Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности ( Основные подходы к изучению профессионального стресса ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема профессионального стресса уже на протяжении нескольких десятков лет является объектом пристального внимания ученых. Профессиональный стресс оказывает влияние на эффективность выполняемой деятельности, влияет на состояние субъекта труда, его физическое и психологическое здоровье и самочувствие, а также на успешность личности в овладении требованиями профессии в целом.

Длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций.

Появление стресс-факторов происходит в профессиональной деятельности специалистов, работающих в рамках системы «человек-человек». Одним из наиболее типичных и широко распространенных видов этих профессий является деятельность управленческого персонала или менеджеров различного профиля. Современная управленческая деятельность задает повышенные требования к ресурсам личности сотрудника в разных профессиональных сферах, при этом выраженность и качество профессионального стресса зависят от специализации человека, особенностей эмоционально-волевой, мотивационной сфер личности, а также от ситуационного контекста труда.

Изучение различных способов и механизмов адаптации человека к требованиям профессиональной деятельности, непосредственное связанное с проблематикой стресса, изначально выглядело как расширение классических постулатов теории стресса Г. Селье. Независимое развитие исследований профессионального стресса началось на Западе в конце 1960-х гг. Эта интенсивно разрабатывающаяся область прикладных исследований возникла на стыке психологии, физиологии, медицины и ряда социальных наук о труде.

В исследованиях В.А. Бодрова, Л.А. Китаева-Смыка, Кабаченко, Купера, Маршалла и др. проблема профессионального стресса рассматривалась как одного из главных источников неблагополучия и снижения эффективности деятельности менеджеров.

Проблеме стрессогенных факторов и их влиянию на работоспособность человека, адаптации личности к условиям профессиональной деятельности посвящено немало работ в отечественной и зарубежной науке, но, тем не менее, проблема профессионального стресса на сегодняшний день не снижает своей актуальности в силу высокой экономической динамики, развития производственной сферы, а также повышения требований к субъекту данной деятельности и т.д.


Цель исследования – изучить особенности проявления профессионального стресса в управленческой деятельности.

Объект исследования – профессиональный стресс.

Предмет исследования – проявления профессионального стресса в управленческой деятельности и способы его преодоления.

Гипотезой исследования послужило следующее предположение - проявления профессионального стресса у менеджеров характеризуется рядом специфических особенностей, которые определяются содержанием и формой организации их труда.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

- описать основные подходы к изучению профессионального стресса;

- выделить стрессовые факторы в управленческой деятельности;

- исследовать проявления профессионального стресса в управленческой деятельности;

- подобрать методы и приемы снижения уровня профессионального стресса.

Для решения поставленных задач, мы использовали следующие методы: теоретический анализ литературы; тестирование; метод количественного и качественного анализа результатов.

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Основные подходы к изучению профессионального стресса

Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 г., опубликована в 1950 г., а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних работах автора. Понятием «стресс» Г. Селье обозначал неспецифическую реакцию организма (общий адаптационный синдром) в ответ на любые экстремальные воздействия [1].

Термин «стресс» (от англ. Stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта [2;3]. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.


В современной научной литературе термин «стресс» используется в трех значениях. Во-первых, стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В этом значении чаще всего употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие [2;4].

Различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. В этой области не существует установившейся терминологии. Даже определения стресса часто существенно различаются [8].

В исследованиях последних десятилетий наряду с понятием «стресс», чаще всего используется дифференцировка видов стресса в определениях «психологический», «информационный», «операциональный», «профессиональный» и т.д.

Профессиональный стресс – это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [8].

Профессиональный стресс стал массово изучаться в начале 1980-х годов. Широкое внедрение новых информационных технологий, повлекшее за собой компьюте­ризацию массовых видов труда и «тотальную» автоматизацию про­изводства, привело к кардинальным изменениям в разных сферах профессиональной жизни человека. Глобальный характер таких перемен и их последствий, порой весьма неожиданных и драматичных, заострил внимание общественности на проблематике изучения профессионального стресса. Печальная статистика роста заболеваний стрессовой этиологии, безработицы, потери квалифици­рованной рабочей силы вследствие невозможности адаптации к но­вым видам труда, различные формы «личностного неблагополучия» (нарушения психического здоровья, феномены отчуждения труда, десоциализации, профессиональной и личностной деформации) - это лишь краткий перечень проблем, отчетливо воспринимаемых обществом как серьезная угроза для качества жизни современного [8].

Круг исследований профессионального стресса чрезвычайно ши­рок: в него входят и масштабные демографические и популяционные обследования, проводимые в рамках так называемой «профессио­нальной эпидемиологии» и анализ конкретных производственных ситуаций, и лабораторные эксперименты моделирующего типа. Большинство работ имеет сугубо эмпирическую на­правленность и в целом представляет обширную коллекцию разно­образных фактов, описаний конкретных ситуаций, диагностических методик и оптимизационных процедур.


Практически любая сколько-нибудь серьезная работа, посвященная профессиональному стрессу, начинается с утверждения о том, что исходные теоретические посылки и определения базовых поня­тий в этой области страдают размытостью и крайне неоднородны, что затрудняет сопоставление данных, полученных в разных исследова­ниях [8].

Однако современные авторы не только констатируют теоретиче­скую неразработанность проблемы, но и концентрируют свои усилия на поиске ее адекватных решений. Проанализировав исследования профессионального стресса, А.Б. Леонова выделяет три основных подхода к анализу профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный [8].

Экологический подход начал развиваться с конца 1960-х гг., когда были предприняты первые систематические исследования ка­чества жизни и факторов риска для здоровья профессионалов в зависимости от специфики труда, включая оценку психофизиологи­ческой напряженности деятельности (Касл С.В., Каплан Р.Д., Леви Л.). Обширные массивы данных, собранные на разных про­фессиональных контингентах и популяционных выборках, убеди­тельно доказали наличие закономерных связей между содержатель­ными особенностями труда и характерными нарушениями здоровья профессионалов [8].

Параллельно началась разработка методологической базы таких исследований в рамках парадигмы соответствия «личность-среда». Утверждалось, что профессиональный стресс возникает в результате несоответствия (или несовместимости) требований рабо­чей среды и индивидуальных ресурсов работающего человека. Это создает потенциальную угрозу для успешности трудового поведения, здоровья и самочувствия. Подобная логика анализа отчетливо прослеживается в работах Г.М. Зараковского и др.[8].

Сам факт наличия стресса устанавливается на основании обнаружения закономерной связи между факторами напряженности труда и их негативными последствиями, т.е., по сути дела, всегда post factum. Но, несмотря на преобладание косвенных и отсроченных оценок стресса, реализация исследовательских установок данного подхода более чем полезна, так как позволяет в каждом конкретном случае определить: имеет ли место и в чем проявляется дисбаланс в системе «личность — профессиональная среда»; какова «цена» существующих несоответствий; на что в первую очередь должна быть направлена оптимизационная работа. Другими словами, такие ис­следования описывают объективный контекст, определяющий фор­мирование специфических проявлений стресса [1].


Именно благодаря исследованиям, выполненным в рамках экологического подхода, были разработаны детализированные представле­ния о комплексах причин и неблагоприятных последствий стресса, упорядочиваемые с помощью специализированных перечней показа­телей, процедур сбора и анализа данных. В исследованиях [1] совокупность негативных последствий стресса стала рассматриваться как многопарамет­рический объект, анализируемый в трех основных плоскостях - влияние на труд, физическое и психическое здоровье (таблица 1).

Таблица 1

Группы показателей, используемые для оценки негативных последствий профессионального стресса в прикладных исследованиях

Труд

Здоровье

Психическое

Физическое

Производительность труда

Надежность деятельности

Несчастные случаи

Ошибки, сбои в работе

Неадекватное трудовое поведение

Текучесть кадров

Прогулы, нарушения трудовой дисциплины

Социально-психологический климат в рабочей группе

Самочувствие

Пограничные состояния

Личностные и поведенческие деформации

Риск-факторы (курение, алкоголизм и др.)

Удовлетворенность трудом

Трудовая мотивация

Социальная интеграция

Моральные нормы и ценностные ориентации

Характеристики витально важных функций организма

Индексы профессиональной заболеваемости или смертности

Повреждения и травмы

Психосоматические болезни

Органические заболевания

Трансактный подход к профессиональному стрессу сформировал­ся в середине 1970-х гг. как прямое следствие развития когнитивных концепций стресса. Новый взгляд на природу психологического стресса, предложенный в знаменитой работе Р. Лазаруса, коренным образом изменил характер исследований по данной проблеме. Фокус интересов сместился с традиционного изучения механизмов гомеостатического регулирования и стадий адаптацион­ного приспособления на анализ индивидуально-психо­логических факторов, обусловливающих развитие стресса. Цент­ральное место в этом анализе заняли субъективная значимость ситу­ации, в которой действует человек, и те способы (или стратегии поведения), с помощью которых он пытается преодолеть затруднения [8].

Разграничивая понятия физиологического и психологического стресса, Р. Лазарус подчеркивал, что во втором случае стрессовую реакцию следует понимать как результат того, «что в каждой конк­ретной ситуации индивид требует от самого себя» и может ли он «эффективно справиться с субъективно восп­ринимаемой угрозой, если ситуация кажется ему таковой» [1]. Логика развития событий — от возникновения объективной проблемы до ее успешного или неуспеш­ного разрешения — была операционализирована в ряде когнитивных моделей стресса.