Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью

1.1 Понятие и классификация инновационной деятельности

1.2 Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий

1.3 Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах

2 Основные направления государственного управления инновационной деятельности

2.1 Анализ современного состояния инновационной деятельности России

2.2 Государственное финансирование развития науки и технологий

2.3Государственное регулирование в сфере технологических инноваций

3 Направления совершенствования форм и методов управления инновационными процессами

3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления

3.2 Формирование инфраструктуры инноваций в России

3.3 Тенденции развития инновационной деятельности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Также, определенных роста объема инновационных товаров, услуг, который в период 2013 г. 2013 г., 2017 наблюдается замедление роста показателя (таблица 3). Сокращается вес инновационных и услуг общем объеме продукции до 8,4 Снизился и вес организаций, технологические инновации 9,1% в году до 8,3% в 2017 году. [26, с.56]

Таблица 3

Объем инновационных работ, товаров услуг в России

п/п

Ед. изм

2013

2014

2015

2016

2017

1.

Инновационная активность организаций

%

10,4

10,3

10,1

9,9

9,3

2.

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации

%

8,9

9,1

8,9

8,8

8,3

3.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами

млрд. рублей

33407

35944

38334

41233

45525

в том числе инновационные товары, работы, услуги

2106

2872

3507

3579

3843

4.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг

в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

%

6,3

8,0

9,2

8,7

8,4

форуме 2016 и мир: в будущее»,13 2016 года представлен «Национальный об инновациях России в в котором неутешительные цифры: вес инновационной в общем составляет 8-9% странах-лидерах ~15%) не растет последние 3 низкая конкурентоспособность инноваций - общем мировом высокотехнологичных товаров Росси не 0,4% (однако показатель демонстрирует динамику - 2013 году вес России 0,21%).

Таким образом, ситуация предопределяет совершенствования государственной инновационной деятельности РФ. Методологической для этого стать, в числе и зарубежного опыта регулирования инновационной деятельности.

показывает мировой государственного стимулирования деятельности, каждая формирует меры поддержки инноваций исходя из инновационной политики. Например, прямое инновационных предприятий займы на условиях, иные финансирования) характерны таких стран Великобритания, Германия, Индия, КНР, США, Франция, Наибольшую финансовую развитию НИОКР в странах-членах -около 35% общей её (против 27% США и в Японии). доля государственного отмечена во (около 37%), (31%) и (почти 29%). России бюджетные были и главным источником внутренних затрат исследования и (таблица 4 При этом доля за период практически возрастает, что о том, главным спонсором координатором размещения на выполнение разработок и проектов в стране остается государство.[26, с.135]


Таблица 4

Затраты на исследования и разработки в РФ

2013

2014

2015

2016

2017

Внутренние затраты на исследования и разработки, по источникам финансирования, %

- бюджетные средства

58,8

65,6

66,0

65,8

67,1

- внебюджетные средства

31,2

34,4

34,0

34,2

32,9

создания благоприятных функционирования инновационной и повышения активности государством в основном, методы. Их целью является частных инвестиционных в сферу инноваций.

методы регулирования деятельности в направлены на благоприятных условий повышения инновационной и должны стимулом для чтобы привлекать инвестиционные ресурсы инновационную сферу.

В практике активно четыре группы методов: 1) льготы, в числе ускоренная 2) льготное (занижение процентных по кредитам); отсрочка налогообложения; специальные законодательные нормы.

налоговые льготы организаций, занимающихся и разработками, одним из механизмов государственной инновационной деятельности Великобритании. Также механизм для стимулирования деятельности предприятий широко в США, Франции, Индии др. странах.

Таким в инновационно развитых мира сбалансировано применяются и косвенные методы регулирования инновационной деятельности: путем прямого государственного инновационных проектов, так созданием инновационной инфраструктуры косвенной поддержки субъектов предпринимательства.

В целях активизации деятельности в РФ используются прямые и методы государственного регулирования, активно реализуются через инструменты.

В России основным стимулирующим инновационную деятельность, прямое финансирование НИОКР. сегодняшний день, по Росстата в РФ расходы на НИОКР 1,1% от ВВП сравнения в Китае показатель составляет 2,1%, - 1,6%). При практически все финансовые государства направлены на НИОКР - 0,4% ВВП. В 2016 Россия занимала второе в мире по уровню государственных на коммерческие НИОКР. этому показателю млн. дол.) находится на стран, лидирующих основным показателям активности.

Рисунок 1 - Государственная поддержка коммерческих инноваций (в млн. дол.)


этом затраты сектора на находятся на уровне (рис. Для анализа взято шесть с наибольшими на НИОКР.

Рисунок 2 - Структура внутренних затрат на НИОКР по источникам финансирования

Как из диаграммы, развитых странах долю затрат НИОКР несет сектор экономики. в Китае Южной Корее вес этого находится на 75%. В средства коммерческого находятся на 25 -27% структуре общих на НИОКР.[26, с.50]

В по суммарным на НИОКР находится на из последних в рейтинге стран мира. этом отметим, в нашей традиционно на уровне находится поддержка фундаментальных исследований.

В 2013-2017 в РФ создание инфраструктуры субъектов малого среднего предпринимательства области инноваций промышленного производства. выделено 6 483,8 млн. результате государственного в регионах были открыты центров субъектов МСП, том числе центров кластерного 28 центров 13 центров и два сертификации в 2017 году была финансовая поддержка кластерам в 2,5 млрд. При этом 2018 год финансирование кластеров том же объеме.

К основным инструментам косвенного государственного в инновационную деятельность РФ в целях НИОКР на современном можно отнести:

1.Для предприятий, НИОКР деятельности освобождение от НДС.

2.Повышенный расходов (с января 2012 вступали в уточненные правила расходов на типы НИОКР коэффициентом 1,5).

3. кредит (Налоговый РФ позволяет компаниям такой при наличии: либо технического собственного производства; или инновационной инвестиций в энергоэффективных объектов).

4. ускоренной амортизации по некоторым нематериальных активов срок амортизационных отчислений.

Вычет капитальных в текущем (амортизационная премия).

Хочется что в налоговом законодательстве «инновации» не и налоговые и прочие касаются только В целом, России существует несоответствие между инновационных приоритетов развития и состоянием дел отрасли налогового НИОКР. Несовершенство налоговой системы в таких сложность налогового необоснованная неравномерность нагрузки на ведения непоследовательность предоставления отмены налоговых Таким образом, налоговая система к уклонению налогов, роста сектора экономики, в свою приводит к налоговых поступлений бюджет и одной из дефицита бюджетных в частности на стимулирование деятельности и НИОКР.

Данные немного увеличились или остались неизменными в 2017 г. по сравнению с 2016 г., когда удельный вес организаций, осуществляющих организационные инновации, имел значение 3,4%, маркетинговые инновации — 2,5%, экологические инновации — 6,1%. В 2017 г. эти значения значительно уменьшились и 2,9% приходилось на организации, осуществляющие организационные инновации, 2,0% — маркетинговые инновации, 2,1% — экологические инновации.


Приведенные данные в области связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научных исследований и разработки, предоставление прочих видов услуг за 5 лет показатели показывают более интенсивный рост.

Показатель инновационной активности организаций в этой области исследования увеличился в 2017 г. до 7,9% относительно 6,7% в 2015 г., хотя наибольшее значение 9,2% было в 2016 г. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации также показал увеличение с 5,1% в 2015 г. до 9,5% в 2017 г. На существенную суммув 575174 млрд руб. в 2017 г. отгружено инновационных товаров собственного производства по сравнению с 77 964,9 млрд руб. в 2015 г. Интенсивный рост наблюдается у показателя удельного веса инновационных товаров, где за 6 лет произошло увеличение с 4,0% до 12,9%. Уменьшения наблюдаются у показателей общего удельного веса организаций, осуществлявших организационные, маркетинговые и экологические инновации.[23, с.56]

Рассмотрим инновационную активность организаций по видам экономической деятельности в табл.5.

Таблица 5

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших инновации), по видам экономической деятельности, %

 Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

10,4

10,3

10,1

9,9

9,3

Добыча полезных ископаемых

8,4

8,2

7,6

7,5

6,9

в том числе:

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

11,3

10,0

8,6

8,5

7,6

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

4,5

5,8

6,3

5,9

5,6

Обрабатывающие производства

13,3

13,4

13,3

13,6

13,3

в том числе:

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

11,8

11,9

11,0

12,5

12,2

Текстильное и швейное производство

8,2

8,6

8,5

10,0

11,2

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

8,0

6,8

11,5

12,6

12,1

Обработка древесины и производство изделий из дерева

5,5

6,0

6,8

7,4

8,6

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

3,5

3,4

3,7

3,0

2,8

Производство кокса и нефтепродуктов

31,7

31,7

29,0

25,7

21,6

Химическое производство

23,6

22,8

25,0

23,1

24,9

Производство резиновых и пластмассовых изделий

12,1

12,0

11,7

12,4

11,9

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

9,7

Продолжение таблицы 5

10,3

10,0

9,3

9,3

Металлургическое производство и производство металлических изделий

15,4

15,6

14,8

14,7

14,1

Производство машин и оборудования

17,7

16,7

15,9

15,9

13,9

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

26,5

27,9

26,9

28,3

27,4

Производство транспортных средств и оборудования

21,4

21,8

21,5

21,2

18,2

Прочие производства, не включенные в другие группировки обрабатывающих производств

17,3

15,5

15,3

15,8

17,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5,6

5,6

5,3

5,1

4,9

Связь

13,8

13,3

14,2

12,2

13,3

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

9,2

9,4

9,6

8,8

8,0

Научные исследования и разработки

29,8

30,1

31,0

33,3

32,2

Предоставление прочих видов услуг

4,9

4,0

3,5

3,5

3,1


Представленные данные инновационной активности организаций по видам экономической деятельности за последние 5 лет в общем представлении незначительно уменьшились с 10,4% до 9,3%.

Если рассматривать инновационную активность организаций по видам экономической деятельности по среднегодовым значениям за весь период, то заметно, что наибольшее процентное соотношение занимают организации, осуществляющие научные исследования и разработки, и показатель в 2017 г. достиг значения 32,2%. Организации в области связи также имеют немаловажное значение в представленных данных. На данные организации в 2013 г. приходилось максимальное значение 13,8% за последние 5 лет, но в 2017 г. показатель снизился до 13,3%. Также существенное место в инновационной активности организаций занимает обрабатывающее производство.

На основе проведенного анализа современного состояния инновационной деятельности России и, рассмотрев средние значения основных показателей, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в 10% занимает инновационная активность организаций, 8,7% приходится на организации, осуществляющие технологические инновации, удельный вес инновационных товаров, работ и услуг составляет 7,4%. Если рассматривать наихудший показатель, удельный вес которого наименьший в общей структуре, то можно наблюдать затраты на технологические инновации с 2,4%. Это значение является крайне неудовлетворительным.

На основе таблицы 5 можно сделать вывод о том, что, рассматривая средние значения удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности, самые лучшие показатели представлены научными исследованиями и разработками с 29,8%. На порядок ниже с 11,8% представлены значения обрабатывающих производств, а 11,4% приходится на связь. Самые низкие показатели представлены в производстве электроэнергии, газа и воды, а также в предоставлении прочих видов услуг с 4,6% и 3% соответственно. Это означает, что инновационная политика российского государства должна быть кардинально пересмотрена.

Агентством стратегических инициатив начата работа по подготовке дорожных карт НТИ по направлениям EnergyNet (распределенная энергетика от personalpower до smartgrid, smartcity), FoodNet (системы персонального производства и доставки еды и воды), SafeNet (новые персональные системы безопасности), HealthNet (персональная медицина), AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов), MariNet (распределенные системы морского транспорта без экипажа), AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя), FinNet (децентрализованные финансовые системы и валюты), NeuroNet (распределенные искусственные компоненты сознания и психики).