Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Основные теории лидерства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ авторитета и лидерства в системе менеджмента
1.1. Руководство и лидерство, их особенности
1.2. Основные теории лидерства
2. АНАЛИЗ особенностей лидерства МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Разработка и применение психодиагностической методики для определения стиля лидерства
2.3. Анализ эффективности профессиональной деятельности менеджеров с различными стилями лидерства
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ С УЧЕТОМ СТИЛЯ лидерства
3.1. Рекомендации по совершенствованию личностных и деловых качеств менеджеров
На основе практических экспериментов, проведенных американскими психологами К. Левиным, Р. Липпитом и Р. Уайтом в рамках школы групповой динамики, была разработана одна из самых популярных теорий лидерства. Данная теория постулирует существование трех типов лидеров (руководителей) [6]:
- Авторитарный лидер. Такой лидер характеризуется единоличным управлением, предъявлением большого количества требований к подчиненным, он строг и формален в обращении с персоналом, ориентирован на результат. Социально-психологические факторы игнорирует. В общении с подчиненными соблюдает дистанцию. Считает наказание основным методом стимулирования [5].
- Демократический лидер. Такой лидер опирается на свой коллектив, поощряет дискуссии, инициативу, творчество, сознательность и умеренную самостоятельность. Ориентирован не только на результаты, но и на способы их достижения. Принимая решения, советуется с коллективом. Сторонник разумной дисциплины, равномерно распределяет ответственность [12].
- Лидер либерального (попустительского) типа пассивен, безразличен к происходящему в коллективе, отличается низкой требовательностью, отсутствием дисциплины. Не желает брать на себя ответственность. Контроля над ситуацией и подчиненными не имеет, предоставляет им полную свободу действий.
Характерные личностные качества лидеров упомянутых типов приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Качества лидеров различных типов [24]
Тип лидера |
Личностные качества |
Авторитарный |
Волевой, решительный, строгий, требовательный, жесткий, властный, амбициозный, выносливый, конфликтный, бескомпромиссный. |
Демократический |
Доброжелательный, дружелюбный, творческий, внимательный, лояльный, способный к компромиссам, интеллектуальный, инновационный, умеет сочетать твердость и гибкость, настроение ровное. |
Либеральный |
Мягкий, нетребовательный, пассивный, покладистый, инертный, безвольный, неамбициозный, слабохарактерный, безынициативный, легковерный. |
Таким образом, в рамках теории лидерских стилей существуют три основных типа лидеров (руководителей): авторитарный, демократический и либеральный. Как видно из приведенных описаний, наиболее оптимальным руководителем является демократичный лидер. Он лучше всего старается поддерживать баланс власти, а свою власть не осуществляет в жесткой, сухой, ожидающей беспрекословного подчинения манере. Однако он может и умеет влиять на поведение подчиненных [3]. Также его существенным плюсом является тот факт, что демократичный лидер поощряет групповые дискуссии и коллективное управление.
Введение практики коллегиального обсуждения проблем и принятия решений в результате организованных дискуссий благоприятно сказывается на результативности работы, так как происходит эффект синергии. Кроме этого, отсутствие авторитарности и демократичный подход к руководству способствует развитию командного духа, сплоченности коллектива, усиливает неформальные эмоциональные связи руководителя с подчиненными. При партнерских взаимоотношениях снижаются эгоцентрические тенденции в поведении и мышлении каждого сотрудника, повышается адекватность самооценок и взаимооценок в коллективе [30].
3. Ситуационные теории лидерства.
Ситуационные теория лидерства постулируют, что появление лидера обуславливается временем, местом и текущими обстоятельствами.
Так, Г. Персон выдвинул следующие гипотезы:
- каждая конкретная ситуация определяет необходимый набор качеств лидера для достижения результативности и эффективности его поведения;
- качества, в определенной ситуации считающиеся лидерскими, вынесены из опыта лидера в предыдущих ситуациях [16].
При выявлении эффективного стиля лидерства в ситуационных теориях исследуются такие факторы, как: характер поставленной задачи, личностный фактор, структура группы и сложившаяся в ней модель общения, социальный статус индивида и др. [6].
Среди ситуационных теорий лидерства выделяются мотивационные теории, определяющие зависимость эффективности действий лидера от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность эффективно выполнять задачи, на чувство удовлетворения от деятельности [28].
Помимо известных теории потребностей А. Маслоу, двухфакторной теории Ф. Герцберга, следует назвать теорию «путь цель» Р. Хауса и Т. Митчелла. Здесь в основе оценки эффективности действия лидера лежит степень возрастания мотивации последователей, ведущая к достижению цели.
4. Психоаналитические теории лидерства.
Свои истоки данный подход берет в работах 3игмунда Фрейда. Основная предпосылка психоаналитического подхода заключается в том, что первый образ лидера для каждого человека – это образ отца и матери.
Человек может реагировать на лидера в зависимой и противопоставляющей манере. Последняя проявляется, когда подчиненный оценивает действия лидера, проводя сравнительный анализ между вариантами действий лидера и их последствиями. Так, работник будет принимать указания, имеющие смысл, и задавать вопросы, если он отсутствует [22].
Популярная психоаналитическая модель «анализа взаимоотношений» была разработана американским психологом Эриком Берном. Согласно его модели, человек содержит в себе и периодически пребывает в одном из трех эго-состояний: Взрослый, Ребенок и Родитель. Каждый раз, когда люди взаимодействуют, они общаются друг с другом из какого-либо из этих эго-состояний.
