Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации(Понятие и особенности)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 517
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и особенности внутренней среды предприятия
2. Анализ внешней и внутренней среды туристской фирмы
2.1 Общая характеристика деятельности компании
2.2 Анализ внутренней среды ТОО «ZhanSayat Travel»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в контексте повышения конкурентоспособности страны увеличение числа организаций, способных конкурировать с иностранными фирмами, является важным элементом экономической активности. В Казахстане этот процесс набирает обороты. В связи с этим, чтобы определить возможности компании, необходимо изучить внешнюю и внутреннюю среду.
Актуальность темы работы заключается в том, что современная внешняя бизнес-среда характеризуется чрезвычайно высоким уровнем сложности, динамичности и неопределенности. Способность адаптироваться к изменениям внешней среды является основным условием успеха в бизнесе, как и во всех сферах жизни. Кроме того, во все большем числе случаев это является условием выживания и развития. С одной стороны, организации должны постоянно осознавать и реагировать на новый характер изменений окружающей среды. С другой стороны, следует иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, например, путем выпуска новых видов товаров и услуг, с использованием новых видов сырья, материалов, энергии, оборудование и технологий.
Основные задачи, поставленные компанией, сводятся к обобщенной характеристике - прибыли. В этом случае, безусловно, следует учитывать как внутреннюю среду предприятия, так и внешнюю, как наиболее важные факторы, влияющие на прибыль. Целью работы является поэтому изучение теоретических основ и разработка на этой основе практических рекомендаций по повышению эффективности внутренней и внешней среды компании, а также выявление ключевых компонентов две среды и предоставить методы для их изучения.
В современных условиях развития рынка компании, занимающие нишу и только выходящие на рынок, становятся все труднее. И это связано не только с высоким уровнем жесткой конкуренции, изобилием товаров и услуг одного типа, переизбытком рекламных и информационных потоков и растущим потребительским спросом по всем параметрам качества ( эргономика, эстетика и другие аспекты, которые трудно определить количественно). Проблемы также связаны с постоянными изменениями рыночных условий и емкости, а также с инновациями, стремящимися приобретать все большие доли. Чтобы развитие бизнеса было наиболее успешным, необходимо четко определить маркетинговую стратегию и тактику, выбрать необходимый метод исследования. Для этого необходимо точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал компании.
Оценка современного состояния решаемой научной проблемы.
Вопросом анализа внешней и внутренней среды занималось и занимается много авторов. Среди российских исследователей отметим О.С. Виханского, А.И. Наумова, O.K. Платова, В.И. Лунева, Н.Н. Тренева, И.П. Герчикову, В.К. Тамбовцева, Г.Н. Чернецова, которые занимаются данными проблемами.
В Казахстане проблемами анализа внешней и внутренней среды занимались такие авторы как: Айдарханов У.К., Абедьдинова Р.Ж. Молдабаева Е. Б., Кушербаев К.Т., Каргажанов З.К., Калиаскарова З.К. Труды этих ученых значительно расширили представления современной науки управления и внесли большой вклад в формирование теории анализа внешней и внутренней среды.
Теоретико-методологическую базу исследования составили результаты работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам анализа внешней и внутренней среды. В работе использованы литературные материалы, данные Интернета, статистические данные и собственные наблюдения.
Цель работы: провести анализ внешней и внутренней среды организации.
Основными задачами, которые были поставлены для достижения цели работы, являются:
- изучение теоретических основ внешней и внутренней среды предприятия;
- ознакомление с экономической характеристикой деятельности ТОО «ZhanSayat Travel» и проведение исследований внешней и внутренней среды с использованием SWOT-анализа;
- разработка собственных предложений по совершенствованию управления внешней и внутренней средой предприятия.
Объектом исследования является ТОО «ZhanSayat Travel».
Предметом исследования является метод анализа внешней и внутренней среды предприятия, в частности – SWOT-анализ.
В процессе написания работы использовались материалы отчётности предприятия, а также различные методические источники.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и особенности внутренней среды предприятия
Каждая организация находится и работает в окружающей среде. Каждое действие любой организации без исключения возможно только в том случае, если среда позволяет его реализовать.
В экономике под бизнес-средой понимается наличие условий и факторов, которые влияют на функционирование бизнеса и требуют управленческих решений для их устранения или адаптации к ним. Среду любой организации можно рассматривать как состоящую из двух сфер: внутренней и внешней. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду или среду косвенного воздействия и макросреду или среду прямого воздействия (рисунок 1).
Земля
Внутренняя среда предприятия
Продукция
Трудовые ресурсы
Услуги
Капитал
Отходы
Предпринимательство
Информация
Информация
Микросреда: поставщики, потребители,
маркетинговые посредники, конкуренты, контактные аудитории
Макросреда: природная, демографическая, научно-техническая,
экономическая, экологическая, политическая и международная
Рисунок 1 – Внешняя и внутренняя среда предприятия
Под внутренней средой мы понимаем экономический орган компании, в том числе механизм управления для оптимизации научной, технической и производственной деятельности компании. Что касается внутренней среды компании, мы имеем в виду общую структуру компании, охватывающую все производственные стороны компании, финансовые подразделения, страховые, транспортные и прочие предприятия, независимо от того, где их местоположение и деятельность[1].
