптивная – облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу и внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды;
- ориентирующая – направляет деятельность участников организации в требуемое русло, придает общий смысл их поведению;
- мотивационная – создает необходимые стимулы для действий. Это достигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к которым в принципе должны стремиться все нормальные люди;
- воспитательная;
- функция формирования имиджа организации[6, с. 13].
Таким образом, под организационной культурой понимают принятые в компании ценности и стандарты поведения и работы. Официальная организационная культура отражена в организационном кодексе компании (разделы кодекса: миссия, видение, слоганы, ценности, цели, правила и нормы внутреннего и внешнего поведения и взаимодействий). Неофициальная организационная культура проявляется в управленческом стиле и реальных взаимодействиях между сотрудниками. Рассогласование официальной и неофициальной организационной культуры приводит к ухудшению адаптации новых сотрудников, повышению тревожности работников и их выгоранию.