Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
Изучая нейрофизиологические механизмы восприятия и память напряженных происшествий, Ларри Кэхилл обнаружил отличия в действиях создания следов памяти в беспокоящие конфликты у представителей сильного пола и девушек (равно как установлено, у звериных данные движения объединены с активацией миндалины). В 1 с 1-ый исследований волонтерам существовала продемонстрирована ряд кинофильмов, включавших сцены принуждения, и с поддержкой ПЭТ давали оценку динамичность их ведущего мозга. Существовало найдено, то что количество кинофильмов, сущность каковых имели возможность восстановить в памяти подопытные, коррелировало с степенью деятельный миндалины в период их просмотра. Отличия в действиях развития памяти в беспокоящие действия у девушек проявлены больше, нежели у представителей сильного пола.
ПТСР - не единственное психическое нарушение, по-разному проявляющееся у женщин и мужчин. В исследовании, проведенном методом ПЭТ Мирко Диксичем (Mirko Diksic) из Университета Макджилла, было обнаружено, что у мужчин выработка серотонина в среднем на 52% выше, чем у женщин. Возможно, здесь и кроется причина более высокой подверженности женщин депрессии (ведь это расстройство лечат препаратами, повышающими концентрацию серотонина). Эти данные говорят о большей восприимчивости психологических стрессорных ситуаций у женщин и о том, что ПТСР по-разному проявляется у женщин и мужчин.
В докладе Национальной академии наук США (2001 г.), посвященном половым различиям в состоянии здоровья граждан, говорится: "Половая принадлежность - одна из важнейших характеристик человека, которую необходимо учитывать при планировании и анализе исследований в биомедицине и других областях науки, связанных со здоровьем человека" [24].
Краткие выводы к первой главе:
В данной теоретической части исследования по проблеме гендерных особенностей стресса была раздела на три основные части, в которых мы подробно рассмотрели:
- научные концепции по проблеме стресса в отечественной и зарубежной психологии. Все это представлено в первой части – "стресс как проблема в разработках на современном этапе". Здесь бы проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд.
- во второй части нами было раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.
- третья часть полностью была посвящена гендерным особенностям и исследованиям поло-ролевых различий в проявлении стресса. Здесь также раскрыто понятие гендера и проанализирована концепция Сандры Липсиц Бем.
На основе всего этого мы можем перейти к практической части исследования данной проблемы и возможно мы внесем что-то свое, новое.
2. Практическое исследование и анализ полученных результатов
Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит в выявлении стрессовых состояний личности и изучении гендерных особенностей проявления стрессовых состояний. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
- использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;
- выявить особенности проявления психологического стресса у мужчины и женщины;
- определить психологический пол с помощью разработанной методики Сандры Бем;
- диагностировать и определить подверженность к стрессовым состояниям личности с помощью специализированных методик;
- сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста.
Объектом исследования: являются различия в проявлении стресса у мужчин и женщин.
Предметом исследования: гендерные особенности стресса.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
- беседа, проводилась на начальном этапе исследования и в ходе всего исследования;
- методика Сандры Бем. Данная методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми, хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).
- тест реактивной тревожности Спилбергера. Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Назначение теста:
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
- и методы математической статистики.
База для исследования: в исследовании принимали участие 60 учеников из 11-того "А", "Б", "В" и "Г" классов средней образовательной школы №4. Среди учеников была произведена выборка: 30 мальчиков и 30 девочек, в возрасте от 16 до 17 лет.
2.2 Исследование
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Сандры Бем (приложение №1), которая выявляет три типа "психологического пола":
- Мускулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
- Феминность – типично женские черты личности такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.
- Андрогинность – в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.
С помощью данной методики были получены следующие данные, которые представлены в таблице ниже:
Испытуемый № n/n |
Сумма в баллах, (F – M) : 2,322 |
Выявленный тип: |
№1(муж.,16 лет) |
= (0,8 – 0,8) : 2,322 = 0 |
Андрогинность |
№2(муж.,16 лет) |
= (0,8 – 0,7) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№3(муж.,15лет) |
= (0,6 – 0,9) : 2, 322 = 0,12919897 |
Мускулинность |
№4(муж.,16 лет) |
= (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№5(муж.,16 лет) |
= (0,7 – 0,75) :2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
№6(муж.,16 лет) |
= (0,85 – 0,85) = 0 |
Андрогинность |
№7(муж.,15лет) |
= (0,65 – 0,85) : 2,322= 0,8613264 |
Мускулинность |
№8(муж.,16 лет) |
= (0,7 – 0,75) : 2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
№9(муж.,15лет) |
= (0,8 – 0,7) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№10(муж.,15лет) |
= (0,85 – 0,75) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№11(муж.,16лет) |
= (0,55 – 0,75) :2, 322 = 0,08613264 |
Мускулинность |
№12(муж.,16лет) |
= (0,75 – 0,8) : 2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
№13(муж.,15лет) |
= (0,7 – 0,9) : 2,322 = 0,08613264 |
Мускулинность |
№14(муж.,16лет) |
= (0,6 – 0,6) :2,322 = 0 |
Андрогинность |
№15(муж.,16лет) |
= (0,8 – 0,7) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№16(муж.,16лет) |
= (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№17(муж.,16лет) |
= (0,7 – 0,75) :2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
№18(муж.,15лет) |
= (0,6 – 0,9) : 2, 322 = 0,12919897 |
Мускулинность |
№19(муж.,16лет) |
= (0,8 – 0,7) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№20(муж.,15лет) |
= (0,85 – 0,75) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№21(муж.,16лет) |
= (0,75 – 0,8) : 2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
№22(муж.,16лет) |
= (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№23(муж.,15лет) |
= (0,8 – 0,7) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№24(муж.,15лет) |
= (0,85 – 0,75) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№25(муж.,16лет) |
= (0,75 – 0,8) : 2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
№26(муж.,16лет) |
= (0,85 – 0,6) : 2,322 = 1,0766581 |
Феминность |
№27(муж.,16лет) |
= (0,85 – 0,75) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№28(муж.,16лет) |
= (0,85 – 0,85) = 0 |
Андрогинность |
№29(муж.,15лет) |
= (0,7 – 0,75) : 2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
№30(муж.,16лет) |
= (0,7 – 0,9) : 2,322 = 0,08613264 |
Мускулинность |
№31(жен.,16лет) |
= (0,8 – 0,65) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№32(жен.,16лет) |
= (0,85 – 0,6) : 2,322 = 1,0766581 |
Феминность |
№33(жен.,16лет) |
= (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№34(жен.,16лет) |
= (0,9 – 0,8) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№35(жен.,15лет) |
= (0,9 – 0,6) : 2,322 = 1,2919897 |
Феминность |
№36(жен.,16лет) |
= (0,75 – 0,55) : 2,322 = 0,08613264 |
Андрогинность |
№37(жен.,15лет) |
= (0,8 – 0,65) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№38(жен.,16лет) |
= (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844 |
Феминность |
№39(жен.,15лет) |
= (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№40(жен.,15лет) |
= (0,85 – 0,7) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№41(жен.,16лет) |
= (0,9 – 0,3) : 2,322 = 2,583979 |
Феминность |
№42(жен.,15лет) |
= (0,85 – 0,7) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№43(жен.,15лет) |
= (0,8 – 0,6) : 2,322 = 0,08613264 |
Андрогинность |
№44(жен.,16лет) |
= (0,85 – 0,65) : 2,322 = 0,08613264 |
Андрогинность |
№45(жен.,15лет) |
= (0,8 – 0,65) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№46(жен.,15лет) |
= (0,8 – 0,65) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№47(жен.,15лет) |
= (0,85 – 0,7) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№48(жен.,16лет) |
= (0,9 – 0,6) : 2,322 = 1,2919897 |
Феминность |
№49(жен.,15лет) |
= (0,85 – 0,7) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№50(жен.,15лет) |
= (0,85 – 0,7) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№51(жен.,16лет) |
= (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№52(жен.,15лет) |
= (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844 |
Феминность |
№53(жен.,15лет) |
= (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844 |
Феминность |
№54(жен.,15лет) |
= (0,7 – 0,9) : 2,322 = 0,08613264 |
Мускулинность |
№55(жен.,15лет) |
= (0,7 – 0,75) : 2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
№56(жен.,16лет)) |
= (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№57(жен.,15лет) |
= (0,85 – 0,6) : 2,322 = 1,0766581 |
Феминность |
№58(жен.,15лет) |
= (0,85 – 0,85) = 0 |
Андрогинность |
№59(жен.,15лет) |
= (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844 |
Феминность |
№60(жен.,16лет) |
= (0,6 – 0,9) : 2, 322 = 0,12919897 |
Мускулинность |
На основе полученных табличных данных мы построили следующую диаграмму. По ней хорошо видно, что испытуемым мальчикам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как мужчины – 43,3% от всех испытуемых мальчиков, при этом 53,3% испытуемых мальчиков имеют смешанный, андрогинный тип личности и всего 3% (один испытуемый) имеет феминный тип.
