Файл: Государственная служба в России, опыт, современное состояние и направления совершенствования (Понятие и признаки государственной гражданской службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.  Проведенная в нашей стране административная реформа привела к созданию нового законодательства о государственной службе.

Важнейшим условием успешного решения задач современного этапа социально-экономического развития Российской Федерации как федеративного государства является повышение эффективности деятельности органов власти и управления всех уровней, что обусловливает усиление внимания к вопросам теории и практики организации и функционирования государственной службы.

Основная функция институтов власти — осуществление государственного управления, которое в свою очередь представляет собой процесс непрерывного функционирования государственной службы, что определяет ее место и ключевую роль в механизме государства.

Этим обусловлено возрастание в современной России требований к уровню профессионализма (знаний, навыков и умений) государственных служащих.

Таким образом, государственная служба представляет собой сложное социальное явление, обладающее признаками системности.

Особенности современного этапа социально-экономического и политического развития нашей страны диктуют необходимость глубокого теоретического исследования проблем правового регулирования государственной службы в ФССП. Важно, чтобы законодательство о государственной службе способствовало эффективному исполнению ФССП возложенных на них функций и успешному решению стоящих перед ними задач.

Вопросы совершенствования правового регулирования деятельности ФССП в значительной степени связаны и с тем, что их сотрудники еще нередко нарушают служебную дисциплину, злоупотребляют служебным положением, совершают правонарушения и преступления, в том числе коррупционного характера. Обеспечение законности и служебной дисциплины в деятельности ФССП России особенно актуально в связи с тем, что их сотрудники действуют от имени государства.

Указанные проблемы предопределяют актуальность исследования тенденций и факторов, влияющих на организацию и правовое регулирование государственной службы в ФССП России. Нуждаются в теоретическом осмыслении кардинальные новеллы в законодательстве о государственной службе в ФССП России.

В силу вышеизложенного анализ вопросов правового регулирования общественных отношений, связанных с государственной службой в ФССП России, представляется весьма актуальной задачей науки.

Однако сложность и объем проблем, с которыми сталкивается практика, а также осуществленные в последнее время существенные изменения в законодательстве о государственной службе обусловливают необходимость проведения дальнейших научных исследований в данной сфере.


Цель и задачи курсовой работы. Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа действующих норм о государственной службе и практики выявить особенности опыта, современного состояния и направления совершенствования государственная служба России, на примере Управления федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Дать характеристику общих положений и правового регулирования государственной службы в России;
  2. Рассмотреть понятия и признаки государственной гражданской службы, виды государственной службы в России;
  3. Проанализировать функционирования системы исполнения судебных решений Управления федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю;
  4. Разработать предложения по совершенствованию, направленные на улучшения качества исполнения возложенных полномочий.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретическую базу исследования составили научные труды ведущих отечественных авторов, занимавшихся проблемами правового регулирования государственной службы.

Методологическую основу настоящего исследования составил диалектический метод познания. При написании настоящей работы были использованы также такие частные научные методы исследования, как историко-правовой, системно-структурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический.

Нормативная и эмпирическая база исследования. Положения и выводы исследования основываются на положениях российского конституционного и административного законодательства, международных правовых актах, нормах законодательства ряда зарубежных стран, относящихся к теме исследования. Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, данные Управления федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, относящиеся к рассматриваемой проблематике, практика регулирования служебных отношений ведомственными нормативными правовыми актами.

Объектом настоящего исследования являются Управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю.

Предмет исследования составили конституционные и административно-правовые нормы о прохождении государственной службы в законодательстве России, практика применения этих норм.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАВОВЫЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

1.1 Понятие и признаки государственной гражданской службы

Государственным служащим принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права.

В 90-е годы XX в. в России в принятых нормативных правовых документах сформировалось современное понимание сущности государственной службы и системы государственной службы. В советское время, как уже отмечалось, к государственным служащим практически относились все те служащие, которые занимали должности в государственных предприятиях, учреждениях и организациях, в том числе и в органах государственной власти и управления, и получали заработную плату из государственного бюджета. [7, с. 66]

Подобное понимание государственных служащих имеет место в настоящее время и в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и других. При этом в разных странах используются различные термины - «государственная служба» (state servis), «публичная служба» (public servis), «гражданская служба» (civil servis), далеко не совпадающие по своему содержанию. [12, с. 50]

Современная трактовка понятия «государственные служащие» в постсоветской России формировалось постепенно. Большую положительную роль в этом отношении сыграли, в частности, опубликованные в начале 90-х годов первые проекты законов о государственной службе и ее реформировании. Утвержденное Указом Президента РФ в декабре 1993 г. Положение о федеральной государственной службе и принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» стали первыми основополагающими актами в правовой базе, регламентирующей эту сферу отношений. [12, с. 50]

После принятия данного Федерального закона весьма динамично и главным образом в соответствии с ним стало развиваться правотворчество субъектов РФ в сфере правового регулирования государственной службы и организации госаппарата. Именно законодательный массив субъектов РФ в значительной мере дает реальное представление о состоянии правового регулирования служебной деятельности государственных служащих, численность которых в региональных органах власти и управления превышает численность федеральных госслужащих. [16, с. 101];


Поддерживая идею Ю.Н. Старилова и аргументацию Н.М. Казанцева, отметим, что государственная служба, хотя и может пониматься в определенном смысле как процесс труда, выполнение своих властных полномочий, принципиальные отличия от понятия труда вообще имеет.

Таблица 1.1

Отличия государственной службы по критериям

Вид деятельности Критерии

Труд вообще

Государственная служба, закон

Источник правового регулирования

Трудовой кодекс

Устав

Основание начала

По договору

Обязанность

Возмездность

Исключительно за деньги

Может и бесплатно

Характер возмещения

Зарплата

Жалованье, оклад

Права субъекта

Общегражданские

Ограничены

Отношения

Материальные, договорные

Властные

Рабочий день

8 часов

Не нормирован

Правосубъектность

Права и обязанности

Компетенция, полномочия

Ответственность

Трудовая

Дисциплинарная

Пенсия

Ординарная

Повышенная

Обеспечение принуждением

Государственное или частное

Только государственное принуждение

По мнению Н.И.Глазуновой, истинная сущность государственной службы заключается в возлагаемой на граждан вечным законом общежития обязанности содействовать органам государственного начала в выполнении ими своего назначения. Государственная служба - публичный институт реализации конституции, законов и функции государства. Она формируется как система нормативно установленных государственных органов - служб, надзоров, агентств и т.п. (не путать с органами госвласти) для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов госвласти и управления. Институт функциональных административных служб, имеющий не политический, а государственный характер, призван обеспечивать, гарантировать осуществление государственных задач. [12, с. 51];

Становление и развитие института государственной службы в постсоветской России (в 1993-2003 гг.) шло в соответствии с законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ.

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» «под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» (п. 1 ст. 2). [4, с. 16];


При этом «Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей» (ст. 1). [16, с. 103];

Причем к государственным служащим относятся не все лица, занимающие государственные должности, а только те из них, которые занимают должности категории «Б» (учрежденные для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих категории «А») и госдолжности категории «В» (учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения их полномочий).

Очень важно иметь в виду, что лица, занимающие должности категории «А», не относятся к государственным служащим Российской Федерации, Кто же это конкретно?

Перечень должностей категории «А» определяется в статье 1 данного Федерального закона - это «должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов». Далее в данной статье Федерального закона приводится не исчерпывающий перечень этих должностей - Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие.

Определение понятия «государственный служащий» в дано в ст. 1 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

«1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации». [12, с. 54]