Психоаналитический подход акцентирует свое внимание на вопросах человеческого существования и взаимоотношений лидера и последователей. Поощряется личное развитие и рост, отрицается манипулятивное обращение с другими людьми, включая подчиненных, но при этом игнорируются социальные нормы организации и культура.
5. Личностно-ситуационные теории лидерства.
Сторонники личностно-ситуационного подхода попытались достичь комплексного рассмотрения разнообразных факторов.
Так, Дж. Браун выделил пять законов, по которым лидер должен [12]:
- являться членом группы, в которой хочет выступить в роли лидера;
- понимать потенциал и потребности своей группы;
- быть способным адаптироваться в данной социальной структуре;
- реализовывать долгосрочные тенденции, характерные для данной социальной структуры;
- признавать, что возможность лидерства для других увеличивается при сокращении свободы индивидуального лидерства.
Выделяется три типа лидеров в зависимости от эмоционального отношения к ним со стороны членов группы [5]:
1) «лидер-патриарх»: по отношению подобному лидеру последователи одновременно испытывают и страх, и чувство любви;
2) «лидер-тиран»: среди подчиненных преобладает страх перед ним;
3) «харизматический лидер»: группа симпатизирует ему и уважает.
Личностно-ситуационный подход во многом объединяет предыдущие теории лидерства и формирует более целостное объяснение феномена лидерства, однако слабо учитывает межличностные контакты [7].
Таким образом, в результате анализа различных взглядов на феномен лидерства в менеджменте, можно заключить, что лидера «создает» не только уникальный набор его лидерских качеств, но и его последователи, и сама ситуация. Эта комбинация факторов во главе с особенностями личности лидера и формирует уникальный стиль влияния, присущий каждому конкретному руководителю.
2. АНАЛИЗ особенностей лидерства МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Данное исследование проводится на предприятии ООО «ДСК РЕМСТРОЙ». Основными видами выпускаемой продукции домостроительного комбината являются:
- ДВП (древесноволокнистые плиты), ДВПо с лакокрасочным покрытием;
- Дверные блоки из массива древесины;
- Деревянные оконные и балконные блоки со стеклопакетами, «Евроокно» деревянное;
- Клееный брус;
- Мебель из массива древесины;
- Погонажные изделия;
- Декоративные беседки;
- Лестничные марши и др.
Организационно-правовая форма предприятия «ДСК РЕМСТРОЙ» – общество с ограниченной ответственностью, оно учреждено в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании решения учредителей [1, 3].
Как общество с ограниченной ответственностью, предприятие «ДСК РЕМСТРОЙ» обладает обособленным имуществом на праве собственности, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Общество самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность на основании договоров или других форм обязательств и свободно в выборе их предмета [1]. Участники ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Единственным учредительным документом ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» является его устав, в котором указан размер уставного капитала, фирменное наименование общества и место его нахождения, порядок перехода долей и другие обязательные условия.
Высшим органом управления ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» является общее собрание участников. Только оно может принимать решения по ряду вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников ООО. Текущее руководство ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» осуществляет единоличный исполнительный орган – Генеральный директор.
Основной целью общества является предпринимательская деятельность с целью извлечения прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданскую ответственность, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Организационная структура ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» отражена на схеме в Приложении 1. Из нее видно, что на предприятии существует линейно-функциональная структура управления. Данный тип структуры является наиболее оптимальным для управления производственной и финансово-хозяйственной деятельностью ООО «ДСК РЕМСТРОЙ».
Управляет хозяйствованием на предприятии команда квалифицированных менеджеров.
К топ-менеджменту предприятия относятся: генеральный директор, заместитель генерального директора, заместитель генерального директора по качеству, финансовый и технический директора.
Менеджеры среднего звена представлены начальниками отделов (отдела реализации, маркетинга, логистики, снабжения, кадров и т.д.), начальником производства и начальниками производственных цехов.
К менеджерам низового звена на ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» относятся старшие мастера и мастера смены (в производственном отделе) и старшие менеджеры (например, по продажам).
Наглядно уровни управления ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» показаны на рисунке 2.
Генеральный директор
Зам. генерального директора
Зам. генерального директора по качеству
Финансовый директор
Технический директор
Начальник отдела реализации
Начальник отдела маркетинга
Начальник отдела логистики
Начальник отдела снабжения
Начальник отдела кадров
Начальник службы безопасности
Начальник производства
Начальники цехов №1-№7
Старшие менеджеры
Старшие мастера
Мастера смены
Менеджмент
высшего звена
Менеджмент
среднего звена
Менеджмент
низового звена
Рисунок 2 – Уровни управления ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
Работники на предприятии представлены производственным, вспомогательным и управленческим персоналом. Структура персонала наглядно отражена на рисунке 3.
Из приведенной диаграммы видно, что менеджеры составляют около 12% трудового состава ООО «ДСК РЕМСТРОЙ». Основной производственный персонал – самая многочисленная категория работников и включает в себя 67% работников домостроительного комбината. Доля вспомогательного персонала чуть менее 12%, а специалисты и служащие составляют немногим менее 9% сотрудников.
Рисунок 3 – Структура персонала ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
по категориям работников
Структура персонала ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» по уровню образования отражена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура персонала по уровню образования
Наибольший удельный вес (71%) в общей структуре персонала предприятия имеют работники со средним профессиональным образованием (преимущественно это основной и вспомогательный персонал, а также некоторые служащие). Сотрудники с высшим профессиональным образованием составляют около четверти всех трудовых ресурсов предприятия. К ним по большей части относятся менеджеры и некоторые специалисты. И, наконец, категория работников со средним полным образованием немногочисленна и составляет чуть менее 2% всех работников ООО «ДСК РЕМСТРОЙ».