По группе испытуемых девочек были получены следующие данные: лишь у 30% девочек из всей выборки феминный тип личности, 60% девочкам присущ андрогинный тип личности и у 10% испытуемых девочек выявлен мускулинный тип.
Выводы по методике С. Бем: анализируя полученные данные мы можем сказать, что соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста. Возможно, это вызвано современными условиями жизни, либо психологическими особенностями личности.
Методика №2 – тест реактивной тревожности Спилбергера.
С помощью данной методики (приложение №2) нам удалось выявить реактивную тревожность (РТ) у всех испытуемых по выборкам и соотнести данные с предыдущей методикой – все это представлено в нижеуказанной таблице.
№ n/n испытуемых мальчиков |
Тип по тесту С.Бем |
Индивидуальные значения РТ в баллах |
№ n/n испытуемых девочек |
Тип по тесту С.Бем |
Индивидуальные значения РТ в баллах |
1 |
Андрогинный |
21 |
1 |
Андрогинный |
24 |
2 |
Андрогинный |
19 |
2 |
Феминный |
21 |
3 |
Мускулинный |
23 |
3 |
Андрогинный |
22 |
4 |
Андрогинный |
28 |
4 |
Андрогинный |
25 |
5 |
Мускулинный |
32 |
5 |
Феминный |
19 |
6 |
Андрогинный |
18 |
6 |
Андрогинный |
24 |
7 |
Мускулинный |
20 |
7 |
Андрогинный |
28 |
8 |
Мускулинный |
21 |
8 |
Феминный |
20 |
9 |
Андрогинный |
26 |
9 |
Андрогинный |
27 |
10 |
Андрогинный |
24 |
10 |
Андрогинный |
20 |
11 |
Мускулинный |
27 |
11 |
Феминный |
18 |
12 |
Мускулинный |
20 |
12 |
Андрогинный |
19 |
13 |
Мускулинный |
18 |
13 |
Андрогинный |
20 |
14 |
Андрогинный |
22 |
14 |
Андрогинный |
24 |
15 |
Андрогинный |
18 |
15 |
Андрогинный |
23 |
16 |
Андрогинный |
32 |
16 |
Андрогинный |
24 |
17 |
Мускулинный |
24 |
17 |
Андрогинный |
28 |
18 |
Мускулинный |
18 |
18 |
Феминный |
21 |
19 |
Андрогинный |
21 |
19 |
Андрогинный |
24 |
20 |
Андрогинный |
27 |
20 |
Андрогинный |
28 |
21 |
Мускулинный |
28 |
21 |
Андрогинный |
19 |
22 |
Андрогинный |
30 |
22 |
Феминный |
24 |
23 |
Андрогинный |
22 |
23 |
Феминный |
25 |
24 |
Андрогинный |
36 |
24 |
Мускулинный |
18 |
25 |
Мускулинный |
24 |
25 |
Мускулинный |
24 |
26 |
Феминный |
21 |
26 |
Андрогинный |
36 |
27 |
Андрогинный |
23 |
27 |
Феминный |
21 |
28 |
Андрогинный |
22 |
28 |
Андрогинный |
22 |
29 |
Мускулинный |
30 |
29 |
Феминный |
19 |
30 |
Мускулинный |
24 |
30 |
Мускулинный |
22 |