Файл: Индустрия спорта в России современное состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В наше время стала более актуальной тема развития спортивной индустрии, олимпиад, а также спортивного менеджмента [37].

Спорт занимает важную часть в жизни людей. Именно он обеспечивает здоровье и физическую тренированность организма. Год за годом интерес к спорту все больше возрастает, поэтому главная задача, стоящая перед государством - это развитие индустрии спорта.

Сегодня Россия уступает в развитии спорта, в том числе и в общей пропаганде спорта [29]. В то же время, государство оценивает состояние спорта в наше время и двигается в изменении его уровня к лучшему. Примером этому вполне может стать принятая Правительством Российской Федерации «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Главная цель этой стратегии - создать условия, которые обеспечат возможность вести здоровый образ жизни всем гражданам нашей страны, заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре, и конечно, возможность повышения конкурентоспособности российского спорта.

Независимо от успешности этой стратегии и наших спортсменов, в России до сих пор присутствует большое количество проблем в спортивной сфере, вот некоторые из них [6].

  • не все виды проявления спортивной индустрии достаточно развиты (продвижение спорта в массы, формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс);
  • отсутствие бренда спортивных игр (хоккей, футбол, баскетбол);
  • отсутствие массовых потребителей физкультуоно-спортивной

организации;

  • неусовершенствованная нормативно - правовая база, проявляющаяся в воздействии государства на бизнес, а также в регулировании рыночного хозяйства;
  • проблема управления спортивной индустрией.

Как показывала практика, не государство лучше управляет производством, а бизнес, но введение этого принципа в данный момент невозможно, так как каждое спортивное сооружение является муниципальной или государственной собственностью.

Спорт можно отнести к социально -значимой отрасли, где важным аспектом для государства является обеспечение возможности граждан страны заниматься физической физкультурой, создавая для этого все необходимые условия. Для бизнеса же более важно получение большего дохода, чем социальные задачи, именно поэтому бизнес не желает брать на себя лишнюю ответственность и выполнять функции государства [21]. Все выявленные проблемы возможно решить, если государство уступит, позволив бизнесу взять на себя управление трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.


Можно с уверенностью назвать индустрию спорта главным сегментом экономики, приносящим прибыль такими способами как:

  • продажа билетов на спортивные мероприятия;
  • спонсорство;
  • продажа прав на телетрансляцию;
  • мерчандайзинг.

Из этого следует понимать, что при адекватном развитии именно этого сегмента экономики, спорт вполне сможет принести выгодную отдачу, оптимальную и для государства, и для бизнеса.

Цель исследования: провести анализ, выявить тенденции, определить перспективы развития индустрии спорта в Свердловской области.

Объект исследования: российская индустрия спорта.

Предметом исследования являются особенности развития индустрии спорта в Свердловской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • провести анализ литературы по проблеме исследования
  • показать динамику изменений в индустрии спорта в России и за рубежом
  • выявить тенденции и перспективы развития индустрии спорта в Свердловской области.

Гипотеза исследования: в своей работе мы предположили, что изучение состояния индустрии России в сопоставлении с зарубежными странами позволит выявить тенденции, определить перспективы развития индустрии спорта на региональном уровне.

Теоретическая значимость работы состоит в проведении анализа и выявлении проблем развития спортивной сферы в Свердловской области, в предложении путей их решения.

Практическая значимость - возможность использовать результаты исследования в планировании развития индустрии спорта на уровне региона.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ

1.1. Понятие индустрии спорта

Рассмотрим понятие спорта, индустрии и спортивной индустрии в целом.

Спорт - cфeра социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований, специальной практики и подготовки человека к ним [8].


Спорт - особенный вид физической и интеллектуальной активности, используемой с целью соревнования, также целенаправленной подготовки к соревнованиям путём подготовки, разминки и тренировки [19].

В совокупности с отдыхом, стремлением улучшения физического состояния человека, повышения интеллекта, получения душевного удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению собственных(личных), командных рекордов, популярности, улучшения своих физических возможностей, а также умений и навыков.

Спорт - составляющая часть физической культуры. В целом, спорт является соревновательной деятельностью и подготовкой к ней. В нём очень четко выявляется стремление к победе, к достижению высших результатов, усовершенствование физических, нравственных и психических качеств человека [34]. Спорт актуален, как способ влияния на людей.

Массовый спорт открывает возможность людям совершенствовать свои физические и двигательные качества и возможности, а также укреплять здоровье [28].

В рамках нашего исследования, наиболее обширное, во всех красках трактующее смысл слова спорт, является его следующее определение:

Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним [17].

Индустрия - сфера деятельности, участок экономики, включающий в себя производство (иными словами промышленность), сбыт товаров какого - либо рода (в том числе и услуг как товара), сопряжённые секторы и потребительскую аудиторию.

Понятие индустрии, в рамках нашего исследования: это сфера деятельности, участок экономики, включающий в себя производство (промышленность), сбыт товаров какого-то рода (в том числе и услуг как товара), совокупные секторы и потребительскую аудиторию [30].

Индустрия спорта - полноценный элемент экономики, приносящий прибыль от продаж билетов на спортивные мероприятия, продажи телетрансляций, мерчандайзинга, спонсорства, именно поэтому при правильно подобранном развитии данного элемента экономики, спорт сможет принести довольно большую отдачу, что будет интересно и для государства, и для бизнеса [15].

Характеризуя индустрию спорта в целом, нужно отметить и совершенно разные формы ее проявления [34]. К таким относятся:

  • вид трудовой деятельности для спортсменов, их менеджеров и тренеров;
  • бизнес (непосредственно для проф. клубов и, спортивных лиг, менеджеров, телеканалов, маркетинговых агентств и промоутеров);
  • важный экономический ресурс;
  • эффективная продажа на рынке своего бренда и продукции;
  • способность сформировать позитивный имидж своей компании для покупателей.

В современном обществе значительную роль играет спортивная индустрия, в особенности это заметно в странах, в которых спорт на коммерческой основе и с помощью него получают прибыль. Спорт стал частью экономики, в него идет вложение огромных инвестиций для последующего развития спортклубов, инфраструктуры [20].

В Европе спорт - это важная сфера предпринимательской деятельности, которая, обеспечивает людей занятостью в различных отраслях спортивной индустрии. Такие отрасли помогают решать многие социальные проблемы населения методом внесения налоговых поступлений в бюджеты.

Нынешняя спортивная индустрия является довольно динамичной системой экономических отношений и интересов, имеющих субъекты такой индустрии. Самыми важными субъектами спортивной индустрии являются спортивно-оздоровительные клубы, спортивные лиги и агентства, осуществляющие довольно успешную предпринимательскую деятельность в спорте [23].

Безусловно, физическая культура и спорт - одни из самых важных составляющих в жизни каждого человека.

В последние годы спорт стал очень важной частью экономики разных стран, в том числе и для России. В него включены финансы и рабочая сила. Постоянно создаются новые модели управления спортом, а также модели его финансирования. Вместе с этим, с одной стороны - растущие коммерциализации и профессионализации, а с другой стороны - сильная конкуренция около бюджетных средств. Это свидетельствует о том, что спорт должен уметь самостоятельно получать прибыль из имеющихся ресурсов, находящихся в его распоряжении.

Некоторое время спорт и экономика отмечались на Западе как отдельные отрасли. Спорт считался хобби, свободным времяпровождением, и не имел совершенно ничего общего с профессией, торговлей и экономикой в целом. В наше время мнение по этому поводу совершенно изменилось: В спорте возможно заработать большие деньги, безусловно в кругу большой конкуренции. Из этого следует понимать, что спорту необходимы не только профессиональные спортсмены и тренеры, но и профессиональные экономисты, управленцы, юристы, социологи. Это необходимо для каждой его сферы: профессионального спорта, спорта для зрителей, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления.

Спорту необходимы люди, которые могли бы, к примеру, правильно подсчитать затраты на строительство бассейна или проведение крупного спортивного мероприятия и имели достаточный багаж знаний о менеджменте, финансах, маркетинге, профессионально разбирались в спортивной продукции, организациях, а также культуре спорта. Отметим: так как спорт во многом четко классифицируется с управленческой и экономической сторон, то важно понимать, что очень многое из экономической теории и теории управления применимо и в спорте. Возможно понимание экономики спорта как науки, изучающей экономические составляющие спорта, а также социологические, психологические, и юридические, с которыми сталкиваются в работе спортивные организации всех видов. Последние, безусловно, должны рассматриваться в подтексте экономики.


Нужно понимать, что до конца сформировавшейся экономики спорта в целом как науки на данный момент пока нет [13]. Но процесс развития ее как части науки об экономике идет довольно стремительно. При этом экономика спорта должна показывать особенности, относящиеся к каждой отдельно взятой стране.

В России становление спортивной экономики, именно как науки необходимо для того, чтобы с большим эффектом воспользоваться тем, что еще осталось от прошлого, знать о возможных резервах ресурсного обеспечения спорта, и в конечном итоге - для сохранения здоровья граждан страны.

Спорт является одной из немногих отраслей, в которой Россия остается конкурентоспособной [5]. И сейчас, когда все больше людей в поисках середины между стрессом и отдыхом, желают найти свое призвание, сохранив при этом здоровье и чувствуя себя работоспособными, физкультура, занятия спортом, реабилитация и профилактика - как раз и есть то, что тесно связано с успехом современного общества. Если в будущем мы хотим иметь здоровую нацию - именно сейчас нам нужны специалисты, осознающие, что спорт - это гораздо большее, чем стоящие на первом месте рекорды, и медали, что спорт - это неотъемлемый аспект экономики и управление им в коммерческой, профессиональной, а также абсолютно любой другой сфере требует специалистов, методов и форм.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.04.99 г. № 80 - ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" профессиональный спорт - предпринимательская деятельность, цель которой - удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.

Организационная структура профессионального спорта определяется особенностями каждого вида спорта. Она может состоять из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по какому -либо виду спорта, профессиональных спортивных клубов, а также спортивных команд и спортсменов - профессионалов, заключающих контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно - спортивными объединениями [29].

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 г. № 10 - ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" спортсмены-профессионалы и тренеры могут для защиты и представления своих прав, а также законных интересов объединяться в профсоюзы.

Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными