Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Сущность и функции фи?нансов предприятия).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации финансов предприятия
1.1. Сущность и функции фи?нансов предприятия
2. Краткий финансовый анализ ТОО «Арай холдинг» и пути его улучшения
2.1. Общая характеристика ТОО «Арай Холдинг»
2.2. SWOT-анализ предприятия ТОО «Арай – Холдинг»
2.3. Предложения по улучшению финансового состояния ТОО «Арай – Холдинг»
С учетом вышесказанного схематично составляющие финансовой стратегии предприятия показаны на рис. 4 в виде блок схемы.
Рис. 4 - Блок схема составляющих финансовой стратегии
Финансовые риски преследуют коммерческие предприятия практически повсюду - от сделок по кредитованию в виде риска повышения процентных ставок до риска изменения стоимости валюты в валютных контрактах. При этом необходимо понимать, что риск несет в себе не только угрозу потери финансовых ресурсов, но и возможность получения дополнительной прибыли [21, с. 47]. Поэтому политика управления финансовыми рисками должна быть направлена не только на снижение финансовых рисков предприятия, но и на использования риска как финансового рычага с целью получения дополнительной прибыли, например от спекулятивных операций с производными ценными бумагами.
Политика управления финансовыми рисками должна быть связана с частью других политик, например с кредитной политикой в целях обеспечения хеджирования соответствующих рисков [22, с.265]. Например, в случае с кредитной политикой должна быть обеспечена своевременное хеджирование рисков роста процентных ставок по заключенным кредитным договорам.
Денежные средства предприятия являются наиболее ликвидным активом предприятия, позволяющим в любой момент погасить задолженность предприятия, оплатить налоги или извлечь до от размещения средств на депозите или от спекуляций с ценными бумагами. Поэтому политика управления свободным остатком денежных средств предприятия является одной из важных составляющей финансовой стратегии. В данной политики должен быть определен минимальный остаток денежных средств на расчетном счете предприятия для удовлетворения наиболее срочных платежей, а также определены способы размещения свободных денежных средств в доходных операциях – депозиты, инвестиции в ценные бумаги, спекуляция и т. д. Успешное управление остатком денежных средств позволит создать дополнительный доход и обеспечить предприятие свободными денежными средствами для обеспечения срочных платежей [23, с. 521].
Взаимодействуя между собой элементы финансовой стратегии, обеспечивают выполнение ее цели. В целом они образуют структуру финансовой стратегии S которая определяется элементами M и отношениям между элементами R, S=(M;R) [24, с.18]. Набор элементов и отношений между ними определяется целью функционирования финансового механизма, которая может быть различна для различных уровней финансового механизма.
При этом цель финансовой стратегии обычно совпадает с целью деятельности организации и достигается за счет решения поставленных перед финансовой стратегией задач.
Определение цели деятельности организации является дискуссионным и определяется по-разному различными авторами.
Рассмотрим общепринятые подходы к определению цели деятельности организации.
1.Максимизация прибыли (Maximization Profit);
2.Гармонизация конфликтующих целей различных групп юридических и физических лиц, имеющих непосредственное отношение к данному предприятию;
3.Максимизация добавленной стоимости (Economic Value Added Maximization);
4.Максимизация стоимости предприятия (Firm Wealth Maximization).
Данные подходы к определению цели деятельности организации говорят о том, что наиболее важной является цель максимизации стоимости организации.
С точки зрения собственников предприятия максимизация стоимости предприятия является также основной целью. Благосостояние собственников предприятия может увеличиваться за счет выплаты предприятием дивидендов и/или увеличения стоимости вложенного в предприятия капитала [24, с.20].
Выплата дивидендов - это краткосрочный процесс, который происходит один раз в год. При этом увеличивая прибыль, необходимую для выплаты дивидендов, можно упустить стратегическую перспективу, приняв решение о выплате дивидендов в ущерб развитию стратегии предприятия. Выплата дивидендов приводит к оттоку денежных средств предприятия, снижая ликвидность предприятия и может привести к финансовым проблемам в случае несогласованности дивидендных выплат с текущими и стратегическими потребностями предприятия [25, с.217].
Доход в виде дивидендов обычно составляют очень незначительную сумму, тогда как рост стоимости предприятия увеличивает вложенный акционерами капитал несколько раз.
Мероприятия происходит при достижении очень широкого спектра целей, которые включают в себя:
a. рост прибыльности предприятия и стабильность выплаты дивидендов (доходов) акционеров;
b. оптимизация затрат;
c. рост доли рынка, увеличение темпов роста продаж;
d. улучшение показателей оборачиваемости капитала, ликвидности, платежеспособности предприятия;
e. развитая и эффективная политика в области персонала предприятия;
f. эффективная политика мотивации менеджеров предприятия;
g. эффективная экологическая политика;
h. эффективная антикорупционная политика.
Следовательно, критерий «увеличение стоимости предприятия» можно использовать в качестве оценки эффективности деятельности предприятия и его финансовой стратегии [26, с. 104]. Выбор определен следующими аргументами:
- рост капитализации отвечает ожиданиям собственников (акционеров) – главных субъектов в системе экономических интересов и соответствует принципиальным интересам стейкхолдеров;
- положительная динамика показателя характеризует не только рост финансового потенциала, но и отражает факт внешнего признания наличия нематериальных активов, превращающихся в решающий фактор инновационного развития организации в долгосрочной перспективе;
- показатель интегрирует в единый комплекс различные цели и задачи отдельных структурных подразделений и функциональных служб организации, позволяя обеспечить единую направленность и координацию их действий, обеспечивая эффективность предприятия и может являться целью финансовой стратегии предприятия.