Во внешней среде понимают все условия и факторы, которые возникают в окружающей среде, независимо от деятельности данного предприятия, но имеют или могут повлиять на его работу и, следовательно, связаны с управленческими решениями.
Однако все эти факторы и оценка их влияния на хозяйственную деятельность различны для каждой компании. Обычно компания в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут влиять на результаты ее деятельности в настоящий период и в будущем. Результаты текущих исследований сопровождаются разработкой специальных инструментов и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Прежде всего, факторы окружающей среды, которые влияют на состояние внутренней среды компании, определены и приняты во внимание. Макросреда создает общие условия существования организации во внешней среде[2].
Изучение рабочей среды включает в себя анализ компонентов внешней среды, с которой организация находится в непосредственном взаимодействии, то есть: покупателей, поставщиков, конкурентов, кредиторов, акционеров. Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится в следующих основных областях: маркетинг, производство, финансы, персонал, структура управления.
Внутреннее управление компанией и управление компанией как субъектом рынка - два уровня иерархии управления жестко связаны диалектическим единством внешней и внутренней среды предприятия. Внешняя среда компании действует как данность, внутренняя среда компании по сути является реакцией на внешнюю среду. Основные задачи, поставленные компанией, сводятся к обобщенной характеристике - прибыли. В этом случае, безусловно, следует учитывать и внутреннюю среду компании, и внешнюю[3].
Внутренняя среда организации складывается из ситуационных факторов внутри организации. Менеджер формирует и изменяет, при необходимости, внутреннюю среду организации, которая представляет собой органическую комбинацию ее внутренних переменных. Но для этого он должен быть в состоянии различать и знать их. Поскольку организации являются системами, созданными людьми, внутренние переменные являются результатом, главным образом, управленческих решений. Однако это вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор является чем-то «заданным», что руководство должно преодолеть в своей работе. Механизм управления направлен на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и всех функциональных областей управления с целью достижения наиболее эффективных целей. Основными организационными переменными, которые требуют внимания руководства, являются цели, структура и задачи[4].
Цели являются конкретными, конечные состояния или желаемый результат, которого группа стремится достичь, работая вместе.
Структура организации представляет собой логические отношения между уровнями управления и функциональными областями, целью которых является установление четких отношений между различными подразделениями компании, распределение прав и обязанностей между ними, построенных в форме, которая позволяет лучше достигать целей организации.
Задачи - это конкретное задание, серия заданий, которые должны быть выполнены заданным образом в течение заданного периода времени[5].
Глубокий и углубленный анализ внутренней среды является необходимым условием для принятия управленческих решений. Экономическая информация является конкретным выражением процессов, происходящих в компании. Без этой информации и анализа компания не сможет эффективно функционировать и развивать свою производственную и сбытовую деятельность[6].
Поскольку организацию можно рассматривать как средство достижения целей, позволяющее людям коллективно достигать того, чего они не могли достичь индивидуально, цели организации можно рассматривать как интегральный показатель между внутренние переменные предприятия (рисунок 2).
Трудовые ресурсы
Капитал Цели Информация
Материалы Время
Рисунок 2 - Взаимосвязь внутренних переменных
Возьмите пример компании, которая работает, как происходит взаимодействие внутренних компонентов организации.
Например, определенная организация по производству запчастей для легковых автомобилей находится в стадии изучения. Чтобы определить направление развития общества, необходимо установить реальные, трудные, но достижимые цели. Для этого необходимо проанализировать текущее положение организации на рынке, ее потенциал и возможности роста.
Для этого необходимо организовать сотрудников компании для сбора, выбора и анализа соответствующей информации, для чего потребуется использование необходимых финансовых и материальных ресурсов (аппаратное обеспечение: компьютеры, телефоны, факс и нематериальные активы: профессионализм, талант, ученость, аналитический интеллект и т. д.). И поскольку нет необходимости получать определенный результат, но на определенную дату фактор времени становится очень актуальным[7].
Как правило, этот процесс носит спиральный характер, что свидетельствует о его циклической природе (после достижения цели этот процесс повторяется на новом, более качественном уровне)[8].
Таким образом, существует взаимосвязь между вышеперечисленными факторами, каждый из которых имеет свои характерные свойства и каким-то образом способствует достижению целей организации.
Анализируя внутреннюю среду компании, вы должны сначала получить ответы на следующие вопросы:
- Какова деятельность компании?
- Каковы коммерческие результаты?
- Каковы факторы успеха?
При анализе внешней среды компании вопросы, конечно, будут совершенно другими:
- Где сейчас организация?
- Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?
- Что должны сделать лидеры, чтобы переместить организацию из того места, где она находится сейчас, туда, где руководство хочет видеть это в будущем?[9]
Многие из "внутренних" проблем Казахстана вызваны "внешними" причинами: несовершенным законодательством, непоследовательными макроэкономическими процессами, ненадежными партнерами, подозрительными клиентами, агрессивными конкурентами. Важность внешней среды для компании невозможно переоценить. Именно она «заставляет» искать свою «нишу» на рынке, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру компании, направление ее развития.