Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Основные теории лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
      1. Направления роста:
  • Развитие умения отстаивать свою точку зрения, уверенности в себе и силы воли;
  • Изменение стратегии избегания ответственности на стратегию решения проблем;
  • Усиление личного контроля за производством и выполнением плана выпуска продукции;
  • Повышение собственной вовлеченности в дела коллектива, не допуская при этом панибратства и фамильярного отношения к себе;
  • Развитие умения при необходимости применять более строгие негативные санкции, такие как дисциплинарное взыскание, выговор, лишение премии, а в крайнем случае – увольнение.

Демократический руководитель.

      1. Сильные стороны:

Доброжелательное и дружелюбное отношение к подчиненным, развитая коммуникация с коллективом, творческий подход к работе, способность к компромиссам, интеллектуальное управление, стремление к постоянному саморазвитию и профессиональному росту и поощрение такового у подчиненных. В плане мотивации стремится к «золотой середине», умеет грамотно сочетать «кнут и пряник», часто делает упор на инновации, стремится посещать самые последние современные тренинги, курсы и семинары.

      1. Слабые стороны:

Порою излишне гонится за нововведениями и перспективами, не уделяя достаточно внимания каждодневным рутинным вопросам и необходимости строгого контроля за деятельностью подразделения.

Также у такого руководителя есть риск формирования фамильярного отношения подчиненных к нему и размывания границ субординации.

Но в целом, демократический тип лидера является наиболее гармоничным из трех рассматриваемых типов и имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков.

      1. Направления роста:
  • Уделять повышенное внимание планированию и контролю на производстве;
  • Следить за соблюдением субординации подчиненными;
  • Избегать крайностей, свойственных авторитарному и либеральному стилям руководства.

Таким образом, с учетом специфики руководителей трех типов для каждого из них были рекомендованы направления личностного роста и развития деловых качеств. Конкретные мероприятия, которые могут быть осуществлены в рамках указанных направлений, предложены далее.

3.2. Мероприятия по повышению профессиональной эффективности менеджеров в ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»

Для гармонизации личности, стиля управления и повышения профессиональной эффективности руководителей цехов предприятия
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» автором была разработана и предложена следующая система мероприятий:


      1. «Круглый стол с активом подчиненных».
  • Суть мероприятия:

Раз в 2-3 недели руководитель проводит «круглый стол» – неформальное совещание с наиболее активными и инициативными работниками (актив цеха). На совещании происходит обмен мнениями и идеями по поводу дальнейшего развития производства, темпов выполнения плана, организационных и хозяйственных вопросов.

  • На что направлено:

Выработка умения строить диалог с подчиненными, обмениваться мнениями, решать вопросы коллегиально. Создание «обратной связи» с подчиненными.

  • Для кого рекомендовано:

Авторитарные и либеральные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. – цех №3, Шелестович А.Ф. – цех №4, Терехов В.С. – цех №7).

      1. «Конкурс рационализаторских идей».
  • Суть мероприятия:

В цехе объявляется конкурс рационализаторских идеи и творческих предложений. Идеи могут касаться как производственно-технологической, так и организационно-хозяйственной или корпоративной, досуговой стороны жизни цеха. Все предложения должны быть рассмотрены при участии руководителя, а авторы наиболее перспективных идей – награждены. В идеале, несколько предложений должны быть реализованы.

  • На что направлено:

Развитие внимания к предложениям подчиненных, умение принимать их к сведению и поощрять инициативу и творчество; повышение лояльности к нововведениям.

  • Для кого рекомендовано:

Авторитарные и либеральные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. – цех №3, Шелестович А.Ф. – цех №4, Терехов В.С. – цех №7).

      1. «Час жалоб и предложений».
  • Суть мероприятия:

Раз в неделю руководитель выделяет 1 час, во время которого занимается приемом сотрудников и рассмотрением их жалоб, личных просьб и предложений. Возможны как личные визиты подчиненных (предпочтительнее), так и работа с письменными обращениями.

  • На что направлено:

Повышение внимательности к просьбам и жалобам сотрудников с целью увеличения заботы о коллективе и повышения удовлетворенности сотрудников своим членством в нем.

  • Для кого рекомендовано:

Авторитарные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. –
цех №3, Терехов В.С. – цех №7).

      1. «Корпоративные выходные и teambuilding».
  • Суть мероприятия:

Организация корпоративных мероприятий и совместного отдыха, тренингов командообразования (teambuilding) и деловых игр для всего коллектива, в которых наравне со всеми обязательно принимает участие руководитель. Примеры:


  • Известная игра «Веревочный курс»;
  • «Бег в мешках»;
  • Различные квесты в специальных помещениях и на природе (можно заказать в event-агентствах);
  • «Проверка на себе» (дегустация собственной продукции и отгадывание ее сорта и вида),
  • «Шерстяной teambuilding» (Ведущий достает из кармана клубок шерсти и наглядно демонстрирует с его помощью схему создания прочных и доверительных связей между коллегами. Этот клубок он перекидывает одному из участников, создав тем самым первую коммуникацию. Оставляя нить в руках, участник перекидывает клубок дальше. Всем остальным так же раздаются клубки, процесс идет – и постепенно весь зал накрывается шерстяным покрывалом. Эта игра несет главную командообразующую
    идею – от действий каждого зависит успех всех).
  • На что направлено:

Развитие командного духа, сплоченности коллектива, усиление неформальных эмоциональных связей руководителя с подчиненными. Снижение эгоцентрических тенденций в поведении и мышлении руководителя, обострение социальной чувствительности, повышение адекватности самооценок и взаимооценок в коллективе.

