Файл: История развития менеджмента ( Исследование истории развития менеджмента в зарубежных странах и в России ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исследование истории развития менеджмента в зарубежных странах и в России
1.1. Менеджмент и управление: сущность и диалектическая связь
1.2 История зарождения и развития менеджмента
1.3 Характеристика современного периода развития менеджмента в России
Глава 2. Управление организацией на примере ПАО «Аэропорт «Шереметьево»
2.1. Краткая характеристика аэропорта «Шереметьево».
2.2. Характеристика стадии «Рост»
Глава 3. Развитие современных концепций менеджмента и возможности их применения в ПАО «Аэропорт Шереметьево»
В настоящее время ученые и практики ищут новые концепции управления. Остановимся на некоторых из них. Фредерик Лалу предложил новый подход к пониманию того, чего хочет сотрудник от работодателя в XXI века. Изучив множество компаний по всему миру, он пришёл к выводу, что старые модели уже не могут быть действенными в настоящее время. Раньше людям было важно иметь стабильную постоянную работу, а сейчас многих уже не удержать на одном рабочем месте, даже если это гарантирует им стабильный заработок на всю жизнь[34]. В настоящее время у человека больше возможностей, что позволяет ему не стоять на месте, а постоянно развиваться в новых компаниях и сферах.
Ф. Лалу выделил 7 стадий развития организаций и дал каждой цвет (рисунок 4).
Рисунок 4. Стадии развития организаций Ф.Лалу
Ярким примером плюралистической может служить авиакомпания «Саусверт Эйрланс», идеология компании состояла в том, чтобы помочь клиентам по максимально выгодной цене добраться в нужное место. Единственное правило, действующее в компании, было: решить проблему пассажира быстро используя любые способы. Успеха такие копании не могли достичь, потому что личные отношения в организации были более значимы, чем победа над конкурентами.
В связи с этим и появляются бирюзовые организации (эволюционные). В них каждый сотрудник – это часть команды, который хочет и делает всё возможное для достижения общей цели. Примеров бирюзовой организации может служить Valve Corporation - американская компания-разработчик компьютерных игр, программного обеспечение. Её основателями были Г. Ньюэлл и М. Харрингтов работавшие раньше в Microsoft. Генеральным диктором Valve Corporation является Гейб Ньюэлл. Компания работает практических без руководства, каждый сотрудник занимается своими проектами.
Не менее важное внимание уделяется подбору новых сотрудников. За всей серией собеседований следит вся компания, каждым может отказаться от претендента, если он считал, что тот не подходит компании. Одно из самых главных требований к сотрудникам Valve – умение работать самостоятельно, без постоянного контроля, а также иметь широкий круг интересов.
Голландская компания «Бюрзорг» предоставляют услуги по обслуживанию и уходу за больными пациентами на дома. Медработники самостоятельно контролируют свою работу, например, планирование работы, ведение записи пациентов, составление графика отпусков, а также проводят обучение новичков. На обслуживание свои пациентов медработники тратят на 40% меньше времени, чем другие организации по уходу за больными, сотрудники могут позволить себе выпить кофе или чаю с пациентом или его родственниками. При этом пациента «Бюрзорг» выздоравливают в 2 раза быстрее.
Успешной представителем бирюзовой организацией в России стал Андрей Кривенко – основатель розничной сети «ВкусВилл» и «Избёнка».
В своей компании он не придерживается привычной схемы «Начальник-подчинённый», как в оранжевых организациях. В компании «ВкуссВилл» нет четкого графика работы, он для каждого сотрудника индивидуален, они могут уходить сразу, как выполнят свою работу. Немного иная ситуация с продавцами магазинов, они работают строго определённое время, но работники сами между собой у кого во сколько начинается или заканчивается смена. Также стоит отметить, что размер заработной платы зависит только от продавца, то есть, его выручка за день/месяц и будет его з/п., из-за чего очень часто и происходит сильная текучесть кадров.
Другой же стратегический подход для развития и усовершенствования собственного бизнеса, написали в своей книге Ким Чан и Рене Моборн «Стратегия голубого океана».
Стратегия голубого океана направлена на то, чтобы подтолкнуть компании выйти из алого океана конкуренции путём создания для себя новой рыночной ниши, в которой можно не опасаться конкурентов. Конкурентное отличие победителей от не победителей в области создания голубых океанов заключалось в подходе к стратегии. Они не равнялись на своих конкурентов и вместо этого использовали иной путь стратегической логики – инновация ценностей.
