Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Основные теории лидерства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ авторитета и лидерства в системе менеджмента
1.1. Руководство и лидерство, их особенности
1.2. Основные теории лидерства
2. АНАЛИЗ особенностей лидерства МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Разработка и применение психодиагностической методики для определения стиля лидерства
2.3. Анализ эффективности профессиональной деятельности менеджеров с различными стилями лидерства
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ С УЧЕТОМ СТИЛЯ лидерства
3.1. Рекомендации по совершенствованию личностных и деловых качеств менеджеров
-
-
- Направления роста:
-
- Развитие умения отстаивать свою точку зрения, уверенности в себе и силы воли;
- Изменение стратегии избегания ответственности на стратегию решения проблем;
- Усиление личного контроля за производством и выполнением плана выпуска продукции;
- Повышение собственной вовлеченности в дела коллектива, не допуская при этом панибратства и фамильярного отношения к себе;
- Развитие умения при необходимости применять более строгие негативные санкции, такие как дисциплинарное взыскание, выговор, лишение премии, а в крайнем случае – увольнение.
Демократический руководитель.
-
-
- Сильные стороны:
-
Доброжелательное и дружелюбное отношение к подчиненным, развитая коммуникация с коллективом, творческий подход к работе, способность к компромиссам, интеллектуальное управление, стремление к постоянному саморазвитию и профессиональному росту и поощрение такового у подчиненных. В плане мотивации стремится к «золотой середине», умеет грамотно сочетать «кнут и пряник», часто делает упор на инновации, стремится посещать самые последние современные тренинги, курсы и семинары.
-
-
- Слабые стороны:
-
Порою излишне гонится за нововведениями и перспективами, не уделяя достаточно внимания каждодневным рутинным вопросам и необходимости строгого контроля за деятельностью подразделения.
Также у такого руководителя есть риск формирования фамильярного отношения подчиненных к нему и размывания границ субординации.
Но в целом, демократический тип лидера является наиболее гармоничным из трех рассматриваемых типов и имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков.
-
-
- Направления роста:
-
- Уделять повышенное внимание планированию и контролю на производстве;
- Следить за соблюдением субординации подчиненными;
- Избегать крайностей, свойственных авторитарному и либеральному стилям руководства.
Таким образом, с учетом специфики руководителей трех типов для каждого из них были рекомендованы направления личностного роста и развития деловых качеств. Конкретные мероприятия, которые могут быть осуществлены в рамках указанных направлений, предложены далее.
3.2. Мероприятия по повышению профессиональной эффективности менеджеров в ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
Для гармонизации личности, стиля управления и повышения профессиональной эффективности руководителей цехов предприятия
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» автором была разработана и предложена следующая система мероприятий:
-
-
- «Круглый стол с активом подчиненных».
-
- Суть мероприятия:
Раз в 2-3 недели руководитель проводит «круглый стол» – неформальное совещание с наиболее активными и инициативными работниками (актив цеха). На совещании происходит обмен мнениями и идеями по поводу дальнейшего развития производства, темпов выполнения плана, организационных и хозяйственных вопросов.
- На что направлено:
Выработка умения строить диалог с подчиненными, обмениваться мнениями, решать вопросы коллегиально. Создание «обратной связи» с подчиненными.
- Для кого рекомендовано:
Авторитарные и либеральные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. – цех №3, Шелестович А.Ф. – цех №4, Терехов В.С. – цех №7).
-
-
- «Конкурс рационализаторских идей».
-
- Суть мероприятия:
В цехе объявляется конкурс рационализаторских идеи и творческих предложений. Идеи могут касаться как производственно-технологической, так и организационно-хозяйственной или корпоративной, досуговой стороны жизни цеха. Все предложения должны быть рассмотрены при участии руководителя, а авторы наиболее перспективных идей – награждены. В идеале, несколько предложений должны быть реализованы.
- На что направлено:
Развитие внимания к предложениям подчиненных, умение принимать их к сведению и поощрять инициативу и творчество; повышение лояльности к нововведениям.
- Для кого рекомендовано:
Авторитарные и либеральные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. – цех №3, Шелестович А.Ф. – цех №4, Терехов В.С. – цех №7).
-
-
- «Час жалоб и предложений».
-
- Суть мероприятия:
Раз в неделю руководитель выделяет 1 час, во время которого занимается приемом сотрудников и рассмотрением их жалоб, личных просьб и предложений. Возможны как личные визиты подчиненных (предпочтительнее), так и работа с письменными обращениями.
- На что направлено:
Повышение внимательности к просьбам и жалобам сотрудников с целью увеличения заботы о коллективе и повышения удовлетворенности сотрудников своим членством в нем.
- Для кого рекомендовано:
Авторитарные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. –
цех №3, Терехов В.С. – цех №7).
-
-
- «Корпоративные выходные и teambuilding».
