Файл: Публичная власть (Публичная власть и конституционное ее закрепление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Общеизвестно, что власть присутствует всегда и везде, где существует устойчивая и устоявшаяся общность людей: семья, коллектив, государство. Власть противостоит хаосу и поддерживает порядок, используя такие средства, как авторитет, право, ответственность, наказание, принуждение, и др.

В современной отечественной юридической науке под публичной властью подразумевается государственная власть (федеральная и региональная) и местная власть (власть органов местного самоуправления). Наряду с понятиями "государственная власть" и "местная власть" в науке также используется понятие "общественная власть". В конституционно-правовом смысле власть, обладая возможностью регулировать общественные отношения и управлять государством и обществом, по своей природе всегда является публичной властью.

Важно отметить, что публичная власть представляет собой самостоятельную конституционную ценность базового основополагающего характера. Формально-юридическое обоснование сущности публичной власти представлено в Конституции Российской Федерации, которая создает предпосылки для превращения публичной власти в базовый элемент народовластия, призванный обеспечить реализацию интересов общества в целом.

Цель настоящего исследования является проведение анализа публичной власти. Указанный анализ производится на основании изучения действующих нормативно-правовых актов, судебной практики, научной и учебной литературы.

На основе поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- проанализировать понятие публичной власти и ее соотношение с Конституцией РФ

- исследовать конфликт интересов в публичной власти

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с реализацией публичной власти, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие публичную власть.

Теоретической базой исследования являются труды отечественных исследователей, раскрытые в учебниках и монографиях по государственному праву.

Нормативную базу исследования составляют действующее российское законодательство (Конституция РФ, федеральные законы) с привлечением источников отечественного права советского и дореволюционного периодов, регулирующие общественные отношения, составляющие объект курсового исследования.

Практическую базу исследования составляют федеральных судов общей юрисдикции по рассматриваемому вопросу.


Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод, обосновывающий взаимообусловленность всех социально-экономических процессов. В исследовании также использованы общенаучные методы познания, в том числе формально-логические методы (синтез, индукция, дедукция, анализ), а также специальные юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой и методы).

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Публичная власть и конституционное ее закрепление

1.1. Публичная власть и ее легитимность

Основными показателями конституционной эффективности публичной власти в нашей стране, на наш взгляд, можно было бы считать достижение следующих показателей:

- реальность и интенсивность участия многонационального народа России в управлении делами государства;

- уровень воздействия многонационального народа на выработку и принятие решений общегосударственного значения;

- практическая реализация идей народного суверенитета, народовластия и суверенной демократии;

- результативность функционирования в России форм непосредственной и представительной демократии;

- полное соответствие нормативно-правового обеспечения современной российской власти и отраслевого законодательства в области государственного управления и местного самоуправления заложенным в тексте основного закона базовым ценностям, целям и принципам.

Таким образом, основные цели публичной власти сводятся к тому, чтобы способствовать реализации идеи народовластия, обеспечению гармоничного развития общества и личности, защите прав и свобод граждан, охране государственной и общественной жизни от внутренних и внешних угроз.

Публичная власть всегда осуществляется в конституционно-правовых формах, границах и пределах, которые устанавливаются Конституцией РФ и текущим законодательством. Кроме того, публичная власть может выступать средством осуществления суверенной народной воли только через конституционно-правовой механизм, включающий отдельные институты, специальные средства, правовые гарантии и юридическую ответственность.


Одной из основных характеристик публичной власти в традиционном понимании, без сомнения, является ее легитимность. При этом сам термин "легитимность" получил свое серьезное распространение не только в контексте социально-политических исследований, но и в рамках юриспруденции. При этом термин "легитимность" пришел на замену когда-то более традиционному для прикладных юридических исследований термину "легальность". Изменения произошли и в понимании самой категории "легитимность", в ней в большей степени стал преобладать не формально-юридический, а социально-политический и психологический аспекты. Как отмечал в этой связи В.Е. Чиркин, легитимность - это понятие не обязательно формальное, а чаще - неформальное[1].

В России легитимность власти основана на фактически сложившихся обычаях, традициях, навыках, привычках, мифах и предрассудках россиян, которые веками складывались в ментальном сознании населения. Многие ученые указывают на тот факт, что обретение легитимности, как и ее утрата, происходит именно в общественном сознании[2]. Легальность, законность, внешняя конституционная оформленность публичной власти совпадают в представлениях народа с внутренней легитимностью и претендуют на тождественность с нею. Сама легитимность публичной власти изначально предполагает длительное и единодушное согласие общества с этой властью и ее институтами. Это согласие выражается в одобрении и признании власти народом и оправдании ее действий, обусловленных реализацией ее властных функций.

Теоретическая наука обозначает следующие признаки снижения легитимности публичной власти: а) противоречия между традиционными идеологическими ценностями общества и экономическими интересами властных элит и бюрократии; б) углубление социального неравенства и массовое обнищание населения; в) низкая экономическая эффективность власти; г) рост коррумпированности и бюрократизации основных властных институтов; д) повсеместное ограничение прав и свобод; е) официализация и формализация институтов независимой прессы; ж) снижение независимости различных политических объединений; з) смещение акцентов в сторону мер государственного принуждения; и) расширение и увеличение полномочий государственных правоохранительных органов и спецслужб.

