Файл: Индустрия спорта в России современное состояние и перспективы развития.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Динамика изменений в индустрии спорта
1.3. Перспективы развития индустрии спорта в России и за рубежом
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Тенденции развития спортивной сферы в Свердловской области
2.2. Динамика развития индустрии спорта в Свердловской области
профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.
Контракт о спортивной деятельности должен содержать порядок обязанностей спортсмена, также его права на социальное, медицинское страхование, условия заключения и расторжения данного контракта. Контракт может включать в себя список иных условий и обязательств.
Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет другие обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
В профессиональном спорте Российской Федерации устанавливается рыночный механизм использования услуг игроков. Субъектами такого механизма являются профессиональные спортивные клубы, их владельцы, профессиональные игроки, непрофессиональные таланты.
Сохранение в команде выдающихся игроков в большинстве случаев означает облagание активом, приносящим значимую прибыль владельцу клуба. Эта прибыль может быть получена либо в результате использования способностей игрока, контрактом которого владеет собственник клуба, либо в результате продажи этого игрока и его контракта в другие команды.
Таким образом, двумя основными элементами микроэкономики профессионального спорта являются профессиональные спортсмены и клубы. Спортсмены, обладающие профессиональными возможностями, получают прибыль от продажи их на рынке игровых контрактов. А клубы в свою очередь применяют контракты для получения дохода от игровых выступлений.
1.2. Динамика изменений в индустрии спорта
Спортивная индустрия зародилась еще в начале 80 -х годов, в то время, когда Международный Олимпийский Комитет (МОК) взялся возглавить Х.А.Самаранч. При его участии МОК запустил маркетинговую программу, направленную на вовлечение крупномасштабного бизнеса к Олимпийским играм. Именно это послужило толчком коммерциализации профессионального спорта [11].
Индустрия спорта носит в себе главные сегменты:
- профессиональный спорт;
- массовый спорт
- студенческий спорт
- детский спорт
Хотелось бы отметить, что в наше время уделяется достаточно большое внимание оздоровительному спорту и спорту для людей с ограниченными возможностями.
В 90-е годы XX века существенно сыграло телевидение, потому как стали пропагандироваться разные спортивные прoекты, они относились к части развлечений, при этом существенно не играли роли [14]. Спортивные достижения в эти времена оказались не в пределах призовых мест. Этому послужили ряд причин. Одной из важных причин являлось отсутствие достаточной мотивации от государства, которое, можно сказать, оставило на самотек развитие спорта в стране. Также, тому причиной были небольшие инвестиции и отсутствие управленческих кадров.
Положение стало значительно меняться лишь к началу XXI века. И также, в большей степени тому послужило государство, сделавшее огромный прорыв в развитии спортивной индустрии.
В России не каждый вид проявления индустрии спорта закреплен на том уровне, на котором должен находиться. В нашей стране не полностью задействован спортивный бренд видов спорта, как футбол, хоккей, баскетбол и иные. Отсутствует массовое привлечение потребителей с помощью спортивных каналов, доступных населению.
Сегодня государство вполне реально оценивает уровень спортивного развития и стремительно продвигается по лестнице изменения к лучшему. Примером этому может стать принятая правительством Российской Федерации «стратегия развития физической культуры и спорта на срок до 2020 года». Как мы говорили ранее, целью стратегии является создание условий, обеспечивающих гражданам страны вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься физической культурой, спортом, обеспечить доступом к развитой спортивной инфраструктуре, и конечно, поднять уровень конкурентоспособности российского спорта. Эта стратегия поделена на 2 этапа: I этап (2009 - 2015), II этап (2016 - 2020)
Первый этап закончился три года назад и были подведены итоги этой стратегии [16].
