Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Основные теории лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Грамотное, квалифицированное управление – это неотъемлемая часть современного развивающегося предприятия. Целью такого управления, называемого также менеджментом предприятия, является обеспечение доходности бизнеса путем рациональной организации хозяйственного процесса, планомерного управления производством и развития технико-технологической базы, а также эффективного использования кадровых ресурсов при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Особенностью менеджмента на современном этапе становления рыночной экономики в России является его направленность на ведение хозяйственной деятельности в сложных условиях дефицитности ресурсов, кризисных явлений во многих отраслях, региональных хозяйствах и национальной экономике в целом. В таких условиях роль фактора управления, управленческой культуры и управленческого мастерства руководителя, результативности его профессиональной деятельности многократно возросла, поскольку усиление позиций предприятия в сложной конкурентной борьбе напрямую зависит от качества управления. В связи с этим особое внимание в научных исследованиях следует уделять управленцу – лидеру, используя современные концепции авторитета и лидерства.

Исходя из вышеизложенного, тема данного исследования представляется особенно актуальной.

Цель данной работы – изучение авторитета и лидерства в системе менеджмента. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  • раскрыть теоретические основы авторитета и лидерства в системе менеджмента;
  • провести анализ стиля лидерства менеджеров на примере ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»;
  • разработать мероприятия по повышению эффективности лидерства и профессиональной деятельности менеджеров с учетом их стиля лидерства.

Объект исследования – предпринимательская деятельность. Предметом исследования является использование в предпринимательской деятельности современных концепций лидерства.

Теоретической и методологической базой исследования послужили концепции и гипотезы, изложенные в работах отечественных ученых в области менеджмента, изучающих проблему профессиональной эффективности и лидерства: С.Р. Филоновича, О.В. Евтихова, О.Д. Волкогоновой и др., а также основные теории управления и научной организации труда, системного, процессуального и ситуационного подходов в управлении, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие трудовую и финансово-хозяйственную деятельность предприятий.


Методы исследования. В ходе исследования применялся диалектический метод познания, использовались методы индукции и дедукции, методы классивикации, обобщения, сравнения, психодиагностические методы опроса и анкетирования, методы анализа и синтеза.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка использованной литературы. Также материал дополнен 4 приложениями, содержащими схему, регистрационный бланк ответов психодиагностической методики и ключ к ней, а также разработанную анкету опроса персонала.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ авторитета и лидерства в системе менеджмента

1.1. Руководство и лидерство, их особенности

Менеджмент представляет собой сложное и многогранное явление, которому сложно дать однозначное толкование. Это и сфера научного знания, и область практической деятельности по управлению организацией, и даже искусство: не зря еще некий древний мудрец сказал, что «искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств» [24]. При любом подходе к рассмотрению сущности менеджмента центральной фигурой будет менеджер – управленец, руководитель организации.

С экономико-правовой точки зрения, руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также учредительными документами организации осуществляет управление этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Данная трактовка законодательно закреплена
в ст. 273 Трудового кодекса РФ [2]. Иначе говоря, руководители – это «категория работников, возглавляющих определенную организацию или подразделение и осуществляющих на основе принципов единоначалия руководство подчиненными им работниками» [13]. Принципиально важная характеристика указанного рода деятельности – профессионализация труда, то есть достижение трудовыми функциями такого уровня сложности, для которого необходимо овладение специализированными знаниями, умениями и навыками. Это связано с тем, что руководители в своей деятельности сталкиваются с разноплановыми проблемами и должны применять широкий спектр методов и организационных принципов для их решения, учитывая фактор неопределенности и риска.


Специфика положения руководителя в организации состоит в следующем.

Во-первых, он сосредоточивает в себе функции реальной власти, отвечает как за себя, так и за общие результаты в той мере, в какой может повлиять на них.

Во-вторых, руководитель является воплощением справедливости, поэтому выполняет для коллектива роль арбитра, образца, на который стоит равняться [15].

В-третьих, руководитель имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии все более уменьшающиеся возможности общения, ибо, как правило, исключен из ближайшего окружения и первичного коллектива, дистанцирован от сотрудников нижнего уровня [17].

Согласно современной теории менеджмента, суть работы руководителя проявляется в выполнении ряда функций. Среди них можно отметить
такие, как [8]:

  1. Стратегическая функция. Она выражается в постановке главенствующих целей, выработке стратегии долгосрочного развития организации.
  2. Инновационная функция. Руководитель создает условия для внедрения инноваций, направляет и контролирует процесс разработки новых видов продукции и услуг.
  3. Административная функция. Она объединяет несколько подфункций:
  • контрольная (оценка результатов деятельности организации);
  • организационная (распределение полномочий, задач, ресурсов);
  • направляющая (координация работы исполнителей);
  • кадровая (подбор персонала, расстановка сотрудников, организация повышения их профессиональной квалификации);
  • стимулирующая (мотивирование, вдохновение коллектива, поощрение и наказание).
  1. Коммуникационная функция. Установка внутренних и внешних связей, проведение совещаний, переговоров, разрешение конфликтов.
  2. Социальная функция. Руководитель поддерживает в коллективе комфортный морально-психологический климат, устанавливает нормы поведения, заботится о своих подчиненных [24].

