Файл: Налог на прибыль организаций ( Особенности формирования себестоимости продукции при определении налога на прибыль ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 5399
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Система налогообложения РФ и место в ней налога на прибыль
2. Особенности формирования себестоимости продукции при определении налога на прибыль
2.1. Представление себестоимости продукции.
2.2. Методы формирования себестоимости в процессе составления налоговой базы по налогу на прибыль.
3. Принципы и методика формирования налоговой базы по налогу на прибыль
4. Информационная и нормативная база для определения налоговой базы по налогу на прибыль
4.1. Этапы обоснования налоговой базы по налогу на прибыль.
4.2. Методы определения налоговой базы по налогу на прибыль.
- Дальневосточный федеральный округ.
Данные инспекции осуществляют контроль исполнения налогового законодательства на уровне федерального округа, а также осуществляют непосредственную связь с Центральным аппаратом ФНС.
В каждом регионе РФ существует Управление по налогам и сборам, у которого в подчинении находятся межрайонные налоговые инспекции. Данные инспекции проводят непосредственно работу с налогоплательщиками в плане исчисления, уплаты и контроля за налогами и сборами, а также проводят работу с должниками по налогам и сборам. На рисунке 5 [12, стр. 15] наглядно отражена описанная выше иерархическая структура налоговых органов.
Министерство финансов России
Обслуживающие подразделения, подчиненные ФНС
Межрегиональная инспекция ФНС по централизованной обработке данных
ФНС России
Межрегиональная инспекция ФНС по Федеральному округу
Межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам
Обслуживающие подразделения ФНС по субъекту
Управление ФНС по субъекту РФ
Межрегиональные ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ
Производство и реализация электрической энергии
Основные виды обраба-тывающих производств, торговли и др. видов деятельности
Добыча газа, переработка, транспортировка, оптовая торговля газом, прокладка магистральных и газопроводных труб
Добыча нефти, оптовая торговля нефтепродуктами, транспортировка нефтепродуктов по трубопроводам
ИФНС по городу
ИФНС по району в городе
ИФНС по району
Реализация и (или) представление в пользование тех средств, обеспечивающих оказание услуг связи
Производство и реализация продукции металлургической промышленности
Оборонно- промышленный комплекс
Межрайонные инспекции ФНС по субъекту РФ
Финансово-кредитная сфера
Машиностроение
Оказание транспортных услуг
Рис. 5. Система налоговых органов Российской Федерации
С 2012 года на уровне федеральных округов созданы Центры обработки данных. Данные ЦОД были созданы для упрощения работы непосредственно налоговых инспекторов на местном уровне, так как за последние годы в разы произошло увеличение налогоплательщиков и, соответственно, увеличился поток налоговой отчётности. На местном уровне налоговые инспекторы не справляются с полученным объемом.
Главной задачей ЦОД является обработка и занесение в базу данных отчетности, которую сдают налогоплательщики, обработка данных налогоплательщиков, а также массовая печать уведомлений об уплате налогов.
По своей сущности Центральный аппарат является главенствующей организацией в системе налогообложения РФ. Данная организация осуществляет все функции, связанные с налогообложением, а также осуществляет контроль деятельности нижестоящих налоговых органов.
Налоговая политика организации представляет собой внутренний нормативный документ – учетную политику. Учетная политика – это основной внутренний документ организации, в котором представлена совокупность методов, процессов, с помощью которых осуществляется процесс ведения бухгалтерского и налогового учета в организации.
Изменение налоговых ставок по основным бюджетообразующим налогам показано в таблице 2.
Таблица 2
Изменение налоговых ставок по основным бюджетообразующим налогам
Налог |
От 16.07.1992 № 3317-1 «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему РФ» |
От 06.03.1996 № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему РФ» |
От 06.01.1999 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах» |
НДС, % |
28% |
18% |
18% |
Налог на прибыль, % |
45% |
30% |
20% |
Обложение доходов граждан, % |
30% |
13% |
13% |
2. Особенности формирования себестоимости продукции при определении налога на прибыль
2.1. Представление себестоимости продукции.
Себестоимость – один из значимых показателей работы предприятия, который характеризует продуктивность использования всех видов ресурсов. Под себестоимостью понимается сумма расходов организации на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме. Себестоимость является весомым источником роста прибыли предприятия [10, стр. 17].
Себестоимость выражает, в какую сумму обходится предприятию выпускаемая им продукция. Себестоимость включает [18, стр. 201]:
- перенос на продукцию затрат прежнего труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья и материалов и так далее);
- расходы на оплату труда работников предприятия.
В отечественной практике затраты называют себестоимостью. Это определение часто подменяется понятиями: расходы, затраты, издержки производства и обращения, хотя они все не являются идентичными. Понятие «расходы» обычно связывают с перечислением денежных средств на оплату материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. Затраты – это весь комплекс денежных средств, расходуемых на производство.
По своему экономическому содержанию себестоимость – это часть стоимости продукции. На ее уровень оказывают влияние цены на материально-технические ресурсы, транспортные тарифы, ставки заработной платы.
В себестоимости находят отражение как положительные, так и отрицательные моменты деятельности предприятия: увеличение и снижение производительности труда, экономия и перерасходование заработной платы, степень использования машин и материально-технических ресурсов, уровень косвенных расходов.
Себестоимость лежит в основе формирования всех стоимостных показателей экономики. Цена товара зависит от уровня затрат на его изготовление и реализацию. Чем ниже уровень рентабельности, тем, соответственно, ниже цены. В себестоимости находят отражение положительные и отрицательные стороны любых конкретных управленческих решений [16, стр. 144].
На принятие управленческих решений показатель себестоимости продукции оказывает значительное влияние, которое обусловлено следующим:
1) себестоимость – единый индикатор эффективности деятельности предприятия, поскольку добиться снижения себестоимости можно только при условии оптимального использования всех экономических ресурсов, внедряя инновационные технологии, обеспечив механизацию производственного процесса и так далее. В свою очередь, снижение затрат приводит к росту прибыли организации и повышению общей экономической стабильности. В конкурентной борьбе это является стратегическим преимуществом и гарантией устойчивого финансового положения [15, стр. 23];
2) исчисление себестоимости позволяет:
- составить релевантную информацию в условиях открытости с целью определения альтернативного варианта между личным производством продукции и ее приобретением на стороне;
- произвести анализ для обнаружения более рентабельных видов продукции;
- обеспечить управленческий персонал сведениями об уровне экономической эффективности применения новых технологий;
- определить приемлемую программу выпуска и реализации продукции;
- выявить резервы финансово-хозяйственной деятельности отдельных подразделений предприятия и др.;
3) себестоимость лежит в основе затратного метода ценообразования, при котором необходима достоверная информация о том, во сколько обходится предприятию производство конкретного вида продукции и какова минимальная цена продукции, установив которую хозяйствующий субъект не понесет убытков при реализации;
4) показатели себестоимости лежат в основе определения уровня производительности труда на предприятии. Схема отображена на рисунке 6 [15, стр. 110].
Прямые трудовые затраты
Общепроизводственные затраты
Добавленные затраты
Прямые материальные затраты
Производственная себестоимость
Административные расходы
Коммерческие расходы
Рис. 6. Определение полной себестоимости продукции
На уровень себестоимости влияет большое количество разнообразных факторов, среди которых особо выделяются:
- рыночные факторы – представляют собой цены и тарифы, условия внешней конъюнктуры, сложившийся уровень конкуренции, емкость рынков сбыта, характер взаимоотношений с контрагентами, условия кредитования;
- внутрипроизводственные факторы – продолжительность производственного цикла, состояние снабжения и закупок, уровень транспортных расходов, ремонтные затраты, потери от брака, отходы, качество труда и применяемых материалов, уровень и квалификация персонала.
Поскольку себестоимость – показатель обобщающий, характеризующий главные причины и факторы, определяющие качество управления и организацию производства на предприятии и в его подразделениях, его калькулирование производится по определённой схеме с включением в заданной последовательности разных видов расходов [15, стр. 115].
Разнообразие классификационных затрат, их состав и объём образуют несколько видов себестоимости. Основные виды себестоимости приведены в Приложении 1 [15, стр. 114].
В зависимости от целевой установки калькуляционного процесса также выделяют различные виды себестоимости. Характеристика видов себестоимости представлена в Приложении 2.
Показатель себестоимости необходим для исчисления финансового результата деятельности предприятия, его дохода и прибыли, организации стратегии развития производства и составления сбалансированного по всем разделам и частям перспективного, текущего и оперативного плана и бизнес-плана.
Анализ себестоимости осуществляется в нижеследующих направлениях:
- проводится анализ затрат на 1 руб. товарной единицы;
- анализируется себестоимость по экономическим компонентам и статьям калькуляции;
- исследуется себестоимость важнейших видов продукции;
- рассматриваются отдельные статьи затрат;
- оценивается себестоимость единицы продукции.
В соответствии с целями управления затратами выделяют разделы анализа:
- анализ расходов с целью оценки достигших результатов;
- анализ расходов с целью их контроля и регулирования;
- анализ расходов для принятия решений о выборе альтернативных вариантов и управление прибылью.
Анализ данного показателя необходимо проводить не как самоцель, а как средство управления прибылью [19, стр. 31].
Основные задачи анализа себестоимости продукции:
1) установление правильности отнесения на издержки производства разных видов затрат, калькулирование себестоимости продукции;
2) оценка правильности и интенсивности бизнес-плана по себестоимости продукции;
3) определение динамики показателей себестоимости, которые играют важную роль;
4) Нахождение факторов, оказывающих влияние на динамику показателей, и причин отклонений фактических затрат от нормативных;
5) установление масштаба влияния разных обстоятельств на достигнутый уровень себестоимости;
6) оценка динамики себестоимости в разделе элементов затрат, себестоимости некоторых видов продукции, расходов по отдельным производственным участкам;
7) нахождение резервов снижения затрат, выявление непроизводственных, нецелесообразных расходов и подготовка мер по их уменьшению и устранению [4].
В качестве важных сведений в процессе проведения оценки затрат и себестоимости продукции используют нормативно-правовые документы и другую информацию.
К внешним нормативно-правовым документам относят:
- Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»;
- приказ Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 57н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).
Внутренние нормативные документы предприятия, используемые для анализа – это устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, проекты, сметы, бизнес-план, инвестиционные планы, лицензии, положения об отделах и подразделениях, маркетинговая политика и другие документы технического, производственного и финансового характера.