Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ю.А.Александровский [1; 71-79] утверждает, что анализ психофизиологической сущности развития эмоционально-стрессовых и невротических состояний свидетельствует об их принципиальной общности. В обоих случаях начальным звеном является конфликтная ситуация с ее психологическим эквивалентом (субъективное состояние типа страха - тревоги). Определяющим фактором являются не сила стрессора, не объективная качественная (физическая) характеристика негативно-подкрепляющего воздействия, не реальные ситуации окружающей среды, а психологическая оценка сигнала, воздействия как негативных, отвергаемых (аверсивных) при невозможности управлений ситуацией, отсутствии способов ее избегания или преодоления. В целом, по мнению автора, развитие невротических и эмоционально-стрессовых состояний у человека связано с нарушением функциональной активности барьера психической адаптации. Данное выражается многофункциональной неполноценностью действий восприятия, отыскивания и обработки данных, патологией индивидуального взаимоотношения к получаемой данных (т.е. эмоциональным реагированием), переменой общественно-эмоциональных контактов. Стресс элементов психической адаптации проводит к срыву действий управления и регулировки.

Опираясь на данное видение развития эмоционально-стрессовых расстройств Александровский выделяет закономерности свойственные их развитию:

  1. комплекс непосредственных психофизиологических реакций, развивающихся при восприятии и переработке информации, актуальной для личности и субъективно воспринимаемой как эмоционально-значимая (негативная);
  2. процесс психологической адаптации к эмоционально-негативным переживаниям, сопряженный с целым рядом динамично развивающихся биохимических и физиологических процессов адаптации;
  3. состояние психической дезадаптации (срыв), проявляющееся нарушением поведения, нарушением упорядоченности коммуникативных связей и отношений, комплексом соматовегетативных сдвигов. Этот континуум состояний принципиально сближается с общими фазами развития стресса, но оценивается не по соматическим, а по психологическим проявлениям [1; 78].

Характерные черты адаптационного синдрома Селье в психологическом уровне корреспондируется с концепцией фрустрации Розенцвейга. Подавленность рассматривается создателем равно как конфликт тот или иной-или актуальный необходимости индивида с невыносимым эмоциональной преградой (к примеру, морально-этическая установка), с внутренним запретом. Присутствие данном формируется напряженное состояние и в связи с продолжительностью неразрешенного внутреннего инцидента способен появляться невроз. Концепция фрустрации дополняет теория Селье и никак не относится биохимических перемен, совершающихся при этом [20].


Г. Селье [32;. 36] отмечает, что ответ на экстремальную ситуацию у каждого человека разный (неспецифический), то есть у одного поднимается давление, у другого открывается старая язва, третий дает психическую реакцию с переходами всей гаммы эмоций от нормальной поведенческой до фиксированной патологической. Под одинаковой нагрузкой у каждого человека рвется слабейшее звено в цепи его организма. Вначале эмоциональная реакция формируется как гнев или страх, способствуя, соответственно, крайнему поведению - нападению или бегству. Однако такое поведение может и отвергаться, если оценивается сознанием как нецелесообразное.

Движение к полюсу эмоции "гнева" и поведенческим проявлениям "нападения" выражается в организме усиленной выработкой адреналина. Снижение выработки этого гормона снижает уровень бодрствования и может приводить к движению к полюсу эмоции "страха" и поведенческим состояниям в виде обороны и бегства.

В обстоятельствах экстремальности многочисленные условия имеют все шансы быть совершенно стрессогенными в связи с взаимоотношениях к ним лица и его навыка. Отсюда и значимость эмоциональных мотивационных условий, характеризующих подход к этим либо другим действиям.

Однако присутствие воздействии стрессогенных условий у абсолютно всех людей в одинаковой мере разовьются стадии стресса, однако внешнее действия может быть разным. Одни сдают перед трудностями, прочие воодушевят все без исключения собственные физиологические и внутренние способности, для того чтобы противодействовать им.

