Файл: Роль мотивации в поведении организации (Процессуальные и содержательные теории).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современными содержательными теориями установлено, что у человека существует примерно 15 общих потребностей, не сводимых одна к другой и не взаимозаменяемых; каждая из них оказывает в разные моменты времени свое влияние на поведение работника в зависимости от степени ее насущности, удовлетворенности, а также от свойств относительности и случайности потребностей [1, 7].

Помимо перечисленных теорий, существуют также, теория условных рефлексов И. П. Павлова, гедоническая теория П. Юнга, теория постановки целей Э. Локка и др.

1.2 Современный взгляд на теории мотивации

В современной науке об управлении существует множество различных теорий и моделей мотивации, основные из которых были рассмотрены выше. Большинство теоретических положений охватывают достаточно детальный анализ и проработку классических теорий мотивации в соответствии с современными тенденциями. Важнейшими ориентирами в развитии теории и методологии формирования систем мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала являются: внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, ориентация на стратегические подходы, активное совершенствование и разработка новых экономических и социально-психологических методов стимулирования [3].

Большинство теорий (Д. МакКлелланда, К. Альдерфера, В. Врума, С. Адамса) рассматривают не весь, а довольно узкий круг факторов, мотивирующих трудовое поведение. Теории А. Маслоу, К. Альдерфера, например, носят весьма умозрительный характер, далеко не всегда подтверждаясь на практике. Другие исследователи, такие как Ф. Герцберг, В. Оучи, разработали теории, которые хорошо «действуют» только в конкретных условиях места и времени. Основная масса теорий мотивации практически не учитывает индивидуальных различий типов работников и предполагает, что в сходных ситуациях разные люди действуют одинаково [5].

Таким образом, мы можем сделать заключение, что в последние десятилетия теория и исследования теорий мотивации развернулись от подходов ориентированных на потребности, таких как предложенные Маслоу и Герцбергом, к теории ожиданий, теории справедливости вознаграждения и модификации поведения, в том числе к подходам, предложенным Портером и Лоулером. При рассмотрении этих идей в совокупности становится очевидным, что теория мотивации представляет собой комбинацию подходов, ориентированных на факторы мотивации и процессы мотивации. Требование сегодняшнего дня - это создание ситуационной теории мотивации и определение в каких конкретно условиях тот или иной подход или теория «работают» лучше. Поскольку многие работы включают взаимодействия между работниками, определяются социальными отношениями и подвергаются изменениям, необходимы дальнейшие теоретические и эмпирические исследования воздействия, оказываемого на мотивацию групповыми процессами.


Такие, широко используемые стратегии, как формирование рабочих групп и другие действия администрации, имеющие целью повышение заинтересованности и мотивированности работников, следует изучать как модели мотивации персонала. Необходимо получить лучшее представление о том, как такие действия администрации влияют на мотивированное поведение и как последнее способствует хорошей работе. Нельзя останавливаться на одной модели, тем более в условиях усложнения производственных отношений, а следует постоянно изменять модель мотивации, учитывая накопленный опыт в этой области [4].

Данный анализ теорий мотивации свидетельствует о наличии следующих составляющих мотивации: потребности, самореализация, самосовершенствование, ценностные установки, необходимость расширения трактовки мотивации, не только как экономического процесса, но и затрагивающего многие пласты: философии, психологии, социологии.

2 Анализ использования теорий мотивации в сфере образования

2.1 Общая характеристика сферы образования России

Образование - это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний [17].

Система образования является крупнейшей сферой деятельности в стране по численности занятых в ней. Только численность педагогических работников составляет около 2% населения России, а численность обучающихся - более 20%. Система образования находится в постоянном движении: изменяются сеть образовательных учреждений, численность обучающихся и их распределение по уровням образования. Сеть образовательных учреждений является по преимуществу государственной, но в ней динамично развивается негосударственный сектор, а в деятельности всей системы образования растет коммерческая составляющая. Система образования обладает значительным кадровым потенциалом, характеризующимся высоким уровнем квалификации. Основным источников финансирования образования является государственный бюджет. Наряду с этим образовательные учреждения могут осуществлять (и осуществляют) разнообразную приносящую доходы деятельность. Главным направлением такой деятельности является образовательная. Это подтверждается постоянным ростом контингента обучающихся с полным возмещением затрат. Одновременно развиваются и другие виды деятельности, прямо не связанные с образовательной [6, 18].


В России исторически отмечается один из самых высоких процентов людей с высшим и средним специальным образованием — 56% взрослого населения. По этому показателю страна занимает второе место среди всех стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и партнеров, уступая только Канаде. При этом доля студентов, ориентированных на бизнес-специальности, управление и право, здесь значительно выше, чем в среднем по ОЭСР (38% против 24%), а естественно-научные и IT-программы в общей сложности выбирают лишь 7% молодых людей. Около 3% студентов составляют иностранцы, но лишь 0,8% россиян получают образование за рубежом (6% в странах ОЭСР). Также отмечается резкий рост числа российских детей, посещающих дошкольные учреждения: если в 2005 году в детские сады ходили лишь 42% четырехлетних мальчиков и девочек, к 2014 году их число достигло 88%. Почти все они ходят в государственные детские сады, хотя в среднем по ОЭСР на них приходится 55% дошкольников [19].