-
- Суть мероприятия:
Организация корпоративных мероприятий и совместного отдыха, тренингов командообразования (teambuilding) и деловых игр для всего коллектива, в которых наравне со всеми обязательно принимает участие руководитель. Примеры:
- Известная игра «Веревочный курс»;
- «Бег в мешках»;
- Различные квесты в специальных помещениях и на природе (можно заказать в event-агентствах);
- «Проверка на себе» (дегустация собственной продукции и отгадывание ее сорта и вида),
- «Шерстяной teambuilding» (Ведущий достает из кармана клубок шерсти и наглядно демонстрирует с его помощью схему создания прочных и доверительных связей между коллегами. Этот клубок он перекидывает одному из участников, создав тем самым первую коммуникацию. Оставляя нить в руках, участник перекидывает клубок дальше. Всем остальным так же раздаются клубки, процесс идет – и постепенно весь зал накрывается шерстяным покрывалом. Эта игра несет главную командообразующую
идею – от действий каждого зависит успех всех). - На что направлено:
Развитие командного духа, сплоченности коллектива, усиление неформальных эмоциональных связей руководителя с подчиненными. Снижение эгоцентрических тенденций в поведении и мышлении руководителя, обострение социальной чувствительности, повышение адекватности самооценок и взаимооценок в коллективе.
- Для кого рекомендовано:
Руководители всех типов (цеха №1-7).
-
-
- «Тренинги личной эффективности и self-менеджмента для руководителя».
-
- Суть мероприятия:
Руководители всех цехов периодически посещают тренинги, которые помогут им развить недостающие личностные качества, повысить самоорганизацию и профессиональную эффективность.
План необходимых тренингов приведен в таблице 9.
Таблица 9 – План тренингов для менеджеров ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
№ |
Тип тренинга |
Какому типу лидеров рекомендовано |
Руководители цехов |
1 |
«Тайм-менеджмент |
Либеральный |
Шелестович А.Ф. (цех №4) |
2 |
«Искусство делегировать» |
Авторитарный |
Андронов Д.Н. (цех №1), |
3 |
«Развитие харизмы руководителя» |
Либеральный |
Шелестович А.Ф. (цех №4) |
4 |
«Управление стрессом» |
Лидеры всех типов |
Руководители всех цехов |
5 |
«Профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания менеджера» |
Лидеры всех типов; особенно показано авторитарным |
Руководители всех цехов |
Андронов Д.Н. (цех №1), |
|||
6 |
«Искусство влиять |
Либеральные |
Шелестович А.Ф. (цех №4) |
Демократические |
Когалымов С.П. (цех №2), |
||
7 |
«3D-руководитель: Думаю, Делаю, Достигаю» |
Либеральные |
Шелестович А.Ф. (цех №4) |
Демократические |
Когалымов С.П. (цех №2), |
||
8 |
«Индивидуальный подход в управлении коллективом» |
Авторитарные |
Андронов Д.Н. (цех №1), |
9 |
«Жесткие переговоры: противостою, контролирую, побеждаю» |
Либеральные |
Шелестович А.Ф. (цех №4) |
Демократические |
Когалымов С.П. (цех №2), |
- На что направлено:
Повышение личностной и профессиональной эффективности посредством обучения новым знаниям и навыкам.
- Для кого рекомендовано:
Руководители всех типов; выбор конкретных тренингов для каждого типа лидера рекомендован выше.
Таким образом, автором была разработана комплексная система мероприятий, направленная на развитие слабых сторон каждого типа руководителя и способствующая повышению его профессиональной эффективности.
Важно отметить, что разработанная система мер рассчитана на 6 месяцев, в течение которых постепенно будут осуществляться плановые мероприятия. После этого срока предполагается повторение анализа экономических показателей производства в каждом из 7 цехов ООО «ДСК РЕМСТРОЙ», а также повторное анкетирование подчиненных с целью выявления изменений в морально-психологическом состоянии коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В науке об управлении выделяют следующие основные теории лидерства: теория лидерских черт (или теория «великого человека»); теория лидерских стилей (управления человеком); ситуационные теории лидерства; психоаналитические теории лидерства; личностно-ситуационные теории лидерства, и др.
Выделяют три основных стиля руководства, который может применять менеджер: авторитарный, демократический и либеральный.
Исследование стилей лидерства менеджеров и их эффективности проводилось в данной работе на предприятии ООО «ДСК РЕМСТРОЙ». Структура управления на предприятии – линейно-функциональная, персонал организации включает в себя многочисленный производственный и управленческий персонал (3 звена менеджмента). Кадровые ресурсы предприятия на 12,3% состоят из менеджмента, а 67,1% составляет основной производственный персонал. Больше всего на предприятии сотрудников со средним профессиональным и трудовым стажем от 3 до 10 лет.
Для определения стиля лидерства структурных подразделений
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» в рамках данного исследования была разработана психодиагностическая методика. Она предназначена для диагностики доминирующего стиля лидерства у начальников производственных цехов предприятия. Также были проанализированы экономические и социально-психологические показатели эффективности деятельности менеджеров.