  • Для кого рекомендовано:

Руководители всех типов (цеха №1-7).

      1. «Тренинги личной эффективности и self-менеджмента для руководителя».
  • Суть мероприятия:

Руководители всех цехов периодически посещают тренинги, которые помогут им развить недостающие личностные качества, повысить самоорганизацию и профессиональную эффективность.

План необходимых тренингов приведен в таблице 9.

Таблица 9 – План тренингов для менеджеров ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»


п/п

Тип тренинга

Какому типу лидеров рекомендовано

Руководители цехов

1

«Тайм-менеджмент
и самодисциплина»

Либеральный

Шелестович А.Ф. (цех №4)

2

«Искусство делегировать»

Авторитарный

Андронов Д.Н. (цех №1),
Бурк И.А. (цех №3),
Терехов В.С. (цех №7)

3

«Развитие харизмы руководителя»

Либеральный

Шелестович А.Ф. (цех №4)

4

«Управление стрессом»

Лидеры всех типов

Руководители всех цехов

5

«Профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания менеджера»

Лидеры всех типов;

особенно показано авторитарным

Руководители всех цехов

Андронов Д.Н. (цех №1),
Бурк И.А. (цех №3),
Терехов В.С. (цех №7)

6

«Искусство влиять
и убеждать»

Либеральные

Шелестович А.Ф. (цех №4)

Демократические

Когалымов С.П. (цех №2),
Ивлиев О.И. (цех №5),
Орлов Ф.Е. (цех №6)

7

«3D-руководитель: Думаю, Делаю, Достигаю»

Либеральные

Шелестович А.Ф. (цех №4)

Демократические

Когалымов С.П. (цех №2),
Ивлиев О.И. (цех №5),
Орлов Ф.Е. (цех №6)

8

«Индивидуальный подход в управлении коллективом»

Авторитарные

Андронов Д.Н. (цех №1),
Бурк И.А. (цех №3),
Терехов В.С. (цех №7).

9

«Жесткие переговоры: противостою, контролирую, побеждаю»

Либеральные

Шелестович А.Ф. (цех №4)

Демократические

Когалымов С.П. (цех №2),
Ивлиев О.И. (цех №5),
Орлов Ф.Е. (цех №6)


  • На что направлено:

Повышение личностной и профессиональной эффективности посредством обучения новым знаниям и навыкам.

  • Для кого рекомендовано:

Руководители всех типов; выбор конкретных тренингов для каждого типа лидера рекомендован выше.

Таким образом, автором была разработана комплексная система мероприятий, направленная на развитие слабых сторон каждого типа руководителя и способствующая повышению его профессиональной эффективности.

Важно отметить, что разработанная система мер рассчитана на 6 месяцев, в течение которых постепенно будут осуществляться плановые мероприятия. После этого срока предполагается повторение анализа экономических показателей производства в каждом из 7 цехов ООО «ДСК РЕМСТРОЙ», а также повторное анкетирование подчиненных с целью выявления изменений в морально-психологическом состоянии коллектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В науке об управлении выделяют следующие основные теории лидерства: теория лидерских черт (или теория «великого человека»); теория лидерских стилей (управления человеком); ситуационные теории лидерства; психоаналитические теории лидерства; личностно-ситуационные теории лидерства, и др.

Выделяют три основных стиля руководства, который может применять менеджер: авторитарный, демократический и либеральный.

Исследование стилей лидерства менеджеров и их эффективности проводилось в данной работе на предприятии ООО «ДСК РЕМСТРОЙ». Структура управления на предприятии – линейно-функциональная, персонал организации включает в себя многочисленный производственный и управленческий персонал (3 звена менеджмента). Кадровые ресурсы предприятия на 12,3% состоят из менеджмента, а 67,1% составляет основной производственный персонал. Больше всего на предприятии сотрудников со средним профессиональным и трудовым стажем от 3 до 10 лет.

