Файл: Понятие правонарушения (Теория государства и права).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
Убеждение через СМИ граждан в пользе правомерного поведения, о вреде и недопустимости противоправных деяний, организация и проведение «круглых столов», семинаров, конференций, содействие правоохранительным органам в проведении профилактических мер, помощь в трудоустройстве лиц, ранее осужденных за совершение преступлений, поддержание в надлежащем состоянии спортивных сооружений общего пользования, организация спортивных, досуговых и других культурных центров, социальная реклама, собственный пример – вот далеко не полный перечень возможных форм профилактики правонарушений.
Более того, применение профилактических мер доступно и рядовым гражданам. В рамках индивидуальных действий граждане могут участвовать в мероприятиях по распространению правовых знаний, разъяснению норм поведения в общественных местах. Путем коллективных усилий они могут организовать добровольные народные дружины, появление которых на улицах, в парках, скверах уже само по себе является эффективной формой профилактики административных и других правонарушений в общественных местах.
Предупреждение рассматривается как мера предотвращения конкретных явлений или фактов отдельно взятыми приемами. Например, предупреждение нарушений миграционного режима обеспечивается путем проверки документов, удостоверяющих личность. Для обеспечения безопасности на воздушном транспорте осуществляется личный досмотр авиапассажиров, а для недопущения нарушений правил торговли используются контрольно-надзорные проверки и т.д.
Профилактика есть совокупность мероприятий, направленных на охрану или недопущение чего-либо. Такой совокупностью является комплекс правовых, экономических, организационных, воспитательных и иных мер, воздействующих на проблему в целом, а не на отдельные ее части. Ярким примером может служить обеспечение безопасности дорожного движения. Это работа по изменению соответствующего законодательства и правил дорожного движения, очная и через СМИ пропаганда безопасности дорожного движения, соответствующая социальная реклама, обнародование статистических данных об уровне травматизма на дорогах, показ видеосюжетов о последствиях ДТП, внедрение новых технологий в техническую оснащенность дорожной разметки и знаков и многое другое, что охватывает все элементы системы безопасности дорожного движения - человек, дорога, автомобиль и окружающая среда.
Однако существуют общепрофилактические меры, использование которых одинаково эффективно влияет на снижение большинства правонарушений. Это пропаганда позитивного образа сотрудника правоохранительных органов с целью формирования уважительного отношения к закону и его блюстителям. Данное означает, что в системе профилактики многих видов правонарушений важной ее частью должна стать борьба с коррупцией, а это уже включает в себя и меры предупредительного характера.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что «предупреждение» и «профилактика» являются близкими, но не тождественными понятиями, а значит, и функции органов власти по применению профилактических и предупредительных мер должны быть разделены. Эффективной правовой опорой этому может стать законодательство, конкретизирующее профилактическую деятельность как функцию, при этом отделяя ее от предупредительных мер.
2. Виды правонарушений
Классификация правонарушений
В теории права при изучении правонарушений в качестве оснований для их классификации используют различные критерии [[11]]. В частности, в зависимости от сферы общественной жизни предлагается различать правонарушения в:
а) экономической сфере;
б) управленческой деятельности;
в) семейно-бытовой сфере.
В зависимости от области складывающихся общественных отношений правонарушения можно разделить на следующие группы:
а) гражданские (совершаемые в нарушение требований гражданского
законодательства);
б) уголовные (наиболее опасные правонарушения – преступления, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность);
в) семейные (несоблюдение требований семейного законодательства, например, уклонение от выполнения родительских обязанностей);
г) налоговые (например, нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса РФ [[12]]), непредставление налогоплательщиками в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (ст. 119 Налогового кодекса РФ);
д) земельные (например, нарушение порядка оборота земель и использования земель, самовольное занятие земельного участка, использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю);
е) трудовые (например, непредставление гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ [[13]]) и т.д.
Одним из наиболее распространенных критериев для классификации правонарушений является разделение их в зависимости от степени общественной опасности, характера правонарушения и санкций за его совершение. В зависимости от того, какие общественные отношения нарушает деяние и какими правовыми средствами государство охраняет эти отношения, правонарушение может быть признано преступлением, административным правонарушением, гражданско-правовым деликтом, дисциплинарным проступком.
Необходимость разграничения всех видов правонарушений порождает теоретические дискуссии и является значимой для правоприменителей [[14]]. Большинство ученых полагают, что к критериям разграничения относится общественная опасность деяния, которой обладают все виды правонарушений. Разграничение проводится по степени общественной опасности деяния, которая может меняться в зависимости от социальных условий. Например, в зависимости от размера причиненного вреда при хищении деяние может расцениваться и как преступление, и как административное правонарушение.
Другим критерием разграничения правонарушений является противоправность. Преступление нарушает федеральный уголовный закон, который предусматривает за него наиболее суровые санкции (вплоть до пожизненного лишения свободы) по сравнению с мерами административного, гражданского и тому подобные воздействия.
Споры о критериях разграничения правонарушений продолжаются. О сложности разрешения проблемы свидетельствует, например, различный подход к ней, высказанный виднейшим ученым в области учения о преступлении – Н.Ф. Кузнецовой. В одной работе она утверждает, что разграничение проходит, в том числе, по общественной опасности [[15]]; в другой – говорит о том, что «дискуссии об общественной опасности, присущей якобы всем правонарушениям, отошли в прошлое» [[16]].
Преступление
Законодателем сформулировано определение понятия «преступление», под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ [[17]]).
Применительно к проблемам преступного поведения и конкретно к преступлениям сформировалась специальная наука – криминология. Криминология (от лат. crimen – преступление и греч. logos – учение) – наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности. Теоретическую основу криминологии составляют учения бельгийского социолога Л.А.Ж. Кетле, итальянских криминалистов Ч. Ломброзо, Э. Ферри и др. Появление данной науки связывают с именем врача-психиатра и судебного медика Ч. Ломброзо, который в 1876 г. в своей работе «Преступный человек» связал специфические (биологические) внешние признаки человека («стигматы») с его преступным поведением.
Но, безусловно, биологические причины преступности – отнюдь не основные и не единственные. Социальные факторы играют здесь огромную роль. Например, сегодня существует огромное количество неблагополучных семей, где «безнадзорность является главным отрицательным фактором при формировании личности несовершеннолетнего преступника» [[18]]. Поэтому в настоящее время в криминологии условно существуют две большие группы учений о причинах преступного поведения: учения, основанные на понятии о преступном поведении как о результате различных социальных факторов, и учения, основанные на принятии особенностей психики человека как первопричины такого поведения.
Итак, преступление представляет собой правонарушение с самой высокой степенью общественной опасности. В связи с этим лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, подлежит привлечению к уголовной ответственности, что может повлечь применение в отношении данного лица мер уголовного наказания.
Объективную сторону отдельно взятого конкретного преступления отличают от объективной стороны преступления определенного вида. Отдельно взятое конкретное преступление уникально характеристикой условий места, времени, обстановки и других обстоятельств причинения лицом в объективной реальности вредного результата. Объективная сторона преступления определенного вида представляет собой набор признаков, объединенных прежде всего характеристикой непосредственного объекта уголовно-правовой охраны (преступления). Эти признаки сформулированы в результате оценки опасных деяний на основе выявления закономерностей механизма причинения вреда объекту и выделения иных существенных и типичных свойств похожих ситуаций. «Сумма признаков, при наличности которых известное деяние признается преступным и наказуемым, будет общим составом; сумма признаков, при наличности которых преступное деяние признается убийством, воровством или, еще специальнее, воровством в обитаемом помещении... и т.д., будет особым составом» [[19]]. Объективные признаки преступлений определенного вида представляют собой не что иное, как признаки, характеризующие объективную сторону общего или конкретного состава преступления.
Объективная сторона состава преступления складывается из сочетания признаков, закрепленных в уголовно-правовой норме и характеризующих внешнее проявление в объективной реальности конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным законом объект: преступного деяния, вредных последствий, причинной связи, времени, места, обстановки, средств и орудий совершения преступления.
Общественно опасное деяние лица «связывает» элементы состава преступления в единое целое. До совершения лицом деяния объект уголовно-правовой охраны и сам человек существуют независимо друг от друга. Лишь совершением деяния лицо воздействует на объект преступления, тем самым порождая, иными словами, причиняя вредные последствия. Из этого вытекает требование к самому деянию: «оно должно быть объективно опасным в момент его совершения для охраняемого законом объекта в том смысле, что создает реальную возможность наступления вредных последствий» [[20]]. В этом значении причинная связь выступает необходимым для определения основания уголовной ответственности признаком состава преступления. А.Э. Жалинский отмечал: «Со всей очевидностью причинная связь – именно по закону – является признаком деяния, отражающим его свойство проявляться как те или иные изменения внешнего мира, т.е. процессом и результатом» [[21]].
В действующем УК РФ не содержится определения понятий «общественно опасное деяние», «преступное деяние», не дается законодательного определения и такому термину, как «деяние», хотя само слово «деяние» употребляется законодателем весьма часто. В УК РФ термин «деяние» используется в нескольких значениях [[22]].
Во-первых, как понятие, определяющее правомерное поведение человека.
Во-вторых, в ч. 2 ст. 2 УК РФ сформулировано положение о том, что УК РФ определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями. Речь идет о ситуации, когда уголовный закон признает известное значение за опасными деяниями, которые еще не получили уголовно-правовой оценки, но обладают необходимыми и достаточными свойствами преступления. Иными словами, когда «еще нужно определить, какие из них будут признаны преступлением» [[23]].
Таким образом, под уголовно-правовым деянием нужно понимать и такое опасное деяние, свойства которого побуждают законодателя к его криминализации. Это деяние может быть криминализовано, но может и не получить соответствующей политической оценки. Не секрет, что законотворческая деятельность вообще, и криминализация в частности, представляют собой своеобразный творческий процесс, который в зависимости от исторических, политических, субъективных и иных условий не всегда логически завершается оформлением законодательного решения (например, в форме конкретного уголовно-правового запрета). Исследование деяния в указанном значении должно проводиться в рамках проблемы причинности уголовного закона и поведения субъектов уголовной ответственности.
В-третьих, термин «деяние» используется как синоним преступного поведения человека в его психофизическом единстве. Это значение деяния используется в ст. 8 УК РФ при определении основания уголовной ответственности – совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.
При формулировании составов с отягчающими и особо отягчающими обстоятельствами в нормах Особенной части УК РФ слова «те же деяния» также обозначают преступное поведение указанного вида в единстве его объективных и субъективных признаков.
В.В. Мальцев предлагает содержание деяния лица в указанных значениях передавать термином «общественно опасное поведение». По мнению автора, в нем представлено действительное соотношение (связь) общественной опасности с предметом (поведением), ее порождающим, этот термин охватывает указанное свойство и на общесоциальном, и на видовом, индивидуальном уровнях. Другими словами, согласно автору, антисоциальная деятельность отражается в этом понятии как явление в целом, включающее в себя общественно опасное деяние, общественно опасные последствия и личность виновного с ее общественно опасным свойством [[24]].