- к концу 2015 года количество занимающихся физкультурой достигло 31,7% от всего населения;
- в сравнении с 2008 годом, процент студентов и учащихся, занимающихся возрос на 26% и к 2015 году составляло 68,9%;
- увеличилось количество Россиян, регулярно занимающихся физкультурой на 10 млн. человек;
- обеспеченность населения спортивными объектами возросла на 7% и дошла до 31%;
- выполнен плановый показатель 2015 года по числу тренеров и тренеров - преподавателей физкультурно -спортивных организаций, которые работают по специальности и осуществляют физкультурно - оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (361 тыс. человек);
- спортивные соревнования, мероприятия и фестивали привлекли около восьмидесяти миллионов человек к соревновательной деятельности (это более половины населения нашей страны).
За последние 5 лет на территории России прошли крупные спортивные мероприятия, к примеру: чемпионат мира по регби, Зимняя Олимпиада в Сочи, финал Лиги Чемпионов по футболу, также мы в ожидании проведения чемпионата мира по футболу. Большое количество людей отрицательно относятся к проведению таких мероприятий, потому как они влекут за собой большие бюджетные затраты, однако такие спортивные мероприятия вносят огромный вклад в социальное развитие страны в целом и отдельных регионов [29].
Стоит отметить, что данные мероприятия поднимают престиж страны, российского спорта, стимулируют к занятиям спортом, пропагандируют здоровый образ жизни и побуждают к развитию отдельных видов спорта, все это в совокупности дает полноценный эффект. При проведении таких масштабных мероприятий встает вопрос о том, позволяет ли экономическая составляющая проводить их, вполне ли экономика нашей страны устойчива, чтобы обеспечить всеми экономическими ресурсами такие мероприятия и к тому же обеспечить явку зрителей, потому как мероприятие обязано нести не только информационный характер, но должно и окупиться.
По мнению специалистов Pricewaterhouse Coopers, мировая и российская спортивная индустрия в целом оправляются после экономического кризиса 2009 года [22].
Сегодня наблюдается всеобщая глобализация мировой индустрии спорта.
Профессиональный спорт полностью прекратил исходить лишь от стран Северной Америки и Европы, современная локация спорта значительно обширнее. Во всемирной индустрии спорта появились новые сильнейшие игроки, а в секторе спортивных событий появились все новые страны. В таблице 1, приведенной ниже, можно увидеть лишь некоторые примеры в подтверждение данного тезиса.
Таблица 1
Страны и года проведения масштабных спортивных мероприятий
Олимпийские игры (зимние, летние) |
ЧМ по футболу |
||
Китай |
2008, 2022 |
ЮАР |
2010 |
Россия |
2014 |
Бразилия |
2014 |
Бразилия |
2016 |
Катар |
2022 |
Южная Корея |
2018 |
Чемпионат Европы по футболу, который состоится в 2020 году, пройдет вообще на стадионах 13 стран. Примеров можно привести еще много. Спорт пришел на все материки, во все страны. Именно это изрядно повышает его коммерческую и инвестиционную привлекательность.
На масштабный уровень поднялась конкуренция в мировой спортивной индустрии. В наше время, в спорте конкуренцию между собой составляют:
- страны (ведущие борьбу за победы и первые места в таблице зачетов, а также за право проводить крупные спортивные события на своей территории);
-организаторы соревнований (за трансляции, денежные вложения спонсоров и рекламодателей);
- профессиональные лиги, профессиональные клубы, спортсмены и сборные команды.
Причинами обострения конкуренции являются скандалы на фоне коррупционных действий, скандалы с допингом, информационные войны и иные виды проявления нечестной конкуренции. В целом, аудитория спортивных событий возросла в несколько раз. Это значительно повысило интерес к спорту со сторон бизнеса, в особенности крупного, потому как за этими событиями при помощи различных коммуникационных средств следят миллионы потенциальных клиентов.
В течение нескольких последних лет в мировой индустрии спорта наблюдается закрепившийся, постоянный рост количества спортивных событий [31].