Первая стадия стресса согласно Г. Селье - отклик беспокойства (стадия шока), проявляется в мобилизации абсолютно всех ресурсов организма, и в главную очередь непростых физических и биохимических, способствующих стремительному проявлению защитной реакции, либо, равно как её зачастую именуют, "взаимодействия войн и бегства". Данная реакция существовала очень развита у наших праотцов и присутствие незначительной опасности гарантировала им наибольшую скорость мобилизации сил, требуемых с целью войн с противником, стихийными бедствиями или бегства с них. Однако определенные персоны никак не воздерживают такого рода мобилизации, и присутствие влиянии активных стрессогенных условий у их имеют все шансы появиться "критические напряженные реакции", какие наиболее видны в поведенчески-психопатологическом уровне. Хотя по своей сути они тоже являются стрессогенно-посттравматическими, многие [32; 31 – 52] не считают их таковыми.


Напряжение порождает, в первую очередь всего, активацию симпатической нервной системы (и её медиаторов - адреналина и норадреналина) - так как непосредственно она считается арбитром среди внешними воздействиями и состоянием внутренних органов. Динамичность данной концепции ориентирована в мобилизацию ресурсов организма, в формирование либо повышение его готовности к воздействию: учащаются либо обостряются сокращения мышцы сердца; сахар высвобождается и акцентируется в кровь, в каком месте предназначается готовым "топливом" с целью мышечной активности; кровоснабжение кожи и внутренних организаций снижается (бледнота лица присутствие беспокойстве), а мышц и мозга - возрастает. Регуляцию деятельности внутренних органов, действий обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, реализовывает вегетативная нервозная система, что стремится постоянно сохранить стабильность и равновесие внутренней сферы организма - его гомеостаз - с поддержкой ещё одной подсистемы - парасимпатической.

Парасимпатическая нервная система, в ключе, гарантирует сокращение энергетического обмена, возобновление "резервов энергии", замедление, затормаживание и нормализацию функций систем организма. Медиатором (арбитром), исполняющим передачу возбужденности путем электрического импульса в нейроне, в парасимпатической нервной системе считается ацетилхолин. С целью формирования стрессовых реакций у определенной персоны необходимо введение главного звена - "реакции борьбы или бегства". Только лишь в то время случается рефлекторная активация коры надпочечников и сильный вторичный выброс в кровь адреналина и норадреналина, при этом повышается артериальное давление, учащаются биение пульса и дыхание, увеличивается степень холестерина в крови.

Е.Черепанова [34] считает, что на этой стадии человек находится в "предстартовой готовности", физически и психологически чувствует себя приподнято. На этой фазе часто психосоматические заболевания (гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии) как бы проходят, но к третьей стадии возвращаются с утроенной силой. В качестве примера автор ссылается на события 1992 - 1993 гг., когда наше общество было стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими, политическими переменами. Именно в это время больницы и поликлиники опустели, так как люди вынуждены были мобилизовать все имеющиеся в их распоряжении адаптационные ресурсы, запас которых не безграничен, на выживание в сложных условиях.

Вторая стадия - приспособления, либо сопротивления, если организму удается за счет предыдущей мобилизации благополучно совладать с вредными факторами. В данный промежуток способено наблюдаться увеличение стрессоустойчивости, что совершается посредством глубочайшей адаптационной перестройки гомеостатических элементов организма. Открытые в первой стадии адаптационные запасы продолжают работать, индивид обретает навык стабильности и решительности в собственной мощи и поступках.


Еще исследования В. Кэннона [13; 112 - 128] показали, что организм стремится всегда обеспечить постоянство и равновесие состава своей внутренней среды и уровней функционирования всех систем. Но когда организму предъявляются новые требования, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. При этом он подчеркнул, что новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими причинами.

Если же не удается приостановить действие стрессогенных факторов, наступает третья стадия стресса.

