Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Основные теории лидерства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ авторитета и лидерства в системе менеджмента
1.1. Руководство и лидерство, их особенности
1.2. Основные теории лидерства
2. АНАЛИЗ особенностей лидерства МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Разработка и применение психодиагностической методики для определения стиля лидерства
2.3. Анализ эффективности профессиональной деятельности менеджеров с различными стилями лидерства
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ С УЧЕТОМ СТИЛЯ лидерства
3.1. Рекомендации по совершенствованию личностных и деловых качеств менеджеров
Структура персонала по стажу работы показана на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура персонала ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
по величине трудового стажа
Из диаграммы видно, что на предприятии преобладают сотрудники с трудовым стажем от 3 до 10 лет (почти 48%). Примерно четверть персонала имеет стаж 1-3 года, и еще одна четверть – более 10 лет. Менее всего сотрудников со стажем менее 1 года (4,6%).
Таким образом, на предприятии работает опытный и квалифицированный персонал. Многолетний опыт эффективного производства сформировал в коллективе предприятия развитые межличностные коммуникации и, что немаловажно, грамотный обмен опытом и наработками.
Что касается менеджеров среднего и высшего звена, то они регулярно повышают свою квалификацию, ездят в командировки на другие домостроительные комбинаты России и Восточной Европы, посещают промышленные выставки, участвуют в специализированных семинарах и тематических круглых столах.
2.2. Разработка и применение психодиагностической методики для определения стиля лидерства
Для определения типа руководителей структурных подразделений
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» в рамках данного исследования была разработана психодиагностическая методика. Она предназначена для диагностики доминирующего стиля лидерства у начальников различных цехов предприятия.
Методика «Индикатор стиля лидерства» представляет собой опросник, состоящий из 33 утверждений (см. Приложение 2), каждое из которых характеризует один из трех стилей управления коллективом и решения задач в организации. Ознакомившись с утверждениями, респонденты оценивают каждое утверждение на предмет того, подходит оно им или нет. После прохождения опроса ответы испытуемого сопоставляются с ключом (см. Приложение 3), в результате чего подсчитывается сумма баллов по каждому набору вопросов, характеризующих определенный стиль руководства. В зависимости от количества набранных баллов, согласуясь с таблицей 3, дается оценка выраженности данного стиля у руководителя и определяется доминирующий стиль лидерства.
Таблица 3 – Нормы для оценки результатов теста «Индикатор стиля лидерства»
Степень |
Количество набранных баллов |
Очень низкая |
≤ 14 |
Низкая |
15 – 19 |
Средняя |
20 – 26 |
Высокая |
≥ 27 |
Анкеты опроса были выданы для заполнения на предприятии
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» начальникам 7 цехов, содержащих в штате приблизительно равное количество людей и производящих практически однородную продукцию. Важно отметить, что в процессе проведения опросов были соблюдены все главные этические принципы психологических исследований: принцип конфиденциальности, принцип информированного согласия, принцип справедливого отбора участников, принцип уважения к личности и автономии испытуемого.
Набранные баллы распределились следующим образом (см. таблицу 4).
Таблица 4 – Набранные руководителями баллы по методике «Индикатор стиля лидерства»
№ цеха |
ФИО |
Количество набранных баллов по шкалам |
||
Авторитарный лидер |
Демократический лидер |
Либеральный лидер |
||
1 |
Андронов Дмитрий Николаевич |
27 |
18 |
12 |
2 |
Когалымов Степан Петрович |
17 |
25 |
16 |
3 |
Бурк Иван Анатольевич |
28 |
14 |
11 |
4 |
Шелестович Алексей Федорович |
11 |
18 |
20 |
5 |
Ивлиев Олег |
12 |
30 |
18 |
6 |
Орлов Филипп Егорович |
16 |
26 |
21 |
7 |
Терехов Виктор Семенович |
25 |
23 |
13 |
Таким образом, по результатам исследования обнаружено, что
из 7 опрошенных менеджеров среднего звена на предприятии
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» 3 менеджера относятся к авторитарным лидерам (из них у двоих руководителей высокая степень выраженности данного качества), 3 – к демократическим руководителям (из них один обладает высокой степенью выраженности признака), и у одного менеджера выявлено предпочтение либерального стиля руководства (со средней степенью выраженности).
Эти результаты отражены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты применения методики «Индикатор стиля лидерства» в ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
№ |
Руководитель |
Выявленный |
Степень выраженности |
1 |
Андронов Дмитрий Николаевич |
Авторитарный |
Высокая |
2 |
Когалымов Степан Петрович |
Демократический |
Средняя |
3 |
Бурк Иван Анатольевич |
Авторитарный |
Высокая |
4 |
Шелестович Алексей Федорович |
Либеральный |
Средняя |
5 |
Ивлиев Олег Иванович |
Демократический |
Высокая |
6 |
Орлов Филипп Егорович |
Демократический |
Средняя |
7 |
Терехов Виктор Семенович |
Авторитарный |
Средняя |
Полученные данные будут использованы далее для определения взаимосвязи эффективности менеджеров и их типа лидерства.