Заметно перегружен календарь соревнований, довольно часто совпадают сроки проведения соревнований, что плохо для телевидения, зрителей и болельщиков. Это становится проблемой и для спортсменов, ведь абсолютно не всегда учитываются их интересы, а иногда они вообще остаются без права на отдых, восстановление и установленный режим тренировок и соревнований, вследствие чего мы наблюдаем частые травмы, прием спортсменами запрещенных препаратов, не полное восстановление, регулярная физическая, а особенно психологическая истощенность. Безусловно, играет роль постоянные конфликты интересов организаторов соревнований, которые получают прибыль за счет спортивных событий и конечно спортсменов.
В связи с стремительным развитием компьютерных и информационнокоммуникационных технологий произошел рост зрительской аудитории на спортивных событиях. Интернет, телетрансляции, мобильные гаджеты и прочие средства связи значительно повысили возможность просмотра спортивных событий. В целом, аудитория наблюдателей спортивных событий возросла в разы, оставив в меньшинстве тех, кто находится на спортивном сооружении как зритель. Это все значительно повысило интерес к спорту, как к бизнесу, особенно крупному, потому как за спортивными событиями в разном виде следят огромное количество их потенциальных покупателей и клиентов.
Довольно быстро в разных видах увеличилось влияние бизнеса на спорт. Результат этого влияния:
- регулярное увеличение количества коммерческих соревнований;
- образование все новых и новых фoрматов проведения соревнований (в том числе за счет обновления правил в некоторых видах спорта).
- появление новых соревнований и новых видов спорта.
Не всегда в данных случаях совпадают интересы международных спортивных федераций и организаторов спортивных соревнований, в итоге все это приводит к конфликтам и противоречиям.
В последние годы в борьбе за клиента серьезным конкурентом индустрии спорта стала индустрия развлечений. Потому как спортивные события и спорт в целом - это довольно привлекательный вид дохода и к тому же интересное зрелище. Но у человека есть возможность еще посмотреть кинофильмы, посетить театр, сходить на выставки или в картинные галереи, так же сходить на занятия в фитнес -клубы, и много иных форм развлечения.
В наши дни спортивная индустрия и индустрия развлечений поднялись на новый этап конкурентной борьбы за своих клиентов. Из этого следует понимать, что спортивным организациям и организаторам спортивных событий предстоит задуматься о преимуществах перед конкурентами, в первую очередь, зацикливая свое внимание на цену, комфорт, сервис и безопасность.
1.3. Перспективы развития индустрии спорта в России и за рубежом
Мы можем с уверенностью назвать индустрию спорта - главным сегментом экономики, приносящим прибыль некоторыми способами:
- продажа билетов на спортивные мероприятия;
- спонсорство;
- продажа прав на телетрансляцию;
- мерчандайзинг
Из этого следует понимать, что при адекватном развитии именно этого сегмента экономики, спорт вполне сможет принести выгодную отдачу, оптимальную и для государства, и для бизнеса [25].
В большинстве стран посещение спортивно-массовых мероприятий относится к части национальной. Это по большей части влияет на продажи билетов, но стоит отметить, что в крупных странах с развитой экономикой фактором, влияющим на объемы продаж, является достаточно высокая цена на билеты. Потому спортивные мероприятия посещает гораздо меньшее количество людей. Сами собой напрашиваются вполне логичные сомнения об регулярном и эффективном использовании стадионов в таких странах в будущем.
Во времена кризиса значительно упала посещаемость спортивных мероприятий и в связи с этим маркетинговые компании и спортклубы старались находить вспомогательные решения применяя какие-либо возможные программы лояльности [12]. Футбольные клубы, к примеру, предлагают фанатам всевозможные скидки, акции, выгодные условия, продления. Некоторые спортивные мероприятия проходят в сопровождении одновременного проведения музыкальных номеров, концертов (так зачастую делают в США на матчах по американскому футболу между таймами. Так делают для большего привлечения потребительской аудитории.