Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По подсчету полученных баллов, среди испытуемых мальчиков:

  • с андрогинным типом – достаточно низкая вероятность стресса, лишь у трех испытуемых (№16, №22, №24) умеренные показатель реактивной тревожности (РТ), которая характеризует субъективное переживание реакции на стрессовую ситуацию;
  • с мускулинным типом – низкая вероятность стресса, с низкими показателями реактивной тревожности (РТ). Лишь у одного испытуемого из тринадцати умеренный показатель РТ;
  • с феминным типом – низкие показатели, как по РТ, но данный показатель может не входить в выборку, так как он единичный.

Среди испытуемых девочек:

  • с андрогинным типом – низкая вероятность стресса, лишь у одной испытуемой №26 умеренный показатель РТ, что говорит о том, что данная испытуемая испытывает стресс.
  • с феминным типом – низкие показатели РТ по всей выборке;
  • с мускулинным типом – также низкие показатели реактивной тревожности.

Между индивидуальными значениями методики С.Бем и теста на реактивную тревожность Спилбергера по всей выборке (n = 60 человек) был произведен подсчет ранговой корреляции, по коэффициенту Спирмена. Сумма r = 0,060977457, по определению слабая корреляционная зависимость, или отрицательная. Данные корреляции говорят о том, что между показателями нет никакой зависимости.

Выводы по методике №2: как мы видим из полученных данных с помощью теста на выявление личностной тревожности Спилбергера, данные из группы мальчиков с данными из группы девочек и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значимость проблемы, осматриваемого в этой курсовой работе, до такой степени огромна, что и решению этой проблемы – гендерных отличительных черт стресса, уже многократно адресовались, и станут прибегать в последующие года вновь и вновь.

В написании данной работы перед мною стояли конкретные цели и проблемы, сущность которых описывается вводном разделе. По этой причине в первой главе в целом освещаются теоретические нюансы исследования проблемы стресса в исследованиях в современном этапе. Здесь были проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, исследования Е.Черепановой, разнообразные статистические исследования стресса: предпосылки и уровни стресса у различных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд. Кроме того в теоретической доли нами были выявлены ключевые формы проявления психологического стресса и сопряженные с ним поведенческие, умственные, чувственные и физические перемены, а кроме того индивидуальные и конкретные предпосылки появления эмоционального стресса.


Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований гендерных отличительных черт и поло-ролевых отличий в проявлении стресса, раскрыто понятие гендера и проанализирована теория Сандры Липсиц Бем.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик. По данным первой методики мы выяснили, что испытуемым мальчикам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как мужчины – 43,3% от всех испытуемых мальчиков, при этом 53,3% испытуемых мальчиков имеют смешанный, андрогинный тип личности и всего 3% (один испытуемый) имеет феминный тип.

По группе испытуемых девочек были получены следующие данные: лишь у 30% девочек из всей выборки феминный тип личности, 60% девочкам присущ андрогинный тип личности и у 10% испытуемых девочек выявлен мускулинный тип. Анализируя полученные данные мы можем сказать, что соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста.

С помощью второй методики на выявление реактивной тревожности, мы можем утверждать о том, что результаты по группе мальчиков с данными из группы девочек и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются. Подтверждением этого служат корреляционные данные, где r = 0,060977457, по определению слабая корреляционная зависимость, или отрицательная.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.

Список используемой литературы:

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский, - М.: "Медицина", 1993. – 400 стр.
  2. Алиев Х.М. Метод ключ в борьбе со стрессом / Х.М. Алиев, - Ростов-н/Д.: "Феникс", 2003. – 320 стр.
  3. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, - СПб.: "Питер", 1999. – 86 стр.
  4. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические исследования. – 2002. - №11, - С. 26 - 36
  5. Батурин Н.А. Оценочная функция психики / Н.А. Батурин, - СПб.: "Академия", 1998. – 361 стр.
  6. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2004. – 336 стр.
  7. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения / Шон Берн, - М.: "Прайм-Еврознак", 2007. – 320 стр.
  8. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров, - М.: "ПЕР-СЭ", 2000. – 352 стр.
  9. Виткин Д. Женщина и стресс / Д. Виткин, - СПб.: "Питер", 1996. – 305 стр.
  10. Виткин Д. Мужчина и стресс / Д. Виткин, - СПб.: "Питер", 1996. – 207 стр.
  11. Гейссельхард Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс. Лучшие техники релаксации / Р. Гейссельхард, К. Хофманн-Буркарт, - М.: "Омега-Л", 2006. – 167 стр.
  12. Гилмор Д. Становление мужественности: культурные концепции мускулинности / Дэвид Гилмор, - М.: "РОССПЭН", 2005. – 264 стр.
  13. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг, - СПб.: "Питер", 2004. – 496 стр.
  14. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, - М.: МГУ, 1989. – 399 стр.
  15. Женщины, познание и реальность: исследования по феминистской философии / под ред. О.В. Дворкиной, - М.: "РОССПЭН", 2005. – 440 стр.
  16. Заболотский И.Б., Илюхина В.А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека / И.Б. Заболотский, В.А. Илюхина, - Краснодар: "Кубанская медицинская академия", - 1995. – 100 стр.
  17. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматическое и соматопсихические расстройства у детей /Д.Н. Исаев, - СПб.: "Речь", 2005. – 400 стр.
  18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык, - М.: "Наука", 1983. – 341 стр.
  19. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1991. – №2, С. 47 - 57
  20. Копонев С. Влияние стресса на здоровье // С. Копонев, "Московский психологический журнал", №2 – 2004.
  21. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования / И.В. Костикова, - М.: "Аспект-Пресс", 2005. – 235 стр.
  22. Кузнецова А.С., В.В. Злоказова Т.А. Эффективность психологических средств произвольной саморегуляции функционального состояния // А.С. Кузнецова, Т.А. Злоказова Т.А., №1 – 2008., С. 102 – 130.
  23. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов, - СПб.: "Питер", 2004. – 464 стр.
  24. Кэхилл Л. Его, и ее мозг // В мире науки. – 2005. №8, - электронная статья: [http://www.sciam.ru/2005/8/neyrobiology.shtml]
  25. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых, "Московский психологический журнал", №12 – 2005.
  26. Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса / Б.Е. Мельник, М.С. Кахана, - Кишинев: "Штиинца", 1981. - 176 стр.
  27. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова, - Казань: "ИП Тухтаров В.Н.", 2003. – 94 стр.
  28. Пономаренко А.С. Фактор стресса // А.С. Пономаренко, "Московский психологический журнал", №7 – 2004.
  29. Психология и культура / под ред. Дэвида Мацумото, - СПб.: "Питер", 2003. – 718 стр.
  30. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, - СПб.: "Питер", 2002. – 1024 стр.
  31. Сандомирский М.Е. Защита от стресса / М.Е. Сандомирский, - М.: "Институт Психотерапии", 2001. – 316 стр.
  32. Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье – М.: "Прогресс", 1979. – 123 стр.
  33. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина, - СПб.: "Питер", 2001. – 272 стр.
  34. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку / Е.М. Черепанова, - М.: "Академия", 1997. – 264 стр.
  35. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых, - СПб.: "Питер", 2006. – 256 стр.
  36. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс и регуляция / Г.М. Яковлев, В.С. Новиков, В.Х. Хавинсон, - СПб.: "Пресс", 1990. – 225 стр.