Инновация ценности – новый способ мышления, который воплощает стратегии, приводящие к созданию голубого океана и ухода от конкурентов. Под инновационными ценностями предполагают, что определённый упор делается как на ценности, так и на инновацию. Например, в январе 2010 г. Стив Джобс презентовал первый «iPad», который продавали под слоганом «Революционное устройство». Планшетные компьютеры существовали до «iPad», но именно «Apple» превратила идею планшетного компьютера в коммерчески успешный продукт.
Один и способов создания голубого океана – резко изменить, добавить или отнять эмоциональную составляющую продукта.
Именно такая концепция актуальна для ПАО «Аэропорт Шереметьево». Это связано с тем, что бережливое производство направлено на устранение проблем во всех сферах производства, который включает в себя отношения с заказчиком, цели снабжения и производственного менеджмента. Основная цель такого производства – минимизировать затраты труда в минимальный срок по созданию новой продукции,
Целью такого производства является достижение минимальных затрат труда, минимальных сроков по созданию новой продукции, гарантированной поставки продукции заказчику, высокое качество при минимальной стоимости.
Японская система менеджмента 5S объединяет пять японских слов, являющихся концепциями бережливого производства. Система 5S помогает предприятию добиться конкурентных преимуществ за счёт организации процессов, начиная от разработки продукта и заканчивая взаимоотношениями с поставщиками и клиентами.
Каждое «S» в названии указывает на его ключевой принцип, который важен для качественной, производственной и безопасной работы. Японцы пошагово описали, как сделать так, чтобы эти принципы не были лозунгом, а руководством к действию.
Пять японских постулат – последовательно внедряемы в системе 5S:
1) Сэири (Сортировка);
2) Сэитон (Соблюдение порядка);
3) Сэисо (Содержание в чистоте);
4) Сэикэцу (Сандартизация);
5) Сицукэ (Совершенствование).
Выводы
В настоящее время существует множество разнообразных подходов к пониманию сущности менеджмента, которые требуют осмысления и систематизации. Старые модели уже не могут быть действенными в настоящее время. Раньше людям было важно иметь стабильную постоянную работу, а сейчас многих уже не удержать на одном рабочем месте, даже если это гарантирует им стабильный заработок на всю жизнь. В настоящее время у человека больше возможностей, что позволяет ему не стоять на месте, а постоянно развиваться в новых компаниях и сферах.
Заключение
Менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Современный менеджмент представляет собой целую систему различных идей и методов. Организации стремятся перейти на новые методы управления, которые способны повысить производительность труда работников.
Менеджмент как наука прошёл длительный и сложный путь формирования. Многие учёные и исследователи внесли существенные вклады в развитие менеджмента и управления. Возникнув в древний период истории человечества, менеджмент и по сей день находится в постоянном развитии и усовершенствовании.
Появление менеджмента как научной дисциплины закономерно с точки зрения развития науки в целом.
Россия во многом отличается от западных стран. В данной связи история развития менеджмента здесь тоже иная.
Заимствование чужого опыта Россией может негативно отразиться на практике управления. Также, нельзя не отметить, что переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, как, например, в зарубежных странах, а в основном в связи с политическими явлениями. Дальнейшее формирование системы российского менеджмента должно заключаться в его гибкости и приспособляемости к новым обстоятельствам, в учете разнообразий и широты условий, а также в заострении внимания на особенностях русского менталитета.
Аэропорт «Шереметьево» создан в 1959 г.
Стадия «рождение и детство» аэропорта «Шереметьево» была сопряжена с рисками, характерными для развития любой хозяйственной единицы на данном этапе жизненного цикла, часто обусловленными несоразмерными по сравнению с потенциалами масштабами роста организации.
На начальном этапе развития аэропорта «Шереметьево» руководство обязано было решать тактические задачи, связанные с текущими потребностями функционирования объекта.
На стадии «детство» имела место характерная самоотверженная работа руководителей аэропорта «Шереметьево», которые заложили основы развития советской гражданской авиации, смогли предоставить новый уровень сервиса для пассажиров на многие годы вперед, создать уникальное для своего времени сооружение, как по своему величию, так и по степени продуманности.
Рост, включающий изменения, как в количестве, так и в объеме, стал означать, что аэропорт должен существенно увеличиться в размере. Организационные изменения, связанные с развитием новых маршрутов, появлением качественно новых лайнеров Ту-134, Ту-154, а также решение Международного олимпийского комитета о проведении олимпийских игр в городе Москве способствовали принятию решения о строительстве нового аэровокзала «Шереметьево-2».