Формально большинство из вышеперечисленных признаков снижения легитимности публичной власти в той или иной степени присутствуют и в российской политической действительности. Однако в легитимности современной публичной власти в России мало кто сомневается. Современная российская власть признается абсолютным большинством граждан, которые ее принимают и оценивают положительно. Большая часть населения России признает за властью право на управление и согласна ей подчиняться.


Поэтому характер легитимности современной публичной власти в России, а также ее легальность (законность) определяются тем, что она опирается на народный консенсус. Это консенсус между государством и обществом, примеры которого не так легко найти в других странах. Этот консенсус, образующий серьезный запас прочности всей современной государственной системы, существует между властью, элитами, бизнесом и населением. Все играют в свою игру. Власть устраивает, что серьезного протестного движения нет, бизнесу дается возможность существовать, а население в силу своего менталитета считает, что государство о нем заботится, во всяком случае пытается это делать. Попытки построить жестко централизованное сильное государство с непререкаемым и неоспариваемым авторитетом государственного чиновника, не отчитывающегося перед населением, соседствуют с продолжением максимально либерального курса в экономике, который не всегда находит понимание у населения. Все эти особенности современного государственного строительства накладываются на максимально нестабильную геополитическую ситуацию, спровоцировавшую небывалый подъем консолидации по национально-гражданскому признаку.

В современной зарубежной и отечественной науке выделяют различные типы легитимности: традиционную, харизматическую, рациональную, технократическую, идеологическую, этническую и др. Как правило, различные типы легитимности публичной власти в различных исторических ситуациях не существуют изолированно друг от друга. Легитимность современной публичной власти в Российской Федерации, на наш взгляд, также следует отнести к смешанному типу, который можно назвать российским традиционно-харизматическим типом легитимности. Традиционный характер легитимности заключается в том, что публичная власть в России всегда строилась и строится на патриархальных духовных и культурных традициях, государственно-патерналистских и духовно-нравственных ценностях и национальном менталитете, основанном на патерналистских и этатистских установках населения. Харизматический характер легитимности публичной власти в России всегда был связан с личной преданностью и доверием людей к политическому руководителю и их верой в выдающиеся качества этого лидера. Такой длительный симбиоз традиционно-харизматических особенностей легитимности публичной власти в России создал длительный эффект ее целесообразности, справедливости и законности, что привило современной власти довольно высокую устойчивость и стабильность. В конце октября 2015 года ВЦИОМ объявил, что рейтинг Президента России В.В. Путина установил новый исторический рекорд, достигнув 89,9 процента. Очень высок рейтинг российского лидера и в мире. На наш взгляд, фигура современного российского президента, вне всякого сомнения, является одной из самых легитимных во всей истории российской государственности.


При этом нельзя не согласиться с тем, что существующее устройство общественной и государственной жизни демонстрирует удивительную, если не сказать поразительную, устойчивость и невосприимчивость к многочисленным социальным, экономическим, политическим и внешнеполитическим рискам и угрозам, что опять-таки принято объяснять особенностями российского менталитета и национального общественного сознания.

Важной характеристикой современного политического режима России является его двойственный гибридный характер, в котором одновременно уживаются и переплетаются взаимоисключающие принципы управления, как демократические, так и не совсем демократические приемы осуществления властных полномочий. В последние годы главным вектором развития публичной власти в современной России является политика центризма, основанная на здоровом государственном консерватизме и гражданском консенсусе[3].

Извечной проблемой России всегда было отчуждение государства от общества и противопоставление ему. Чиновничество и вся государственная власть в целом всегда считали себя самодостаточной силой, "вещью в себе", которая не только абсолютно независима от населения, но и им совершенно не познаваема. По такому же принципу в общем и целом создавалось конституционное законодательство в нашей стране, включая все пять конституций России, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. и заканчивая ныне действующей Конституцией Российской Федерации 1993 г. Такое положение дел в целом соответствовало российскому менталитету и отечественному обыденному правосознанию. Таким образом, современное российское отношение к публичной власти и проблеме ее легитимности характеризуется одновременным присутствием порой взаимоисключающих на первый взгляд друг друга элементов. С одной стороны, человек старается максимально от публичной власти дистанцироваться, с другой - готов закрывать глаза на проблемы ее легальности и законности, и в оценке ее деятельности отдавать приоритет иным общественным и социально-политическим ценностям. Базовый общественно-политический принцип, формирующий отношение граждан к публичной власти, основан не на желании сделать жизнь лучше, а на желании не сделать жизнь сильно хуже. Как отмечают исследователи, легитимность власти связывается в общественном сознании не столько с легальностью, сколько со стабильностью[4].

Законодательной базой оценки эффективности публичной власти в России служат положения Конституции РФ, закрепляющей важнейшие конституционно-правовые ценности, властные полномочия, получаемые от населения всеми государственными органами и органами местного самоуправления, определяющие цель функционирования публичной власти в обществе. При этом нельзя забывать, что Конституция в том числе является документом идеологического характера. Как отмечают в этой связи исследователи, под идеологией государства понимается и "относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений, которая может быть использована в целях обоснования легитимности публичной власти".