Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Основные теории лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура персонала по стажу работы показана на рисунке 5.

Рисунок 5 – Структура персонала ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»
по величине трудового стажа

Из диаграммы видно, что на предприятии преобладают сотрудники с трудовым стажем от 3 до 10 лет (почти 48%). Примерно четверть персонала имеет стаж 1-3 года, и еще одна четверть – более 10 лет. Менее всего сотрудников со стажем менее 1 года (4,6%).

Таким образом, на предприятии работает опытный и квалифицированный персонал. Многолетний опыт эффективного производства сформировал в коллективе предприятия развитые межличностные коммуникации и, что немаловажно, грамотный обмен опытом и наработками.

Что касается менеджеров среднего и высшего звена, то они регулярно повышают свою квалификацию, ездят в командировки на другие домостроительные комбинаты России и Восточной Европы, посещают промышленные выставки, участвуют в специализированных семинарах и тематических круглых столах.

2.2. Разработка и применение психодиагностической методики для определения стиля лидерства

Для определения типа руководителей структурных подразделений
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» в рамках данного исследования была разработана психодиагностическая методика. Она предназначена для диагностики доминирующего стиля лидерства у начальников различных цехов предприятия.

Методика «Индикатор стиля лидерства» представляет собой опросник, состоящий из 33 утверждений (см. Приложение 2), каждое из которых характеризует один из трех стилей управления коллективом и решения задач в организации. Ознакомившись с утверждениями, респонденты оценивают каждое утверждение на предмет того, подходит оно им или нет. После прохождения опроса ответы испытуемого сопоставляются с ключом (см. Приложение 3), в результате чего подсчитывается сумма баллов по каждому набору вопросов, характеризующих определенный стиль руководства. В зависимости от количества набранных баллов, согласуясь с таблицей 3, дается оценка выраженности данного стиля у руководителя и определяется доминирующий стиль лидерства.

Таблица 3 – Нормы для оценки результатов теста «Индикатор стиля лидерства»


Степень
выраженности

Количество набранных баллов
по каждой шкале

Очень низкая

≤ 14

Низкая

15 – 19

Средняя

20 – 26

Высокая

≥ 27

Анкеты опроса были выданы для заполнения на предприятии
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» начальникам 7 цехов, содержащих в штате приблизительно равное количество людей и производящих практически однородную продукцию. Важно отметить, что в процессе проведения опросов были соблюдены все главные этические принципы психологических исследований: принцип конфиденциальности, принцип информированного согласия, принцип справедливого отбора участников, принцип уважения к личности и автономии испытуемого.

Набранные баллы распределились следующим образом (см. таблицу 4).

Таблица 4 – Набранные руководителями баллы по методике «Индикатор стиля лидерства»

№ цеха

ФИО
руководителя
цеха

Количество набранных баллов по шкалам

Авторитарный лидер

Демократический лидер

Либеральный лидер

1

Андронов Дмитрий Николаевич

27

18

12

2

Когалымов Степан Петрович

17

25

16

3

Бурк Иван Анатольевич

28

14

11

4

Шелестович Алексей Федорович

11

18

20

5

Ивлиев Олег
Иванович

12

30

18

6

Орлов Филипп Егорович

16

26

21

7

Терехов Виктор Семенович

25

23

13

Таким образом, по результатам исследования обнаружено, что
из 7 опрошенных менеджеров среднего звена на предприятии
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» 3 менеджера относятся к авторитарным лидерам (из них у двоих руководителей высокая степень выраженности данного качества), 3 – к демократическим руководителям (из них один обладает высокой степенью выраженности признака), и у одного менеджера выявлено предпочтение либерального стиля руководства (со средней степенью выраженности).


Эти результаты отражены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты применения методики «Индикатор стиля лидерства» в ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»


цеха

Руководитель

Выявленный
тип лидера

Степень выраженности

1

Андронов Дмитрий Николаевич

Авторитарный

Высокая

2

Когалымов Степан Петрович

Демократический

Средняя

3

Бурк Иван Анатольевич

Авторитарный

Высокая

4

Шелестович Алексей Федорович

Либеральный

Средняя

5

Ивлиев Олег Иванович

Демократический

Высокая

6

Орлов Филипп Егорович

Демократический

Средняя

7

Терехов Виктор Семенович

Авторитарный

Средняя

Полученные данные будут использованы далее для определения взаимосвязи эффективности менеджеров и их типа лидерства.

2.3. Анализ эффективности профессиональной деятельности менеджеров с различными стилями лидерства

Об эффективности работы руководителя можно судить по определенным критериям. Можно выделить два вида подобных критериев:

    1. экономические;
    2. социально-психологические.

