Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: Каждый человек является владельцем огромного количества психических черт характера. Некоторые черты являются вроде бы "бесполыми", всепригодными, а некоторые черты обычно связываются с приемлимо мужской либо приемлимо женской психологией. Некоторые обычные мужские либо дамские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. К примеру, уровень злости и доминантности рассматриваются, как приемлимо мужские черты. Остальные черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Восприятия о мужественности и женственности очень различаются в разных культурах, что накладывает суровый отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер отношений мужчин и дам, также имеет место предположение, что психологический стресс переживается ими по-разному.
Актуальность выбранной темы: "Гендерные различия проявлений профессионального стресса " объясняется следующим. Во-первых, надобность исследования трудности стресса определяется реалиями современного общества, в нем имеется тенденция усиленно копить психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Способность же преодолевать стрессовые ситуации является залогом психологического здоровья людей и обязательным условием социальной стабильности, прогнозируемости действий, которые происходят в общественной жизни.
Во-вторых, учитывая большое число научных областей, которые изучали проблемы гендера, и довольно сложную связь причин, которые повлияли на его онтогенез, будущие исследования могут посодействовать разработке таковых моделей, которые обеспечили бы нам возможность осознания механизма формирования соц различий меж мужчинами и дамами в проявлении стресса.
Задействуя эти сведения в качестве отправной точки для исследования, беря во внимание различия, био детерминизм, соиально-био причины, половой диморфизм, действие со стороны культуры и практики социализации, мы попытаемся узнать, какое влияние оказывают гендерные различия на специфику стресса.
Указанные обстоятельства обусловили выбор темы исследования и главные направления ее разработки.
Разработанность проблемы:
Первое и давшее наибольшее развитие проблемы изучения стресса как такого понятия описано в труде Ганса Селье "Стресс без дистресса" в 1936 году он обратил внимание на то, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением. Развитое Селье представление о стрессе значительно воздействовало на осознание деятельности организма человека и психики.
В дальнейшем проблема стресса получила широкое изучение в концепциях Лазаруса по копинг-поведению. Психофизиологическую составляющую стресса рассмотрел Ю.А. Александровский и Е.Черепанова. В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов исследовали когнитивные, поведенческие и эмоциональные изменения при стрессе. Большую ценность представляют различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд.
Также было раскрыто понятие гендера и проанализирована концепция Сандры Липсиц Бем, основные характеристики феминности и мускулинности. Рассмотрены разные поло-ролевые исследования и био предпосылки различий в появлении стресса у мужчин и дам.
Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит в выявлении стрессовых состояний личности и изучении гендерных особенностей проявления стрессовых состояний. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
- рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
- выявить особенности проявления психологического стресса у мужчины и женщины;
- определить психологический пол с помощью разработанной методики Сандры Бем;
- диагностировать и определить подверженность к стрессовым состояниям личности с помощью специализированных методик;
- сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста.
Объектом исследования: являются различия в проявлении стресса у мужчин и женщин.
Предметом исследования: гендерные особенности стресса.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
- беседа,
- методика Сандры Бем на определение мускулинности, феминности и андрогинности,
- тест реактивной тревожности Спилбергера,
- и методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 60 учеников из 10-того , "В" и "Г" классов средней образовательной школы №328.
Апробация работы: по окончанию исследования и обработки полученных результатов, с ними были ознакомлены все участники данного исследования.
1. Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Стресс как проблема в разработках на современном этапе
В переводе с британского языка стресс значит давление, нажим, усилие, также наружное действие, которое создает это состояние. Стресс, который вызывает отрицательные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции – эустрессом [32; 25 – 28]. В первый раз эти определения в научный тезаурус ввел создатель идеи стресса, канадский физиолог Ганс Селье. Автор показал самостоятельность процесса приспособления человеческого организма от характера действий либо экстремальности. Воздействующие причины (стрессоры) могут быть самыми различными, но вне зависимости от собственных особенностей они вызывают в человеческом организме тождественные изменения, которые обеспечивают адаптацию [32; 28]. Различают физиологические и психические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают конкретное действие на ткани тела. К ним относятся болевые действия, холод, высочайшая температура, чрезмерная физическая перегрузка др. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, угрозы, переживания, обиды, необходимости решения трудной задачи.
В соответствии с двумя видами стрессоров различают стресс физиологический и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию и завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения - все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.
Эмоциональный стресс личный вариант психического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он возникает в ситуации угрозы, обиды и др., также в критериях, так именуемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек долгое время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности.
Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры) [17; 122 – 127]. Как отмечает Ю.А. Александровский [1; 71], термин "эмоциональный стресс" обычно используется в расширительном плане и включает целый комплекс состояний: от находящихся в пределах физиологических границ психоэмоционального напряжения до находящихся на грани патологии или психологической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения. Выделение категории "эмоциональный стресс" и противопоставление ее понятию стресса как общего адаптационного синдрома, по Селье, было прогрессивным явлением. Этим был выделен объединяющий критерий, который позволяет обобщить огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное, с позиции их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие физиологических проявлений (поведенческих соматовегетативных) эмоционального стресса. Этим фактором является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие.
Совокупность характерных стереотипных общих ответных реакций организма на действия раздражителей самой различной природы, реакций, имеющих, прежде всего защитное значение, была обозначена Г.Селье "как общий адаптационный синдром", который имеет следующие стадии:
- тревоги, во время которой сопротивление организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы;
- сопротивления (фаза адаптации), когда напряжением систем функционирования организма достигается его приспособление к новым условиям, предъявляющим повышенные требования;
- истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов организма и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, наступает их рассогласование, дезинтеграция [32; 31 - 51].
На данный момент принято разговаривать о стрессе как об особенном многофункциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное действие, несущее внутри себя угрозу физическому благополучию, существованию человека либо его психологическому статусу. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания [14; 334]. Биологическая же функция стресса - адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий как физических, так и психических. Потому возникновение стресса значит, что человек понимает в определенный тип работе, направленной на противоборство небезопасным действиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое физиологическое состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются физиологическое состояние и реакции организма. В целом, стресс, это нормальное явление в здоровом организме, которое способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы [14; 334]. Во время стресса может увеличиваться уровень агрессии, внушаемости, нарушаться восприятие времени, а также могут появиться галлюцинации и изменяются динамические характеристики психических процессов.
Другую концепцию стресса разработал в 1966 году Р. Лазарус [30; 864 – 869]. Им была предложена когнитивная теория стресса и копинга. По мнению автора, в основе регуляции взаимодействия среды и личности лежат "первичная" и "вторичная" когнитивные оценки ситуации. Индивид первоначально классифицирует ее как изменяющуюся или угрожающую, а затем - в зависимости от степени воспринимаемой угрозы, свойств стрессора и собственных психологических особенностей определяет способы преодоления стресса. В результате взаимодействия этих двух процессов, как считает автор, формируются определенные формы копинг-поведения. Важными факторами в их становлении и индивидуализации являются отрицательная или положительная эмоциональная реакция в ответ на стрессовое воздействие, а также трансформация этой реакции в определенную стратегию преодоления.
Итогом исследований Р.Лазаруса явилась дефиниция понятия копинга, которое он обозначил как стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или с большим успехом), имеющей условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия. На основе принятой дефиниции копинга была предложена трехфакторная модель копинг-механизмов, состоящая из копинг-стратегий, копинг-ресурсов и копинг-поведения. Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессором.
Копинг-ресурсы представляют собой относительно стабильные личностные характеристики, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Поведение индивидуума, регулируемое и сформированное посредством использования копинг-стратегий с учетом личностных и средовых копинг-ресурсов определяется как копинг-поведение. Базовой составляющей этой модели являются копинг-стратегий, которые обусловливают поведение и эмоциональные реакции на стресс. Эта трехфакторная модель копинг-механизмов является базовой и до настоящего времени, а все последующие исследования в этой области шли по пути большей дифференциации копинг-процессов и попыток объяснить выбор индивидуумом той или иной копинг-стратегии [30; 864 – 869].
Исходя из представлений П.К. Анохина, стрессовые ситуации с наиболее мощными психосоматическими последствиями возникают на основе оборонительного возбуждения и произвольного подавления его моторных проявлений, что принципиально сходно с неотреагированными эмоциями человека, и что понятие "стресс" включает всю сумму реакций организма на нанесение чрезвычайного раздражения.