По результатам анализа были сделаны следующие выводы:
- Управление авторитарных лидеров оказывает положительное влияние на интенсивность выпуска продукции, дисциплину, соблюдение правил и выполнение производственного плана, но с точки зрения социально-психологических характеристик такой тип лидера не эффективен и негативно воздействует на моральное состояние и удовлетворенность своих подчиненных.
- Либеральный лидер недостаточно эффективен как с точки зрения экономических результатов своей деятельности, так и с точки зрения заботы о коллективе. Его попустительский стиль руководства не способствует эффективному выполнению контролирующей, координирующей и стимулирующей функций менеджмента.
- Демократический руководитель не всегда имеет выдающиеся результаты и показатели производства, чаще всего они держатся на стабильном и оптимальном уровне, сочетаясь при этом с гармоничной организацией взаимоотношений в коллективе, хорошей мотивацией подчиненных, заботой об их комфорте и постоянным стремлением к инновациям и улучшениям.
Каждый менеджер имеет свои сильные и слабые стороны, и его задача в процессе личностного и профессионального развития поддерживать свои достоинства и тренировать, развивать слабые стороны. Для достижения этой цели были определены направления совершенствования качеств менеджеров. Для руководителей всех типов была разработана конкретная система мероприятий по личностному и деловому развитию и повышению профессиональной эффективности с учетом выбранного типа руководства. Разработанная система мер рассчитана на 6 месяцев, в течение которых постепенно будут осуществляться плановые мероприятия.
Проведенное исследование имело теоретическую и практическую значимость, разработанные анкеты, методики и планы мероприятия полностью пригодны для реализации и внедрения в практику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №52-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 16.05.2019).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 16.05.2019).
- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 16.05.2019).
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов /
Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с. - Балашов, А.П. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие / А.П. Балашов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
- Белкин, В.Н. Основы сбалансированности систем стимулов и мотивов труда персонала предприятия / В.Н. Белкин, Н.А. Белкина, О.А. Антонова // Вестник ЧелГУ. – 2014. – №2(331). – С. 56-64.
- Бухарова, Н.В. Стимулирование в системе мотивации труда / Н.В. Бухарова // Социально-политические науки. – 2014. – №1. – С. 59-65.
- Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – 4-е изд., с изм. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 624 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский,
А.И. Наумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 656 с. - Волкогонова, О.Д. Управленческая психология: учебник /
О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 352 с. - Гибсон, Д.Л. Организации: поведение, структура, процессы /
Д.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли-мл.; пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 662 с. - Гусев, А.А. Проблема формирования адаптивных систем управления в условиях перехода к шестому технологическому укладу / А.А. Гусев // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. – №2. – 2011. – С. 94-103.
- Гусев, А.А. Эволюция и проблематика концепций личности руководителя в аспекте эффективности управленческой деятельности /
А.А. Гусев // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. – № 3 (23). – 2014. – С. 18-29. - Друкер, П.Ф. Классические работы по менеджменту / П.Ф. Друкер. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 220 с.
- Евтихов, О.В. Развитие лидерского потенциала руководителя: монография / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 198 с.
- Евтихов, О.В. Эффективное лидерство / О.В. Евтихов. – Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2014. – 132 с.
- Кетс де Врис, М. Новые лидеры российского бизнеса / М. Кетс де Врис, С. Шекшня, К. Коротов [и др.]; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 339 с.
- Кетс де Вриес, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Вриес. – 2-е изд.: пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 280 с.
- Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанов [и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 524 с
- Кови, С.Р. Лидерство, основанное на принципах / С. Кови; пер. с англ. – 7-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 302 с.
- Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности / С. Р. Кови; пер. с англ. – 10-е изд., доп. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 396 с.
- Кови, С.Р. Семь навыков эффективных менеджеров: Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала / С. Кови; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 88 с.
- Корзенко, Н.И. Стимулирование и мотивация труда в организации / Н.И. Корзенко, А.С. Хорева // Вестник ЧелГУ. – 2015. – №1(356). – С. 127-128.
- Латфуллин, Г.Р. Теория менеджмента: учебник для вузов /
Г.Р. Латфуллин, А.С. Никитин, С.С. Серебренников. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с. - Степанов, A.A. О формировании эффективной системы мотивации труда на предприятии / А. А. Степанов // Фундаментальные и прикладные исследования. – 2016. – №5. – С. 55-61.
- Столяренко, Л.Д. Психология личности / Л.Д. Столяренко,
С.И. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 575 с. - Управление человеческими ресурсами организации: теория, процессы, технологии: монография / под ред. Е.В. Михалкиной. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 426 с.
- Управление – это наука и искусство: сборник авторов А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд / составитель Г.Л. Подвойский. – М.: Республика, 1992. – 352 с.
- Фаррахов, А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учеб. пособие /
А.Г. Фаррахов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с. - Филонович, С.Р. Управленческое консультирование: методич. пособие / С.Р. Филонович. – СПб.: Изд-во ИМИСП, 2014. – 156 с.