Третья стадия - истощения. Приспособительные возможности организма снижаются, накапливается усталость. В этот период он хуже сопротивляется воздействию новых стрессоров, увеличивается опасность заболеваний. Вновь возникают сигналы тревоги, как в первой стадии, но теперь уже "внутри" на фоне истощения адаптационной энергии. В это время необходима помощь "извне": либо поддержка систем адаптации (психологическая и психотерапевтическая), либо устранение стрессоров. При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию организма личности дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы.

Осмыслив общие механизмы функционирования человека в стрессе и дистрессе, перейдем к рассмотрению исследований направленных на изучение более частных проявлений стресса у людей из различных социальных групп находящихся в тех или иных условиях и подвергающихся воздействию различных стрессоров.

Так, изучая причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин [3; 32 - 38] определили, что к числу групп населения с наиболее высоким уровнем психоэмоционального напряжения относятся:

  • женщины;
  • лица старше 40 лет;
  • лица с начальным и с высшим образованием;
  • разведенные;
  • пенсионеры, безработные;
  • лица с низкой самооценкой здоровья.

Исследовав особую форму дистресса - организационную, В. Зигерт и Л. Ланг [9; 132 - 139] выделили следующие разновидности его симптоматики:

  • Страх не справиться с работой. Он стимулирован разного рода обстоятельствами, в той или иной мере касающимися профессиональной деятельности человека, например, неспособностью, быстро войти в проблему, неумением рационально организовать свои служебные дела, непродуктивном использованием временного ресурса, слабыми навыками коллективного труда, неудовлетворительным физическим и психическим состоянием и т. д.

Страх допустить ошибку. Очень часто присущ новичкам, особенно в адаптационный период, однако может иметь место и у опытных работников, находящихся под началом страдающего разного рода психическими комплексами агрессивного, несправедливого начальника.

  • Страх быть обойдённым другими. Он проявляется в реакции людей на несправедливость в связи с продвижением по служебной лестнице (кого-то "продвигают", а кого-то "задвигают", причём не, всегда понятно почему) получением той или иной работы (кому-то постоянно дают интересные требующие творческих усилий задания, а кто-то обречён на выполнение преимущественно скучных, рутинных задач) и т. д. Эта реакция принимает у разных людей разные формы, "каждый реагирует по-своему: одни испытывают разочарование, спасаются бегством в болезнь, впадают в апатию, другие же проявляют повышенную активность, энтузиазм, заметно улучшают показатели своей работы. Кто-то начинает трудиться с большей отдачей надеется поправить, таким образом, свои дела. Смирившиеся полагают, что и выкладываться-то, особенно не стоит".
  • Страх потерять работу. К сожалению, философия пожизненного найма пока что вошла в организационную культуру компаний далеко немногих стран. Стресс, вызываемый ожиданием увольнения, приводит к тому, что у людей "пропадает уверенность в себе. Человек перестаёт себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернётся вера в собственные силы и возможности. Безработица, отсутствие заработка, поиски новой работы, безуспешное хождение по кабинетам - всё это не может не вызывать чувство страха".
  • Страх потерять собственное Я. В его основе - современное разделение труда и отчуждённость работника от конечных его результатов. Человек фактически становиться неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностью самоценности и, напротив возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности [3; 51 – 57].

О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная [8; 261] исследовали макротравмы у студентов - будущих психологов, показали наличие в их опыте следующих проблем: смена места учёбы (поступление в вуз или смена вуза) - 100 %; проблемы, связанные с установлением любовных отношений, начало сексуальных отношений - 93 %; изменение характера дружеских отношений - 82 %; личностные изменения, связанные с достижениями в различных сферах деятельности, - 71 %; изменение характера отношений с родственниками - 71 %; проблемы, возникающие в ходе своего досуга и быта, - 68 %; изменение места жительства - 57 %; смерть близких - 54 %; приобретение животных - 36 %; проблемы со здоровьем - 32 %.