Для определения стиля лидерства структурных подразделений
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» в рамках данного исследования была разработана психодиагностическая методика. Она предназначена для диагностики доминирующего стиля лидерства у начальников производственных цехов предприятия. Также были проанализированы экономические и социально-психологические показатели эффективности деятельности менеджеров.
По результатам анализа были сделаны следующие выводы:


  1. Управление авторитарных лидеров оказывает положительное влияние на интенсивность выпуска продукции, дисциплину, соблюдение правил и выполнение производственного плана, но с точки зрения социально-психологических характеристик такой тип лидера не эффективен и негативно воздействует на моральное состояние и удовлетворенность своих подчиненных.
  2. Либеральный лидер недостаточно эффективен как с точки зрения экономических результатов своей деятельности, так и с точки зрения заботы о коллективе. Его попустительский стиль руководства не способствует эффективному выполнению контролирующей, координирующей и стимулирующей функций менеджмента.
  3. Демократический руководитель не всегда имеет выдающиеся результаты и показатели производства, чаще всего они держатся на стабильном и оптимальном уровне, сочетаясь при этом с гармоничной организацией взаимоотношений в коллективе, хорошей мотивацией подчиненных, заботой об их комфорте и постоянным стремлением к инновациям и улучшениям.

Каждый менеджер имеет свои сильные и слабые стороны, и его задача в процессе личностного и профессионального развития поддерживать свои достоинства и тренировать, развивать слабые стороны. Для достижения этой цели были определены направления совершенствования качеств менеджеров. Для руководителей всех типов была разработана конкретная система мероприятий по личностному и деловому развитию и повышению профессиональной эффективности с учетом выбранного типа руководства. Разработанная система мер рассчитана на 6 месяцев, в течение которых постепенно будут осуществляться плановые мероприятия.

Проведенное исследование имело теоретическую и практическую значимость, разработанные анкеты, методики и планы мероприятия полностью пригодны для реализации и внедрения в практику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №52-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 16.05.2019).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 16.05.2019).
  3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 16.05.2019).
  4. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов /
    Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
  5. Балашов, А.П. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие / А.П. Балашов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
  6. Белкин, В.Н. Основы сбалансированности систем стимулов и мотивов труда персонала предприятия / В.Н. Белкин, Н.А. Белкина, О.А. Антонова // Вестник ЧелГУ. – 2014. – №2(331). – С. 56-64.
  7. Бухарова, Н.В. Стимулирование в системе мотивации труда / Н.В. Бухарова // Социально-политические науки. – 2014. – №1. – С. 59-65.
  8. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – 4-е изд., с изм. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 624 с.
  9. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский,
    А.И. Наумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 656 с.
  10. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология: учебник /
    О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 352 с.
  11. Гибсон, Д.Л. Организации: поведение, структура, процессы /
    Д.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли-мл.; пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 662 с.
  12. Гусев, А.А. Проблема формирования адаптивных систем управления в условиях перехода к шестому технологическому укладу / А.А. Гусев // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. – №2. – 2011. – С. 94-103.
  13. Гусев, А.А. Эволюция и проблематика концепций личности руководителя в аспекте эффективности управленческой деятельности /
    А.А. Гусев // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. – № 3 (23). – 2014. – С. 18-29.
  14. Друкер, П.Ф. Классические работы по менеджменту / П.Ф. Друкер. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 220 с.
  15. Евтихов, О.В. Развитие лидерского потенциала руководителя: монография / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 198 с.
  16. Евтихов, О.В. Эффективное лидерство / О.В. Евтихов. – Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2014. – 132 с.
  17. Кетс де Врис, М. Новые лидеры российского бизнеса / М. Кетс де Врис, С. Шекшня, К. Коротов [и др.]; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 339 с.
  18. Кетс де Вриес, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Вриес. – 2-е изд.: пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 280 с.
  19. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанов [и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 524 с
  20. Кови, С.Р. Лидерство, основанное на принципах / С. Кови; пер. с англ. – 7-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 302 с.
  21. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности / С. Р. Кови; пер. с англ. – 10-е изд., доп. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 396 с.
  22. Кови, С.Р. Семь навыков эффективных менеджеров: Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала / С. Кови; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 88 с.
  23. Корзенко, Н.И. Стимулирование и мотивация труда в организации / Н.И. Корзенко, А.С. Хорева // Вестник ЧелГУ. – 2015. – №1(356). – С. 127-128.
  24. Латфуллин, Г.Р. Теория менеджмента: учебник для вузов /
    Г.Р. Латфуллин, А.С. Никитин, С.С. Серебренников. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
  25. Степанов, A.A. О формировании эффективной системы мотивации труда на предприятии / А. А. Степанов // Фундаментальные и прикладные исследования. – 2016. – №5. – С. 55-61.
  26. Столяренко, Л.Д. Психология личности / Л.Д. Столяренко,
    С.И. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 575 с.
  27. Управление человеческими ресурсами организации: теория, процессы, технологии: монография / под ред. Е.В. Михалкиной. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 426 с.
  28. Управление – это наука и искусство: сборник авторов А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд / составитель Г.Л. Подвойский. – М.: Республика, 1992. – 352 с.
  29. Фаррахов, А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учеб. пособие /
    А.Г. Фаррахов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с.
  30. Филонович, С.Р. Управленческое консультирование: методич. пособие / С.Р. Филонович. – СПб.: Изд-во ИМИСП, 2014. – 156 с.