Основным экономическим критерием оценки деятельности руководителя среднего звена является конечный результат труда вверенного ему подразделения, в котором соединены усилия руководителя и непосредственных исполнителей. Результативность труда подразделения характеризуется такими показателями, как:

  • производительность труда;
  • соответствие производственному плану (превышение или отставание фактических показателей выработки от плановых);
  • процент брака в производстве;
  • наличие нововведений, внедрение инноваций и др.

К социально-психологическим критериям относятся:

  • морально-психологический климат в коллективе;
  • удовлетворенность сотрудников членством в коллективе;
  • самооценка коллектива;
  • авторитет руководителя;
  • текучесть кадров.

Выделение социально-психологических критериев обусловлено в первую очередь тем, что, согласно теории Анри Файоля, функциями менеджмента наряду с планированием, организацией и контролем являются координирование и мотивация [28]. Поэтому деятельность руководителя должна оцениваться не только материальными показателями производства, но и тем, насколько хорошо организована командная работа, каков морально-психологический климат в коллективе и уровень мотивации подчиненных.

В продолжение исследования работы менеджеров среднего звена на предприятии ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» были изучены экономические и социально-психологические показатели эффективности профессиональной деятельности руководителей семи цехов домостроительного комбината.

Источником для расчета экономических показателей стали данные бухгалтерского и управленческого учета на предприятии. Для сравнения были взяты следующие экономические показатели: соответствие фактического выпуска продукции плановым показателям (превышение [+] или отставание [–]) в I квартале 2019 года, процент брака в производстве в I квартале 2019 года, успешное внедрение инноваций в цехе в течение последних трех лет.

Сравнение экономических показателей, характеризующих эффективность управления цехами комбината, приведено в таблице 6.

Таблица 6 – Экономические показатели эффективности деятельности руководителей цехов ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»

№ цеха

Руководитель

Показатель эффективности деятельности

Превышение /
отставание выпуска от плана, %

Брак в производстве,
%

Успешное внедрение инноваций

1

Андронов Дмитрий Николаевич

+ 12,2

0,004

1

2

Когалымов Степан Петрович

+ 15,1

0,015

2

3

Бурк Иван Анатольевич

+ 16,8

0,009

Нет

4

Шелестович Алексей Федорович

– 3,3

0,049

1

5

Ивлиев Олег
Иванович

+ 10,0

0,008

6

6

Орлов Филипп Егорович

– 0,5

0,027

4

7

Терехов Виктор Семенович

+ 1,3

0,002

1


Чтобы рассчитать следующий тип показателей, а именно социально-психологические показатели эффективности профессиональной деятельности руководителей цехов, было использован метод опроса рабочих цеха (подчиненных). В ходе опроса рабочим предлагалось оценить следующие параметры их коллектива по пятибалльной шкале (от 0 до 5):

  • морально-психологический климат в коллективе;
  • удовлетворенность своим членством в коллективе;
  • частота и качество проведения корпоративных мероприятий;
  • внимательность руководителя к нуждам и просьбам работников;
  • способность руководителя к диалогу с подчиненными.

Анкета опроса подчиненных приведена в Приложении 4.

Обработка результатов опроса проводилась следующим образом:

  1. Вначале были подсчитаны средние арифметические простые по каждому из 5 параметров для каждого цеха (с точностью до десятых).
  2. Затем все значения средних арифметических простых были занесены в ячейки общей таблицы (см. таблицу 7) .
  3. Далее каждому социально-психологическому параметру был присвоен весовой коэффициент в зависимости от важности параметра и того, насколько сильно он отражает качество работы руководителя коллектива.
  4. Средняя арифметическая взвешенная величина для каждого цеха, рассчитанная в последней строке таблицы 7 (с точностью до десятых), и явилась итогом обработки результатов опроса подчиненных.

Таблица 7 – Обработка результатов опроса работников цехов (подчиненных)

Параметр

Весо-

вой
коэф.

Средняя арифметическая простая
по каждому цеху

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

1

Морально-психологический климат в коллективе

0,25

2,7

4,1

2,8

3,1

4,3

4,3

3,1

2

Удовлетворенность членством в коллективе

0,10

2,0

3,8

2,2

3,0

3,7

4,4

3,3

3

Частота и качество проведения корпоративных мероприятий в цехе

0,05

0,4

3,9

0,9

0,8

4,1

3,6

1,2

4

Внимательность руководителя к нуждам и просьбам работников

0,30

1,3

4,0

1,8

2,3

4,6

3,8

2,1

5

Способность руководителя к диалогу с подчиненными

0,30

2,2

4,5

1,5

4,2

4,8

4,6

2,5

Средняя арифметическая взвешенная

1,9

4,2

2,0

3,1

4,5

4,2

2,5