Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью

1.1 Понятие и классификация инновационной деятельности

1.2 Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий

1.3 Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах

2 Основные направления государственного управления инновационной деятельности

2.1 Анализ современного состояния инновационной деятельности России

2.2 Государственное финансирование развития науки и технологий

2.3Государственное регулирование в сфере технологических инноваций

3 Направления совершенствования форм и методов управления инновационными процессами

3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления

3.2 Формирование инфраструктуры инноваций в России

3.3 Тенденции развития инновационной деятельности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В 2017 году 60_крупнейших госкомпаний продолжили реализацию программ инновационного развития (далее - ПИР), начатую в 2011 -2012 гг. Согласно данным отчетов о реализации ПИР за 2016 год сохранилась положительная динамика по основным показателям, характеризующим инновационную активность компаний, включая финансирование исследований и разработок (в том числе из собственных средств), а также выпуск инновационной продукции, в том числе на экспорт.[29, с.56]

В 2015 году начата реализация нескольких новых направлений работы с госкомпаниями в части инноваций (зафиксированы в поручении Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2015 г. № ДМ-П36-7563):

1) Единовременная актуализация ПИР в 2015-2016 гг. с учётом произошедших изменений, макроэкономической обстановки и новых приоритетов, включая повышение спроса на российскую инновационную продукцию, обеспечение импортозамещения и внедрения российских технологий, учет в ПИР долгосрочных мировых трендов научно-технологического развития. Для актуализации ПИР разработана и утверждена обновленная методическая база.

2) Введение КПЭ инновационной деятельности, с которым будет увязано вознаграждения топ-менеджмента госкомпаний начиная с 2016 года.

3) Расширение системы независимой экспертизы ПИР, привлечение институтов развития к данной работе (в 2015 году разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты методик и положение о порядке такой экспертизы).[29, с.103]

Также в указанных компаниях в настоящее время ведется активная работа по повышению инновационности закупок инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на конец 2017 года в России функционировали 35 технологических платформ (далее - техплатформы), включающих более 3500 организаций-участников (вузов, научных организаций, производственных предприятийи др.)

Согласно экспертным оценкам, по-прежнему сохраняется значимая дифференциация техплатформ по уровню результативности функционирования. С учетом итогов работы за 2017 год деятельность 11 техплатформ можно признать эффективной, для 10 техплатформ уровень результативности можно оценить как выше среднего, для 11 техплатформ - как средний, две техплатформы на данный момент показывают результативность ниже средней.

По состоянию на конец декабря 2017 года 29 техплатформ из 35 разработали стратегические программы исследований (СПИ) - основной документ техплатформы, задающий технологические направления ее развития. В том числе для 27 платформ качество СПИ можно оценить как достаточно высокое, данные СПИ утверждены соответствующими процедурами и выложены в открытом доступе.


К основным положительным итогам за прошедший период можно отнести создание механизмов взаимодействия сообщества техплатформ, включая их совместную деятельность по популяризации инноваций и координации СПИ.

В 2015 году поддержка инновационных территориальных кластеров была продолжена в рамках предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных инвестиционных проектов.

За четыре года в рамках инновационных территориальных кластеров (ИТК) было создано новых (модернизировано существующих) более 95 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. При этом в 2017 году выработка на одного работника стала превышать соответствующий показатель 2014 года более чем в 1,4 раза (в постоянных ценах 2015 г.).[29, с.59]

С 2017 г. реализация программ развития инновационных территориальных кластеров поддерживается в соответствии с «Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров», которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Минэкономразвития России был проведен отбор мероприятий, которые учитываются при определении размера субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, а также мероприятий, включаемых в утверждаемый Минэкономразвития России перечень мероприятий, отобранных для софинансирования за счет средств субсидий. В рамках корректировки федерального бюджета в апреле 2017 года объем поддержки был сокращен с 2,5 млрд. рублей до 1,25 млрд. рублей при увеличении количества кластеров, получивших право на участие в отборе мероприятий по предоставлению субсидий, до 26, расположенных на территории 21 субъекта Российской Федерации (2015 г. - 1,3 млрд. на развитие13 кластеров, 2016 г. - 2,5 млрд. на развитие 25 кластеров).

В 2018 году Минэкономразвития России будет работать над увеличением объема бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2018 году на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров в рамках подпрограммы «Стимулирование инноваций» в размере 2,5 млрд. рублей за счет резервных средств, предусмотренных на реализацию дополнительных мер по поддержке в том числе отраслей экономики, проектов, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке и импортозамещение, развитие инновационных проектов, поддержку малого и среднего предпринимательства, несырьевого экспорта, производства высокотехнологичной продукции, а также по поддержке субъектов Российской Федерации по решениям Правительства Российской Федерации.


Также в 2018 году будет вестись работа по формированию и ведению реестра кластерных инициатив, включающего информацию о территориальных кластерах, формируемого на основании предложений федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В 2017 году велась работа по оптимизации и повышению качества предоставления государственных услуг в сфере развития интеллектуальной собственности, в том числе в рамках деятельности по утверждению административных регламентов предоставления услуг, направленной на упорядочение существующих и устранение избыточных административных процедур, установление сроков предоставления государственных услуг, ответственности должностных лиц, возможности предоставления государственных услуг в электронной форме.

Также осуществлялось совершенствование процедур управления интеллектуальной собственностью государственных компаний и оптимизация механизмов управления результатами интеллектуальной деятельности, созданными за счет бюджетных средств.

В 2017 году базовые институты развития в сфере инноваций (АО «РОСНАНО», АО «РВК», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям), Фонд «Сколково», Фонд инфраструктурных и образовательных программ) продолжили работу по реализации основных направлений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, включая создание условий для стимулирования развития соответствующих отраслей инновационной экономики (в том численанотехнологической), поддержку определенной стадии инновационного цикла, формирование инновационной экосистемы.[29, с.124]

Так, АО «РОСНАНО» как один из базовых институтов развития наноиндустрии в Российской Федерации продолжило активное содействие в реализации экономической политики путем финансирования инвестиционных проектов, способствующих построению технологических цепочек и (или) обеспечивающих развитие новых производств в сфере наноиндустрии на территории Российской Федерации. В 2017 году АО «РОСНАНО» решена одна из основных задач в рамках реализации Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 17 января 2008 года, по достижению к 2017 году объема продаж российской продукции наноиндустрии в 900 млрд. рублей. Объем продаж российской продукции наноиндустрии на конец 2017 года превысил целевые значения Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации и составил более 900 млрд. рублей, из которых более 300 млрд. рублей - объем продаж продукции наноиндустрии портфельными компаниями АО «РОСНАНО».


Несмотря на значительные риски, характерные для инновационных проектов, деятельность АО «РОСНАНО» позволила достичь определенных результатов в сфере наноиндустрии. Объем инвестиций АО «РОСНАНО» по состоянию на 31 декабря 2017 г. составил 175,5 млрд. рублей, а вклад частных инвесторов превысил 320 млрд. рублей. В результате чего на конец 2017 года благодаря инвестициям

АО «РОСНАНО» открыто 66 заводов и центров НИОКР в 28 регионах Российской Федерации.

Ключевыми векторами деятельности АО «РВК» как базового института развития венчурной индустрии в Российской Федерации в 2015 году стало обеспечение сбалансированности стадийной и отраслевой структуры российского венчурного рынка путем создания новых отраслевых фондов и посевных микрофондов, а также формирование инновационно-венчурной экосистемы. На конец 2017 года при участии капитала АО «РВК» было сформировано 23 венчурных фонда (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции и 5 микрофондов), суммарный размер которых составил более 33,6 млрд. рублей.[29, с.56]

В 2017 году АО «РВК» было объявлено о создании 6 новых фондов в форме договора инвестиционного товарищества, в том числе три микрофонда для инвестиций в проекты посевной и предпосевной стадий и три отраслевых фонда, а также подписано соглашение между АО «РВК» и Белорусским инновационным фондом о создании на паритетной основе российско-белорусского фонда венчурных инвестиций под управлением ООО «Инфрафонд РВК». В 2017 году по сравнению с предыдущим годом отмечается значительный рост инвестиций фондов с участием капитала АО «РВК» в области медицины и фармацевтики.

Поддержка инновационных проектов в 2017 году Фондом содействия инновациям осуществлялась в соответствии с основными программами финансирования, подтвердившими свою эффективность - «УМНИК», «Старт», «Коммерциализация», «Развитие» и «Интернационализация» - в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». В 2017 году Фонд содействия инновациям был включен в состав исполнителей, ответственных за реализацию Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2017 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2017 года № 98-р. Благодаря выделению дополнительных бюджетных ассигнований удалось увеличить масштабы поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства. В 2017 году всего Фондом содействия инновациям было поддержано более 3600 проектов, из них по программам «Умник» - 2491 проект, «Старт» - более 600 проектов, «Коммерциализация» - 274 проекта, «Развитие» - 255 проектов, «Интернационализация» - 32 проекта.


На конец 2017 года при участии Фонда инфраструктурных и образовательных программ в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 10 регионах России созданы 14 нанотехнологических центров, каждый из которых специализируется на определённых технологических направлениях - наноэлектронике, медицине или новых материалах. Количество созданных стартапов по итогам 2017 года превысило 400. С целью формирования кадрового потенциала наноиндустрии по всей стране разработано 130 программ переподготовки инженерных кадров, с использованием материалов которых обучено более 24 тысяч человек.

Фондом «Сколково» в течение 2017 года велась работа по реализации мероприятий подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» по таким направлениям, как создание и развитие инновационной среды на территории инновационного центра «Сколково», развитие автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Сколковский институт науки и технологий», создание инновационного центра, формирующего исследовательскую и социальную инфраструктуру, привлекательную для постоянного притока в нее талантов, и поддержание благоприятных условий для развития инноваций и коммерциализации.

По состоянию на конец 2017 года в инновационном центре «Сколково» было зарегистрировано более 1 400 участников из 65 регионов Российской Федерации. В 2017 году было одобрено грантов участникам проекта «Сколково» на реализацию инновационных проектов на сумму более 1,6 млрд. руб. (всего с начала реализации проектов было одобрено грантов на сумму более 11 млрд. рублей).

В 2017 году участники проекта «Сколково» привлекли порядка 2,5 млрд. руб. частных инвестиций на реализацию своих проектов, подали 533 заявки на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, получили выручку от ведения исследовательской деятельности в объеме более 10 млрд. руб. (накопленным итогом выручка участников проекта превысила 53 млрд. руб.). Фонд подписал 16 новых соглашений с индустриальными партнерами о создании НИОКР центров на территории инновационного центра «Сколково» в 2017 году.[29, с.79]

Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на постоянной основе проводится системная работа по повышению эффективности деятельности институтов развития в сфере инноваций, включая обеспечение их координацию и взаимодействие.