2.3. Анализ эффективности профессиональной деятельности менеджеров с различными стилями лидерства
Об эффективности работы руководителя можно судить по определенным критериям. Можно выделить два вида подобных критериев:
-
- экономические;
- социально-психологические.
Основным экономическим критерием оценки деятельности руководителя среднего звена является конечный результат труда вверенного ему подразделения, в котором соединены усилия руководителя и непосредственных исполнителей. Результативность труда подразделения характеризуется такими показателями, как:
- производительность труда;
- соответствие производственному плану (превышение или отставание фактических показателей выработки от плановых);
- процент брака в производстве;
- наличие нововведений, внедрение инноваций и др.
К социально-психологическим критериям относятся:
- морально-психологический климат в коллективе;
- удовлетворенность сотрудников членством в коллективе;
- самооценка коллектива;
- авторитет руководителя;
- текучесть кадров.
Выделение социально-психологических критериев обусловлено в первую очередь тем, что, согласно теории Анри Файоля, функциями менеджмента наряду с планированием, организацией и контролем являются координирование и мотивация [28]. Поэтому деятельность руководителя должна оцениваться не только материальными показателями производства, но и тем, насколько хорошо организована командная работа, каков морально-психологический климат в коллективе и уровень мотивации подчиненных.
В продолжение исследования работы менеджеров среднего звена на предприятии ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» были изучены экономические и социально-психологические показатели эффективности профессиональной деятельности руководителей семи цехов домостроительного комбината.
Источником для расчета экономических показателей стали данные бухгалтерского и управленческого учета на предприятии. Для сравнения были взяты следующие экономические показатели: соответствие фактического выпуска продукции плановым показателям (превышение [+] или отставание [–]) в I квартале 2019 года, процент брака в производстве в I квартале 2019 года, успешное внедрение инноваций в цехе в течение последних трех лет.
Сравнение экономических показателей, характеризующих эффективность управления цехами комбината, приведено в таблице 6.
Таблица 6 – Экономические показатели эффективности деятельности руководителей цехов ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
№ цеха |
Руководитель |
Показатель эффективности деятельности |
||
Превышение / |
Брак в производстве, |
Успешное внедрение инноваций |
||
1 |
Андронов Дмитрий Николаевич |
+ 12,2 |
0,004 |
1 |
2 |
Когалымов Степан Петрович |
+ 15,1 |
0,015 |
2 |
3 |
Бурк Иван Анатольевич |
+ 16,8 |
0,009 |
Нет |
4 |
Шелестович Алексей Федорович |
– 3,3 |
0,049 |
1 |
5 |
Ивлиев Олег |
+ 10,0 |
0,008 |
6 |
6 |
Орлов Филипп Егорович |
– 0,5 |
0,027 |
4 |
7 |
Терехов Виктор Семенович |
+ 1,3 |
0,002 |
1 |
Чтобы рассчитать следующий тип показателей, а именно социально-психологические показатели эффективности профессиональной деятельности руководителей цехов, было использован метод опроса рабочих цеха (подчиненных). В ходе опроса рабочим предлагалось оценить следующие параметры их коллектива по пятибалльной шкале (от 0 до 5):
- морально-психологический климат в коллективе;
- удовлетворенность своим членством в коллективе;
- частота и качество проведения корпоративных мероприятий;
- внимательность руководителя к нуждам и просьбам работников;
- способность руководителя к диалогу с подчиненными.
Анкета опроса подчиненных приведена в Приложении 4.
Обработка результатов опроса проводилась следующим образом:
- Вначале были подсчитаны средние арифметические простые по каждому из 5 параметров для каждого цеха (с точностью до десятых).
- Затем все значения средних арифметических простых были занесены в ячейки общей таблицы (см. таблицу 7) .
- Далее каждому социально-психологическому параметру был присвоен весовой коэффициент в зависимости от важности параметра и того, насколько сильно он отражает качество работы руководителя коллектива.
- Средняя арифметическая взвешенная величина для каждого цеха, рассчитанная в последней строке таблицы 7 (с точностью до десятых), и явилась итогом обработки результатов опроса подчиненных.
Таблица 7 – Обработка результатов опроса работников цехов (подчиненных)
Параметр |
Весо- вой |
Средняя арифметическая простая |
|||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
|||
1 |
Морально-психологический климат в коллективе |
0,25 |
2,7 |
4,1 |
2,8 |
3,1 |
4,3 |
4,3 |
3,1 |
2 |
Удовлетворенность членством в коллективе |
0,10 |
2,0 |
3,8 |
2,2 |
3,0 |
3,7 |
4,4 |
3,3 |
3 |
Частота и качество проведения корпоративных мероприятий в цехе |
0,05 |
0,4 |
3,9 |
0,9 |
0,8 |
4,1 |
3,6 |
1,2 |
4 |
Внимательность руководителя к нуждам и просьбам работников |
0,30 |
1,3 |
4,0 |
1,8 |
2,3 |
4,6 |
3,8 |
2,1 |
5 |
Способность руководителя к диалогу с подчиненными |
0,30 |
2,2 |
4,5 |
1,5 |
4,2 |
4,8 |
4,6 |
2,5 |
Средняя арифметическая взвешенная |
1,9 |
4,2 |
2,0 |
3,1 |
4,5 |
4,2 |
2,5 |