Таким образом, стоимость предприятия является обобщающим показателем, объединяющим в себе различные задачи деятельности предприятия (увеличение прибыли, гармонизация отношений и пр.) который может использоваться для оценки эффективности финансовой стратегии предприятия.
2. Краткий финансовый анализ ТОО «Арай холдинг» и пути его улучшения
2.1. Общая характеристика ТОО «Арай Холдинг»
Компания «Арай Холдинг» одна из признанных лидеров пищевой индустрии Казахстана. Была основана и работает на рынке Казахстана с 1991 года.
Сегодня «Арай» – это крупный многопрофильный агропромышленный Холдинг, специализирующийся на выращивании и переработке сельскохозяйственной продукции, производстве и реализации качественных товаров народного потребления и услуг.
На предприятиях компании трудятся свыше 3 000 человек.
Структура компании «Арай – Холдинг» - это замкнутый цикл безотходного производства на компактной территории.
В состав Холдинга входят одиннадцать ТОО:
•ТОО «Алтын Омир» - производство спирта, ликеро-водочной продукции, пива, минеральной воды, безалкогольных напитков, углекислоты, хлебобулочных изделий; оптово-розничная торговля; оказание автотранспортных и спортивно-оздоровительных услуг
•ТОО «Сарыагаш» - растениеводство (производство пшеницы мягких и твердых сортов, семеноводство); животноводство (мясо-молочное направление, голштинская чёрно-пёстрая порода). Имеет статус «Племенного хозяйства» в растениеводстве и животноводстве.
•ТОО «Крымское» - племенное животноводство (казахская белоголовая порода мясного направления), имеет статус «Племенного завода», растениеводство (производство пшеницы мягких и твердых сортов)
•ТОО «Баталинское» - племенное животноводство (симментальская порода молочно-мясного направления), имеет статус «Племенного хозяйства»; растениеводство (производство пшеницы мягких и твердых сортов).
•ТОО «Ольшанское» - растениеводство (производство пшеницы мягких и твердых сортов); животноводство мясо-молочного направления.
•ТОО «Чандак» - производство сельскохозяйственной продукции: пшеницы твёрдых и мягких сортов.
•ТОО «ХПП Перелески» - приемка, хранение и подработка зерна
•ТОО «Лисаковскрудстрой» - строительно-монтажные работы
•ТОО «Агрофирма «Олимп» - производство сельскохозяйственной продукции: пшеницы твёрдых и мягких сортов.
•ТОО «Алау ТВ» - Масс-Медиа – информационные услуги
2.2. SWOT-анализ предприятия ТОО «Арай – Холдинг»
SWOT-анализ представляет собой метод стратегического планирования, заключающийся в исследовании факторов внутренней и внешней среды компании и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).
Рассмотрим сильные стороны фирмы, те особенности, благодаря которым ТОО «Арай – Холдинг» может успешно работать на рынке (таблица 1).
Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа факторов деятельности
Сильные стороны |
Слабые стороны |
развитии предприятия |
выпускаемой продукции, работ, услуг.
|
-Ослабление таможенного законодательства.
|
|
Сопоставим полученные факторы для выделения возможных частных стратегий и их последующего анализа.
конкурентные активы. Использование преимуществ компании (сильных сторон) для освоения рыночных возможностей (S-O)
конкурентные пассивы. Преодоление недостатков компании (слабых сторон) для нивелирования угроз (W-T)
узкие места. Преодоление недостатков компании (слабых сторон) для освоения возможностей (W-O)
безопасность и защита. Использование преимуществ компании (сильных сторон) для нивелирования угроз (S-T).
Анализируя данные SWOT-матрицы, состояние ТОО «Арай – Холдинг» можно оценить как среднее, так как имеется сочетание благоприятных возможностей при существующих опасностях, значительное влияние внешних угроз, сильные стороны уравновешиваются слабыми, что снижает вероятность максимального использования благоприятных возможностей.
Необходимо отметить, что для успешного анализа факторов деятельности предприятия методом SWOT важно не только выявить угрозы и возможности, но и оценить их с точки влияния и важности на стратегию управления предприятия.
Таблица 2 - Выбор стратегий по матрице SWOT-анализа
«Сила и возможности» (СИВ) |
«Сила и угрозы» (СИУ) |
Стратегия: использование сильных сторон предприятия для максимизации возможностей внешней среды; использование возможностей рынка для максимизации полезности сильных сторон предприятия. Экономические методы реализации стратегии:
|
Стратегия: использование преимуществ предприятия для преодоления угрозы и рисков внешней среды. Экономические методы реализации стратегии:
|
«Слабые стороны и возможности» (СЛВ) |
«Слабые стороны и угрозы» (СЛУ) |
Стратегия: использование появившихся возможностей для нивелирования слабых сторон внутренней среды предприятия. Экономические методы реализации стратегии: - наращивание объемов производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции. |
Стратегия: предотвращение наиболее существенных угроз и укрепление слабых позиций внутренней среды предприятия. Экономические методы реализации стратегии:
|
«Слабые стороны и возможности» (СЛВ) |
«Слабые стороны и угрозы» (СЛУ) |
оплату продукции (рассрочка) |
- проведение конкурсных тендеров; - применение методов нивелирования угроз внешней среды, применяемых на поле СЛВ и СИУ |