Файл: Политика психологической поддержки персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ПЕРСОНАЛА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Любая деятельность, в том числе управленческая, должна быть направлена на получение конкретных результатов. Основными заданиями руководителей всех уровней являются разработка действенных способов и приемов влияния на работников, выбор самых оптимальных управленческих рычагов и создание механизмов внедрения их в жизнь. Результатом выполнения любых конкретных функций менеджмента, которые осуществляются на принципах общих функций, являются полученные методы менеджмента.

Методы менеджмента — способы и приемы влияния управляющей системы на управляемую на разных уровнях и звеньях управления. На практике методы менеджмента являются совокупностью способов и приемов влияния на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью выполнения миссии организации и достижения ее целей.

Они направленны на объект управления (фирма, отдел, подразделение и тому подобное), то есть на работников разных видов деятельности, Их содержание оказывается через особенности приемов и способов влияния, а главной целью является обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и общественных интересов. Основным заданием управляющей системы является выработка методов менеджмента, благодаря которым она будет влиять на работников, обеспечивая их мотивацию труда, руководя и координируя их деятельность. Важное место в системе управления занимают социально-психологические методы управления. Их значение определяется существенной ролью социальных факторов в функционировании и развитии таких систем, как предприятие, отрасль, народное хозяйство в целом.

Осуществляя производство, продажу продукции и предоставление услуг потребителям, эти системы одновременно воссоздают такие социальные элементы: отношение к труду, систему социально-культурных благ, эстетические представления, нормы морали и этики, общественное мнение, правосознание и др. Кроме этого, в сфере производства и потребления человек реально осознает меру досягаемости социальных благ (условия труда, оплачиваемый отпуск, организованный отдых и тому подобное) и меру социальных свобод (право критики, право организовать собственное дело, участие в решении коренных вопросов производства и распределения). Поэтому социальный фактор — это один из могучих внутренних резервов производства, торговли, предоставления услуг, поскольку социальные отношения вплетаются в процесс производства и реализации. Область применения социально-психологических методов очень широкая. Она включает регулирование межгрупповых и внутригрупповых отношений, управление групповой динамикой, управление отдельными явлениями и сторонами коллективной жизни.

Практическая значимость. Известно, что многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить, поэтому профилактика конфликтов должна занять видное место в деятельности любой организации. Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

В зависимости от задач управления формируются групповые роли, целые и основные групповые характеристики: солидарность, сплоченность, интеграция, предприимчивость, групповой контроль, факторы организации и другие явления жизнедеятельности коллектива.

Объект исследования - ООО «Капитал».

Предмет исследования – Психологическая поддержка персонала организации.

Цель исследования – определение психологической поддержки персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации на примере ООО «Капитал».

Согласно цели и предмету исследования были определены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты социально-психологических методов психологической поддержки;

2) охарактеризовать способы социально-психологических исследований психологической поддержки;

3) исследовать особенности деятельности ООО «Капитал»;

4) дать общую характеристику психологической поддержки на примере ООО «Капитал»;

5) рассмотреть социальное планирование как эффективный психологический метод управления на ООО «Капитал»;

6) исследовать социальное нормирование и регулирование на предприятии;

7) охарактеризовать использование психологической поддержки в работе старшего менеджера на ООО «Капитал».

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы такие методы научного исследования: теоретический анализ научных литературных источников, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация. Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ПЕРСОНАЛА

1. Понятие и сущность категории «психологическая поддержка»

1.2 Формы и методы психологического сопровождения персонала

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕРСОНАЛА В ООО «КАПИТАЛ»

2.1 Общая характеристика ООО «Капитал»

2.2 Анализ и оценка кадрового состава в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности

2.3. Анализ психологической поддержки персонала в ООО «Капитал»

Таки образом, полученные результаты анализа являются основанием для создания более эффективной системы мотивации работников на предприятии «Капитал».

В решении общей задачи психологического сопровождения деятельности трудового коллектива невозможно рассматривать такой коллектив, как самостоятельный объект исследования и воздействия. Объектом может быть только персонал в контексте деловой и социальной жизни организации.