Министр образования и науки РФ, Ольга Васильева, сообщила, что одной из важнейших задач в данной сфере в 2018 году является разработка документа, охватывающего все уровни образования (дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное, высшее, обучение отдельных категорий граждан), – отраслевая стратегия развития образования. Остановимся подробнее на таких уровнях, как общее и высшее образование.

Рассмотрим подробнее перечисленные аспекты на примере системы высшего образования.

На сегодняшний день особое внимание уделяется развитию системы высшего образования по таким направлениям, как повышение конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке, в том числе за счет вхождения в мировые рейтинги лучших вузов, и формирование опорных университетов, а также центров инновационного, технологического и социального развития региона. Сейчас статус таких центров имеет 51 университет в 39 субъектах РФ, но Минобрнауки России рассчитывает, что в ближайшее время они будут созданы в каждом регионе.

При этом важно отметить, что этап массовых проверок вузов завершен – по итогам проведенных Рособрнадзором за четыре предыдущих года контрольно-надзорных мероприятий количество аккредитованных вузов сократилось более чем в два раза (с 2605 в 2013 году до 1100 в 2017), а количество филиалов негосударственных вузов – более чем в девять (с 523 до 56). Теперь планируется распространить на аккредитацию вузов подход, реализуемый при аккредитации школ, – проверять не формальные показатели деятельности, а уровень знаний обучающихся.


Эксперты в сфере образования полагают, что в совершенствовании нуждается и сфера целевого обучения, и правительственный законопроект, которым предусмотрено, в частности, законодательное закрепление обязанности целевика освоить образовательную программу, указанную в договоре о целевом обучении, и устроиться по окончании обучения на работу в организацию, выдавшую направление, в течение определенного срока, может быть принят в рамках текущей весенней сессии.

Стоит отметить, что качество образования зависит не только от педагогического коллектива и уровня знаний детей, но и от реализуемой региональными министерствами образовательной политики. Поэтому, начиная с 2017 года оценке, подлежит эффективность управления образованием на региональном уровне [17].

2.2 Оценка применения теорий мотивации в ВУЗах. Особенности и проблемы

Мотивацией к учебе считается процесс побуждения студента к учебной деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил.

В содержательных теориях мотивации анализируется содержание таких категорий, как потребности и вознаграждения, а также их воздействие на поведение исполнителей. В процессуальных теориях анализируется поведение людей с учетом как потребностей и вознаграждений, так и других факторов.

Простая модель мотивации включает три элемента: потребность, целенаправленное поведение, удовлетворение потребности.

Пытаясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают определенную линию целенаправленного поведения. Получение высшего образования представляет собой один из способов такого целенаправленного поведения.

Удовлетворение потребностей отражает позитивные ощущения человека, когда его желание выполнено. Получив положительную оценку знаний по предмету на экзамене, завершив выполнение курсового или дипломного проекта, получив благодарность преподавателя, студенты испытывают чувство удовлетворения.

Следует обратить внимание на различие уровней мотивации студента. На уровне удовлетворительного поведения он выполняют тот минимум, который устанавливается для него преподавателем (деканатом). Отсюда стремление студентов старательно балансировать между желанием минимизировать количество и качество прилагаемых усилий и желанием избежать отчисления. Такие студенты убеждены, что их нынешняя успеваемость напрямую не связана с удовлетворением их насущных потребностей. Они, как правило, не удовлетворены своей учебой, преподавателями и вузом в целом, а отсюда систематические прогулы, академические задолженности и последующее отчисление.


Однако для студентов с высоким уровнем мотивации учеба является желанной, приносящей награду и удовлетворение. Исследования показывают, что студенты обычно не работают в полную силу, а максимально выкладываться начинают лишь в том случае, если уверены, что их дополнительные усилия соответственно будут вознаграждены. В этом случае задачей преподавателя является создание студентам возможности для полноценного удовлетворения их потребностей в процессе учебы в обмен на их старание.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Это отражено в работах А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Херцберга.

Более современные процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и сознания. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.

В основе процессуальных теорий мотивации лежат ответы на вопросы: – почему? возникновение целенаправленного поведения; – куда? направление поведения; – как? поддержка поведения; – когда? окончание.

Определение мотивации как процесса управления выбором впервые дал Виктор Врум, и большинство современных процессуальных теорий мотивации именно так рассматривают мотивацию. По утверждению В. Врума, люди постоянно находятся в мотивированном состоянии.

Под ожиданием понимается личностная оценка вероятности определенного события.

Применительно к высшему образованию, наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации студента для достижения определенной цели (качественного усвоения дисциплины и специальности в целом). Студент прикладывает свои усилия на достижение этой цели лишь тогда, когда он рассчитывает с большой вероятностью удовлетворить за счет этого свои потребности или достичь цели.

Ожидания по факторам затрат усилий и результатов (З–Р) – это оценка вероятности достижения желаемого результата студента за счет затрат усилий. Если студент, оценивая собственные возможности, ощущает, что затрачиваемые им усилия с малой вероятностью обеспечат требуемый результат, то, согласно модели ожиданий, мотивация будет ослаблена. Чем сильнее ожидание, что потраченные усилия дадут желаемый результат, тем больше вероятность, что студент добросовестно и качественно выполнит поставленную перед ним задачу (выполнит курсовую работу, подготовит выступление на научную конференцию и пр.).