Таким образом, именно руководитель отвечает за ключевые процессы и состояние своей организации. Он является ее главой, осуществляет текущее управление, оперативно решает возникающие вопросы, но главное – руководитель определяет стратегические цели бизнеса, задает вектор развития для всей организации. Не секрет, что в первую очередь он является причиной того, что компания демонстрирует несостоятельность и неэффективность, а сам он при этом является носителем проблем, которые не позволяют ему вести организацию к победе в конкурентной борьбе.

Лидерство как одна из современных концепций менеджмента в своей главной идее исходит из того, что «именно через лидерское поведение руководителю удается наилучшим образом объединить, воодушевить и мотивировать людей на выполнение общей задачи» [9]. В конце XX века в теорию и практику менеджмента была привнесена идея ситуационного лидерства, говорящая о том, что получение власти основано на личности носителя этой власти. Обуславливается это тем, что лидерство по своей сути является умением наиболее эффективно использовать в конкретной ситуации не только должностную основу власти, но и другую – личностную, за счет которой «власть над людьми» превращается во «власть от людей» [8].


По мнению выдающегося отечественного ученого и педагога
Г.М. Андреевой, проблема лидерства и руководства является одной из ключевых проблем социальной психологии, ибо «оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции» [4]. Важно сделать уточнения и указать на различия между терминами «лидер» и «руководитель». Они таковы:

1) Лидер выдвигается группой стихийно, неформально; руководитель всякой реальной социальной группы назначается либо избирается формально, под контролем высших инстанций [16].

2) Феномен лидерства менее стабилен, выдвижение лидера во многом зависит от настроения группы; руководитель же – это социальный феномен, он представляет группу в высших макроструктурах, и его положение более стабильно.

3) Руководство, в отличие от лидерства, использует более широкий набор санкций, которых в руках лидера нет.

Хотя по происхождению и некоторым чертам своей деятельности лидер и руководитель различаются, в характеристиках их деятельности существует много общих черт, что и дает право при рассмотрении проблемы описывать эту деятельность как идентичную. И действительно, лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать своих подчиненных, нацеливать их на решение определенных задач и заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены [4]. Лидерство не существует вне руководства, не заменяет его, а дополняет.

1.2. Основные теории лидерства

В науке об управлении выделяют следующие основные теории лидерства:

  • теория лидерских черт (или теория «великого человека») [5];
  • теория лидерских стилей (управления человеком);
  • ситуационные теории лидерства;
  • психоаналитические теории лидерства;
  • личностно-ситуационные теории лидерства, и др.

Рассмотрим подробнее указанные теории.

1. Теория лидерских черт (или теория «великого человека»).

В древности изучение проблемы лидерства сводилось к исследованию биографий различных выдающихся людей и значения их личности в истории человечества. Также существовали попытки систематизировать характерные черты, свойственные великим личностям. Сама теория лидерских черт рассматривает лидерство как феномен, обусловленный наличием определенных особенностей характера индивида [6].


Популярность данной теории сильна и сегодня. Так, говоря о том, каким же с точки зрения характера и способностей должен быть идеальный лидер, в современной теории менеджмента выделяют семь важнейших свойств лидерства [24]:

  1. Искренность. У настоящего лидера то, что он произносит на публику, и то, что делает на самом деле, совпадает. Это порождает веру людей в его честность и справедливость.
  2. Решительность. Предварительно выслушав различные мнения и поняв точку зрения своих подчиненных и коллег, лидер самостоятельно принимает окончательное решение, опираясь на свое собственное суждение о том, что на данный момент правильно.
  3. Концентрация. Результативность лидера напрямую зависит от способности фокусироваться на решении приоритетных задач.
  4. Личное участие. Эффективный руководитель внимателен к своим подчиненным и вникает во все существенные процессы, которые происходит в его организации [7].
  5. Умение работать с людьми – жесткость и мягкость. Настоящий лидер способен найти оптимальное сочетание между «кнутом» и «пряником» и чередовать требовательность, жесткость с мягкостью и внимательностью, заботой о коллективе.
  6. Коммуникации. Лидеры поощряют и поддерживают стабильные коммуникации внутри группы, а также с внешней средой и уделяют этому достаточно времени.
  7. Всегда вперед. Эффективный руководитель всегда развивается как личность и как профессионал, изучает новое, приобретает опыт и постоянно ставит новые амбициозные цели, «заражая» своим энтузиазмом коллектив [9].

Таким образом, можно заключить, что эффективное лидерство требует от руководителя наличия многих разноплановых личностных качеств и умений.

Преимущество подобного подхода заключается в том, что данная теория наиболее естественна и проста для восприятия, так как люди всегда воспринимают лидеров как исключительных, высоко одаренных людей. Ни одна другая теория не имеет такой глубины исследований. Концентрируя свои усилия исключительно на лидере, данный подход в результате обеспечивает глубокое понимание лидерского компонента в процессе лидерства в целом [11].

Ограниченность теории лидерских черт проявляется в невозможности четкого обозначения набора лидерских качеств, кроме того, не принимается во внимание влияние ситуаций, «основные» лидерские черты рассматриваются субъективно.

2. Теории лидерских стилей (теории управления человеком).

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства.