Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности ( Основные подходы к изучению профессионального стресса ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для моделей трансактного подхода характерно соотнесение ос­новных этапов развития стресса с блоками психологических опера­ций, обеспечивающих субъективную репрезентацию (или построе­ние “образа”) наличной ситуации, ее когнитивную оценку с точки зрения мотивационно-потребностных установок субъекта и форми­рование стратегии преодоления или «выхода» из сложившихся об­стоятельств. В наиболее полном виде содержание такого процессу­ального анализа отражено в модели В. Шёнпфлюга. В англоязычной литературе для обозначения самых разных способов реагирова­ния человека на осложнение ситуации, независимо от их успешности и даже целесо­образности, используются термины «coping» или «coping strategies» (от глагола «to соре» — справляться, совладать) [8].

В прикладном аспекте эта линия исследований получила разви­тие в трансактной модели профессионального стресса Т. Кокса.

Регуляторный подход органично продолжил традици­онную для психологии труда и инженерной психологии линию иссле­дований, связанную с анализом разного рода состояний работающего человека (утомления, монотонии, пресыщения, стресса и др.), вли­яющих на эффективность его деятельности. В отечественной психологии эта проблематика получила развитие в области изучения функциональных состояний человека в труде (В.А. Бодров, Л.Г. Дикая и др.) [8].

Основным предметом исследований в рамках регуляторного под­хода стали детализация представлений о смене механизмов регуля­ции деятельности под влиянием разных факторов, а также оценка их значимости с точки зрения внутренних затрат.

Регуляторный подход находит большое практическое применение в создании более совершенных видов психодиагностических методов, ориентированных на анализ структурных изменений в процессах обеспечения деятельности - со стороны ее когнитивных, исполни­тельных и рефлексивных компонентов [8].

Таким образом, каждый из обозна­ченных подходов может быть соотнесен с разными уровнями анализа механизмов развития стресса.

Экологический подход соответствует уровню макроанализа профессионального стресса и дает целостное описание факторов риска в терминах причинно-следственных отношений.

Трансактный подход направлен на анализ уровня промежуточ­ного опосредования стресса индивидуально-психологическими особенностями человека и личностным опытом преодоления стрессовых ситуаций.

Регуляторный подход - это уровень микроанализа выполнения конкретных трудовых задач и поведенческих актов, отражающий психологические механизмы адаптации к стрессогенным условиям.


1.2. Стрессовые факторы в управленческой деятельности

В условиях современной российской действительности одной из наиболее сложных, предъявляющих повышенные требования к ресурсам личности, является профессия руководителя. В процессе своей работы руководитель включен в разнообразные типы деятельности - творческую, умственную, сложную, требующую высокой квалификации, высокоответственную.

И.В. Марусева указывает на тот факт, что руководителям приходится действовать не только в стабильных условиях, но и в изменяющихся. Данные экспериментальных исследований показали, что значимость различных компонентов профессиональных способностей в изменяющихся условиях возрастает, происходит качественное изменение психических процессов, например, аналитическое мышление дополняется творческим [9].

Л.И. Дементий к основным особенностям управленческой деятельности относит неопределенность возникновения различных производственных ситуаций и проблему ролевой и функциональной неопределенности, причем именно неопределенность и неоднозначность ситуации являются одной из основных характеристик стрессогенности события [5].

Сами руководители отмечают важность принятия решений разного уровня, в особенности в изменяющихся условиях деятельности. Для эффективной работы, по их оценкам, необходимо знание нормативных документов, стремление принимать на себя ответственность за принятые решения, рациональное использование рабочего времени, умение ставить нестандартные задачи и т.д. Руководитель вынужден постоянно принимать решения. Ситуации принятия решений обладают высокой неопределенностью, наличием множественных критериев для сопоставления и неоднозначных альтернатив, дефицитом времени, высокой степенью ответственности. Принимая во внимание тот факт, что выработка и принятие решений выступают в качестве центральной составляющей управленческой деятельности, можно сделать вывод о том, что руководители находятся в состоянии постоянного стресса [5].

Таким образом, руководитель включен в разнообразные виды деятельности и имеет невероятное количество функций и зон ответственности. Он решает колоссальное количество самых разных профессиональных задач, вынужден работать с большими потоками информации, зачастую в условиях функциональной и ролевой неопределенности при дефиците времени, принимает высокоответственные решения, осуществляет руководство и координацию работы своих подчиненных, работает в условиях экономических рисков. Специфика деятельности руководителя обусловливает возникновение стрессогенных факторов и появление профессионального стресса.


Н. В. Самоукина определяет профессиональный стресс как «напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» [12;186].

Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса [12;186-187]:

1. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.[12].

Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде [12;189-190]. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:

- в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;

- в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);

- в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием".

Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь - несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.

Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бояться жить» [4].

Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих конкурентов. Проблема таких людей в том, что они имеют только одну цель - карьеру, успех в конкуренции. «Ловушка конкуренции» выражается в том, что многие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на «вершине» (часто это - разочарование, зависть и одиночество…) [4].


Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. «Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха…», - отмечает Н.В. Самоукина [12;213]. Нередко после крупного достижения наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.

О.О. Заварзина и др. выделяют факторы, вызывающие профессиональный стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников. Условно их можно разделить на четыре категории [11]:

1) Профессиональные требования и характеристики решаемых задач – умственная перегрузка, темп работы, дефицит времени, физические условия труда, режим работы, необходимость самостоятельного принятия решения и др.

2) Ролевые требования – связаны с ролью работника в организации. К ним относится: ролевая неопределенность (например, недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства), ролевой конфликт (когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать), ответственность за людей или вещи и др.

3) Организационные требования – взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами; карьера, продвижение по службе, угроза потерять работу.

4) Внешние требования или условия – социальные стрессоры (преступность, экономические спады, политические и военные кризисы) и личностные стрессоры (семейные конфликты, потеря близких, юридические и финансовые проблемы, снижение трудоспособности, возрастные и жизненные кризисы).

Причины развития профессионального стресса подразделяются на непосредственные и главные [2].

Непосредственной причиной можно считать событие, прямым следствием которого является развитие психической напряженности и стресса, например сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни и т.д. Чаще всего непосредственные причины стресса бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности.

Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. Большей частью профессиональный стресс и его вредное воздействие являются очень индивидуальным процессом и значение тех или иных рабочих обстоятельств на человека существенно различается даже в относительно однородной профессиональной среде.

Выводы по первой главе


В первой главе рассмотрены основные подходы к изучению профессионального стресса и стрессовые факторы в управленческой деятельности.

Исследователи выделяют несколько подходов к изучению стресса: экологический, трансактный и регуляторный. В первом из них стресс понимается как результат взаимодействия индивида с окружающей средой; во втором - как индивидуально-приспособительная реакция человека на осложнение ситуации; в третьем - как особый класс состояний, отражающий механизм регуляции деятельности в затрудненных условиях.

Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Специфика управленческой деятельности обусловливает возникновение стрессогенных факторов и появление профессионального стресса. К основным видам профессионального стресса в управленческой деятельности относят информационный, эмоциональный и коммуникативный стрессы.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация и методы исследования

Цель эмпирического исследования – исследование проявлений профессионального стресса в управленческой деятельности.

Гипотезой исследования послужило следующее предположение - проявления профессионального стресса у менеджеров характеризуется рядом специфических особенностей, которые определяются содержанием и формой организации их труда.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

- подобрать методики для диагностики проявлений профессионального стресса у менеджеров;

- сформировать выборку исследования;

- провести диагностику на всей выборке исследования;

- обобщить результаты исследования и сделать выводы.

База исследования. Исследование проводилось на базе Вологодской областной клинической больницы № 2 г. Череповца. В состав всей выборки респондентов вошли 4 мужчин и 8 женщин в возрасте от 30 до 60 лет. Для проверки гипотезы исследования все обследованные были разделены на 2 группы: