Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объективные причины возникновения психологического стресса:

условия жизни и работы (постоянные компоненты существования):

  1. локальные – относятся бытовые домашние проблемы (перебои в водоснабжении, плохое отопление, неработающий лифт и т.д.) тяжелая, изматывающая работа – и транспортные проблемы;
  2. глобальные - представлены загрязнением окружающей среды. При этом часто вредные условия среды обитания вызывают стресс не за счет непосредственного воздействия на организм;

взаимодействие с другими людьми:

  1. отношения с близкими людьми (эмоциональные);
  2. деловые отношения (рациональные);
  3. конфликты с незнакомыми людьми.
  4. политические и экономические факторы:
  5. экономические – низкие доходы и высокие расходы;
  6. политические – невыгодное экономическое законодательство и неэффективная политическая власть.
  7. чрезвычайные обстоятельства
  8. природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации;
  9. криминал – экономический ущерб и ущерб здоровью и достоинству;
  10. заболевания [35; 102 – 120].

1.3 Гендерные особенности проявления стресса

Учитывая специфику психологического стресса, основные формы его проявления и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса, нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям проявления стресса.

Понятие "гендер" впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин "гендер", заимствованный из лингвистики (gender — род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола — совокупности биологических характеристик — генетических, физиологических и репродуктивных. При помощи понятия "гендер" было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. Введение понятия было подготовлено работами М.Мид по этнографии еще в 30-х гг. XX века [6; 11 – 16].

Гендер – это:

Спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие социальные роли) или гендерная идентичность[1][2][3]. В некоторых случаях понятие «гендер» ошибочно используется как синонимпонятия «пол», хотя изначально термин «гендер» был введён как противопоставленный ему


В социальной психологии термин "гендер" используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин "гендер", а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым "женским" исследованиям.

Одно из подобных всеобъемлющим исследований стало изучение гендерных различий Сандры Липсиц Бем. В ее монографии "Линзы тендера", которая издана в 1993 году подробно рассматривались такие представления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам об их поступках и возможностях. Пол в данном случае – это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития.

Сандра Бем в собственной монографии анализирует популярное суждение и веру, то что отличия в действии представителей сильного пола и девушек, их общественные позиции считаются результатом биологических, т.е. половых отличий. Исследует, равно как пол и гендер взаимодействуют в ходе актуального цикла (онтогенеза). Главная концепция заключалось в этом представлении того, то что общественное больше поддается изменению, нежели биологическое. Последнее устанавливает практическое применение тендерных подходов: "перемена социализации представителей сильного пола и девушек в сторону осуществлении заинтересованностей и возможностей, а никак не тендерных предписаний и стандартов. Данное сможет помочь представителям сильного пола, к примеру, более следить о собственном состояние здоровья, осуществлять меньше опасных действий и, в завершении , повысит длительность их существования. То что относится женщин, в таком случае они, наконец, непосредственно могут принять необходимость создавать собственное экономическую благосостояние лично, а никак не окольными способами — посредством состоятельных партнеров", - С. Бем [6; 17 -25].

В согласовании в концепцией Бем и в основе основ работы когнитивных действий, людское понимание избирательно — оно отбирает в таком случае, то что помещается в обычную схему противоположного восприятия представителей сильного пола и девушек, и сохраняет в отсутствии критического рассмотрения то, что весьма всераспространено в действительности, однако совсем никак не проставляется в рамки построенного культурой восприятия. Автор этих строк не просто один к одному отражает находящийся вокруг нас объекты и явления в разных представляющих концепциях — зрительной, аудиальной, тактильной и т. п. Наша познавательная концепция стремительно проектирует такого рода тип восприятия и познания, что характеризуется установленными результатами: поляризацией мужеского и дамского, иерархизацией мужеского и дамского и интерпретацией такого утверждения предметов присутствие поддержки биологизации данного хода — в таком случае имеется объяснением этого, то что это все естественно, то есть "по природе" [6; 11 – 19].


Концепция линз поясняет, то что отсутствует практически никаких зон и специальностей, какие б обладали извечные и природные и постоянные половые свойства. Данные метки "мужского" либо "женского" имеется безотлагательные и временные условия культуры патриархата, что вписаны в детские умы с раннего возраста, несмотря на то большая часть отца с матерью никак не имеют все шансы разъяснить детям, что такое пол. Они кроме того сами усложняются назвать критерии пола. Как оказалось, данное наиболее таинственная и запрещенная тематика. Невероятно, то что сексуальные отличия таким образом и остаются загадкой с целью определенных ребенка и в том числе и молодых людей. Бем дает 2 стратегии постановления данной трудности. 1-ая заключается в этом, для того чтобы научить ребенка отличиям среди полами. 2-ая политика заключается в том, для того чтобы предоставить ребятам другую либо "разрушительную" схему, с поддержкой каковой они сумели б толковать и раскодировать культурные письма с референтной группы, рекламы, картины либо комикса. С целью основы отец с матерью обязаны научить ребенка различию между полами, направив их интерес в общественные понятия о поле. С целью данного они обязаны показать нестандартные тендерные роли. Отец способен готовить обеденный перерыв, купать ребенка, а мать — вести автомобиль и продвигаться в науке. Отец с матерью обязаны остерегаться дисциплинирования детей с ссылкой в пол равно как единственный с наиболее известных аргументов слабых педагогов: "Ты же мальчик, ты не должен жаловаться и рыдать, равно как девушка! Уходи и давай сдачи!" либо "Ты ведь девочка, ты обязана являться опрятной и покорной!". Сведения предписания определяют мощнейшее влияние в последующую жизнедеятельность и инициируя общепсихологический напряжение среди родительскими правилами и индивидуальными вожделениями персоны [6; 125 – 134].

Позже Бем расширила эту теорию, когда писала "Линзы тендера" и переименовала ее в инкультуральную теорию линз. Основа последней — это то, что нам важно знать процесс становления гендерно конвенциальной личности это частный случай становления субъекта, усвоившего культуру в своем контексте. В эту теорию входят два соответственных теоретических представления:

  • Первое — это система общих культурных линз, включенных в социальные институты, культурный дискурс, повседневные разговоры.
  • Второе теоретическое представление связано с тем, как эти культурные линзы исподволь усваиваются детьми, которые социализируются в этой культуре. То, что они автоматически (как часть процесса окультуривания) усвоены этими детьми, и, в конечном итоге, раз эти культурные линзы были усвоены, ребенок начинает видеть, думать, чувствовать и оценивать виртуально все культурно-специфическим способом. Как результат этого, он/она конструирует свое "я", которое согласуется с культурными линзами и поэтому участвует в социальном воспроизводстве культурной системы. Когда усвоенные характеристики стали продуцировать различия и неравенство между мужчинами и женщинами — на уровне психологической идентичности и как наша культурная система полового неравенства требует этого неравенства для своего воспроизводства [6; 22].

Таким образом, теория "Линз тендера" Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей стресса связанных с психологическими установками личности.

Последующие исследования гендерных различий на основе разделения психологии пола, выделили три типа:

  1. мускулинный тип – типично мужественные черты личности;
  2. феминный тип – типично женственные черты личности;

андрогинный тип – смешанные черты женского и мужского.

Сведения исследований свидетельствуют в в таком случае индивиды с андрогинным видом, владеющие в то же время феминными и маскулинными особенностями, стрессоустойчивее, таким образом равно как меньше твердо соблюдать полоролевых общепризнанных мерок, независимее передаются с обычно дамских уроков к крепким и т. д. Присутствие данном оказалось, то что наибольшее соотношение конструкций и взаимодействий полоролевому стандарту, т. е. значительная мускулинность у представителей сильного пола и значительная феминность у девушек, вовсе никак не считается залогом психологического благосостояния. Значительная феминность у девушек зачастую коррелирует с высокой тревожностью и дешёвым самоуважением – данные особенности также вступают в комплект феминности. Высокомаскулинные юноши-школьники ощущали значительную решительность в себя и удовлетворение собственным расположением из числа ровесников, однако уже после ТРИДЦАТЬ года данные представители сильного пола стали наиболее беспокойными меньше убежденными в себя и меньше даровитыми к лидерству. Высокофеминные девушки и высокомаскулинные представители сильного пола ужаснее управляются с работой, никак не схожей с классическими общепризнанными мерками полоролевой дифференциации. Ребята, действия каковых жестче в целом отвечает условиям их сексуальной значимости, зачастую различаются наиболее невысоким разумом и минимальными креативными возможностями. Наоборот, индивиды, касательно вольные с строгой сексуальной типизации, имеют наиболее обеспеченным поведенческим репертуаром и психологически более благоприятны.

Серьезные споры возникают и при интерпретации данных. Ригидность полоролевых установок и поведения может быть как индивидуально типологическим свойством (в этом случае она будет коррелировать с общей ригидностью установок и поведения), так и функцией системы полоролевых предписаний, жесткость которых варьируете зависимости от ситуации и вида деятельности. Как считают Спенс и Хельмрайх, поиск глобальных измерений маскулинности и феминности или полоролевой идентичности - задача явно иллюзорная. "Классы психологических свойств и поведенческих структур, различающих мужчин и женщин, в данное время и в данной культуре, не только множественны, но и могут иметь разные корни и относительно независимо варьировать у разных индивидов" [19].


Методологические трудности не уменьшают актуальности изучения психологии половых различий в особенностях проявления стресса, но они подчеркивают, что такое изучение обязательно должно быть междисциплинарным, учитывая и динамику социальных половых ролей, и этнокультурные особенности испытуемых.

Так, как стресс это психологическое состояние рассмотрим биологические концепции различий в возникновении стресса у мужчин и женщин.

Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы.

Таким образом сексуальные отличия биохимии и структуры ведущего мозга оказывают большое влияние в в таком случае, равно как представители сильного пола и девушки обращают внимание в общество либо упоминают напряженные действия. Голдстейн определила, то что у представителей сильного пола железа возлюбленная больше, нежели у девушек. Её теории укладывались в этом, то что данные анатомические характерные черты станут устанавливать и разный вид взаимодействий в напряжение у самцов и самок. С целью контроля этого теории Катарина Браун (Katharina Braun) с Университета Отто фон Герике в г. Магдебург (Германия) разлучила не так давно уродившихся детенышей город с мамами. С целью данных маленьких американских грызунов, схожих в крыс и проживающих в натуре множественными колониями, в том числе и временная изолирование с одноплеменников способен обратиться стрессом. Далее эксперты замерили сосредоточение серотониновых рецепторов в разных сферах ведущего мозга юных зверьков. Серотонин - нейротрансмиттер, исполняющий главную значимость в чувственном действии животных и человека. (Терапевтическое влияние вещества прозак, к примеру, базируется в его возможности повышать динамичность серотонина.)

В промежуток обособленности детеныши дегу имели возможность чувствовать голосовые сигналы мамы. Было представлено, то что подобная слуховая сведения увеличивала концентрацию серотониновых рецепторов в миндалине самок и сокращала их сосредоточение у самцов. Несмотря на то приобретенные сведения сложно экстраполировать в действия лица, возможно допустить, то что в случае если схожие движения совершаются и у ребенка, беспокойство, сопряженная с разлукой с мамой, согласно-различному оказывает большое влияние в чувственное положение мальчиков и девочек. В случае если мы хотим осознать, по какой причине, к примеру, беспокойные расстройства значительно больше попадаются у девочек, нежели мальчиков, потребность в проведении аналогичных исследований делается явной.