Специфика организаций малого и среднего бизнеса – это их изменчивость в плане корпоративного развития, экономических трансформаций, личностных достижений и потребностей работников и руководства, даже бытовых аспектов корпоративной жизни. Следовательно, в некоторой степени именно естественное стечение обстоятельств задает направление психологической работы. Такой подход пропагандируется многими исследователями. Так, о нем говорят авторы теории “event” (значимое событие в жизни коллектива, как толчок для изменений), исследователи организационной культуры, некоторые аспекты которой по-другому не могут быть изучены. Можно утверждать, что тактика следования за естественными процессами является наиболее адекватной в плане экологичности психологической работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из таблицы видно, что наблюдается динамика снижения объема реализации продукции – за два года доходы предприятия снизились на 15%. При этом объем производства вырос на 4%,. Как следствие, в 2017 и 2018 гг. ООО «КАПИТАЛ» было отмечено снижение чистой прибыли (финансового результата) по отношению к 2016 г. – за два года чистая прибыль (финансовый результат) предприятия уменьшилась на 43%. Соответственно, рентабельность продаж упала за два года с 13 до 6%. Все это свидетельствует о снижении эффективности работы предприятия.

Таким образом, анализ хозяйственной деятельности ООО «КАПИТАЛ» показал, что на предприятии наблюдается динамика снижения валовой выручки – за два года доходы снизились на 15%. При этом издержки обращения выросли на 4%,. Как следствие, в 2017 и 2018 гг. ООО «КАПИТАЛ» было отмечено снижение чистой прибыли (финансового результата) по отношению к 2012 г. – за два года чистая прибыль (финансовый результат) предприятия уменьшилась на 43%. Соответственно, рентабельность продаж упала за два года с 13 до 6%. Все это свидетельствует о снижении эффективности работы предприятия.

2.2 Анализ и оценка кадрового состава в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности

Организационная структура управления компанией представлена на рисунке 1.

Генеральный директор ООО «КАПИТАЛ»

Заместитель директора

Коммерческий

директор

Исполнительный

директор

Коммерческий

отдел

Отдел кадров

Исследовательский отдел

Финансовый отдел

Отдел охраны труда

Отдел по производству детекторов и анализаторов

Отдел по производству криминалистического оборудования

Отдел снабжения

Бухгалтерия

Технологический отдел

Отдел маркетинга и сбыта

Рисунок 1 – Организационная структура управления компанией

Основное управление компанией осуществляет генеральный директор. Ему подчиняются заместитель, коммерческий и исполнительный директоры.


Структура управления включает в себя следующие структурные подразделения:

  • коммерческий отдел (осуществляет функции продаж и работу с заказчиками);
  • отдел кадров (работа с персоналом и ведение кадровой документации);
  • исследовательский отдел (осуществляет исследования в сфере деятельности компании, разрабатывает новое оборудование и аппаратуру для досмотра);
  • финансовый отдел (осуществляет организацию финансовой деятельности предприятия с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции и получения максимальной прибыли);
  • отдел охраны труда.

Кроме того, для каждой категории выпускаемого оборудования в компании имеется свой отдел (например, отдел по производству детекторов и анализаторов).

Для каждого отдела по производству имеются ряд подотделов: отдел снабжения, бухгалтерия, технологический отдел, отдел маркетинга и сбыта.

Вид организационной структуры управления: дивизионная.

Основные достоинства дивизионной структуры управления являются:

  • глубокое знание специфики продуктов;
  • усиление межфункциональной координации по каждому продукту (выпускаемому виду оборудования и аппаратуры);
  • рост возможностей получения выгод от экономии на размерах при продуктовой специализации, а также за счёт более быстрой реакции на местные запросы и изменения спроса потребителей.

Среднесписочная численность персонала ООО «КАПИТАЛ» в 2018 году составила 910 человек.

Структура персонала по категориям представлена в таблице 5.

Таблица 5

Структура персонала ООО «КАПИТАЛ» по категориям в 2016-2018 гг.

Категория персонала

Значение, человек

Структура, %

2016

2017

2018

2016

2017

2018

Руководители

58

52

49

5,58%

5,47%

5,38%

Специалисты

102

95

85

9,81%

10,00%

9,34%

Производственный персонал (рабочие)

759

721

706

72,98%

75,89%

77,58%

Вспомогательный персонал (служащие)

121

82

70

11,63%

8,63%

7,69%

Среднесписочная численность

1040

950

910

100,00%

100,00%

100,00%


Как видно из таблицы 5, в структуре персонала основную долю сотрудников занимают рабочие. За период 2016-2018 гг. их доля увеличилась на 4,6%. За исследуемый период снизилась доля руководителей, вспомогательного персонала и специалистов.

В ходе выполнения исследования осуществлен качественный анализ персонала по ряду критериев: пол, возраст, стаж и уровень образования (таблица 6).

Таблица 6

Качественный анализ персонала ООО «КАПИТАЛ»

Признаки

Численность, человек

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Среднесписочная численность:

1040

950

910

Анализ по полу:

мужчины

718

645

621

женщины

322

305

289

Анализ по возрасту:

до 20 лет

255

233

205

от 20-35 лет

260

245

236

от 35-50 лет

338

303

312

более 50

187

169

157

Анализ по образованию:

Среднее общее

287

225

181

Среднее (специальное)

503

489

496

Высшее

250

236

233

Анализ по стажу:

0-5 года

368

330

315

5-10 лет

421

410

405

более 10 лет

251

210

190

Большинство работников ООО «КАПИТАЛ» (34,29%) в возрасте от 35 до 50 лет. Доля молодых работников (до 20 лет) – 22,53%, от 20 до 35 лет – 25,93%. Доля сотрудников старше 50 лет составляет 17,25%.

Таким образом, штат сотрудников компании достаточно молодой.


Основная часть работников компании имеют стаж работы от 5 до 10 лет, доля сотрудников со стажем более 10 лет составила 20,88%. Доля сотрудников со стажем менее 5 лет – 34,62%.

Больше половины работников ООО «КАПИТАЛ» (54,51%) имеют среднее специальное образование, среднее образование у 19,89% сотрудников. Высшее образование имеют более четверти сотрудников (25,6%).

Далее осуществим анализ движения персонала за исследуемый период.

Данные для анализа движения персонала за 2016-2018 годы представлены в таблице 7.

Таблица 7

Данные для анализа движения персонала за 2016-2018 годы

Показатель

Значение

Темп прироста, %

2016

2017

2018

2017/2016

2018/2016

Численность персонала на начало периода, чел.

1100

980

920

-11

-16

Поступило работников за период, чел.

151

145

123

-4

-19

Выбыло за период работников

211

175

143

-17

-32

В т.ч. по причинам текучести, чел.

118

121

115

3

-3

Численность персонала на конец периода, чел.

980

920

900

-6

-8

Среднесписочная численность, чел.

1040

950

910

-4

-13

Как видно из таблицы, на предприятии имеется тенденция к уменьшению численности персонала, при этом выручка на одного рабочего в сопоставимых ценах снизилась на 10% по сравнению с 2016-м г. Это свидетельствует о том, что в связи со снижением среднесписочной численности происходит снижение эффективности использования трудовых ресурсов.

Расчет коэффициентов движения персонала представлен в таблице 8.

Таблица 8

Расчет коэффициентов движения персонала

Показатель

2016

2017

2018

Коэффициент оборота по выбытию

0,19

0,18

0,16

Коэффициент оборота по приему

0,14

0,15

0,13

Коэффициент общего оборота

0,33

0,33

0,29

Коэффициент постоянства состава

0,67

0,67

0,71

Коэффициент текучести кадров

0,11

0,12

0,13


Как видно из таблицы 8 за период снижается коэффициент оборота по выбытию, однако коэффициент текучести кадров возрастает. Таким образом, увеличивается доля сотрудников, уволившихся по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины.

2.3. Анализ психологической поддержки персонала в ООО «Капитал»

ООО «Капитал» является коммерческой организацией. Потребность в психологической помощи (консультировании, проектировании продукта, обучении, исследованиях и пр.) в российском перестраивающемся обществе, и в первую очередь у глав крупных государственных предприятий и коммерческих фирм, только начинает формироваться вместе с осознанием необходимости и престижности наличия психолога в штате своей организации.

В организационной структуре ООО «Капитал» отсутствует психологическая служба.

Психологическая служба в большинстве своих задач выполняет функции психологической лаборатории, требующей большого штата сотрудников, поточности обследуемого персонала и однородности самих исследований. Все это возможно только на крупном предприятии, где большой коллектив сотрудников выполняет идентичную работу по одной профессии. Несмотря на заявляемую многофункциональность, конкретный коллектив специалистов – психологов ограничен в преобладающем объеме работы рамками количественных методов психодиагностики.

Методы исследования в ООО «Капитал» психологического сопровождения персонала ˗ это взаимообратная связь между сотрудниками их руководителями, личные беседы по результатам проделанной работы сотрудника и начальника отдела, что отсутствовало в организации.

Для оценки системы психологического сопровождения сотрудников предприятия «КАПИТАЛ» было проведено социальное исследование, которое выполнялось с помощью анкетного опроса сотрудников. Были использованы стандартные анкеты «Исследования мотивационной структуры персонала при построении системы оплаты труда» и «Удовлетворенность работника». В результате обработки анкет была установлена степень удовлетворенности работников зарплатой, условиями труда, методами стимулирования труда на предприятии. Анкетный опрос также был направлен на то, что бы определить, какие методы мотивации труда стимулируют каждого из сотрудников, и что именно он желал бы изменить в системе мотивации.