Особенности управления аэропортом «Шереметьево» до приватизации заключались в том, что его деятельность осуществлялась в условиях высокой степени определенности внешней среды, планирование являлось прерогативой государства. Новые условия функционирования аэропорта привели к тому, что утратили работоспособность стандартные для стабильных условий советские системы управления организациями.
Последующее развитие аэропорта «Шереметьево» потребовало обратного движения по кривой жизненного цикла, которое в конечном итоге образует «петлю жизненного цикла».
Стадия «трансформация» – это первая стадия «петли жизненного цикла» приватизированной компании «Шереметьево», обозначающая его движение в «обратную сторону» на кривой традиционного жизненного цикла организации от стадии «стабильность» к стадии «юность».
На первом этапе трансформационных процессов произошли изменения организационных характеристик аэропорта «Шереметьево» в сторону большей гибкости, а переход к стадии «возрождение» потребовал проведения инновационных преобразований, направленных на создание нового потенциала развития, предполагающих диверсификацию производства, раскрытие инвестиционного потенциала компании и нарастание инновационной активности. В этот период были заложены основы инновационного роста аэропорта «Шереметьево».
Следует отметить, что главная перемена вследствие преобразования государственного предприятия «Международный аэропорт Шереметьево» в акционерное общество открытого типа состояла в том, что изменился подход к организации управления предприятием. На смену административному управлению пришло формирование экономической политики Советом директоров, решением которого была проведена реорганизация всех направлений деятельности аэропорта на основе функционального принципа.
В настоящее время существует множество разнообразных подходов к пониманию сущности менеджмента, которые требуют осмысления и систематизации. Старые модели уже не могут быть действенными в настоящее время. Раньше людям было важно иметь стабильную постоянную работу, а сейчас многих уже не удержать на одном рабочем месте, даже если это гарантирует им стабильный заработок на всю жизнь. В настоящее время у человека больше возможностей, что позволяет ему не стоять на месте, а постоянно развиваться в новых компаниях и сферах.
Список литературы
- Абчук В. А. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2016.
- Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. - М.: Дело, 2014.
- Афанасьев В. Я. Теория менеджмента: учебник и практикум для акад. бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.
- Байжанов С. Б., Кужбанов Б. С. Сущность понятий «предприниматель» и «менеджер» // В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 8 частях. ООО «АР-Консалт». 2014. С. 93-100.
- Веснин В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2014.
- Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 2016.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. - М., 2016.
- Волкогонова О. Д. Стратегический менеджмент / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. – М.: Инфра-М, 2016.
- Драчева Е. Л. Менеджмент / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. – М., 2016.
- Дьякова З. Е. Предприниматель и менеджер // Агротехнологии XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию основания Пермской ГСХА и 150-летию со дня рождения академика Д. Н. Прянишникова. 2015. С. 18-20.
- Зябриков Б. В. Роли и функции менеджмента // Креативная экономика. 2016. Т. 10. № 11. С. 1305-1310.
- Иванова Т. Ю. Теория организации. – М.: КНОРУС, 2016.
- Ивасенко А. Г. Менеджмент. – Новосибирск, 2016.
- Казначевская Г. Б. Менеджмент. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2016.
- Киселев А. А. Современные проблемы управления и менеджмента в отечественной науке и практике. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014.
- Лагутина Е. Е.,/ Блинова Н. С. /Современный менеджер: кто он? // В сборнике: Молодежь в XXI веке: философия, психология право, педагогика, экономика и менеджмент сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции, под научной редакцией И. А. Симоновой, М. С. Кривощековой, П. В. Кропотухиной, Е. М. Алексеевой. 2016. С. 173-200.
- Лалу Ф. Открывая организации будущего / пер. с англ. В. Кулябина. - M.: Манн, Иванов, Фербер, 2016.
- Карпов А. В. Психология менеджмента. – М.: ГАРДАРИКИ, 2016.
- Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. – М., 2016.
- Лифшиц А. С. Управленческие решения. – М.: КНОРУС, 2016.
- Международный аэропорт Шереметьево: 50 лет истории: юбилейный отчет. М.: ИнтерМедиаКом, 2009.
- Менеджмент организации / З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р. З. Акбердин и др. – М.: ИНФРА-М, 2016.
- Менеджмент организации: учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера / Под общ. ред. В. Е. Ланкина. – Таганрог: ТРТУ, 2016.
- Мечикова М. Н., Шабалтун М. И. Проблемы и перспективы менеджмента в России: опыт мировой управленческой практики // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 11 (11). С. 151-160.
- Карпов А. В. Психология менеджмента. – М.: ГАРДАРИКИ, 2016.
- Орлов А. И. Менеджмент. – М., 2016.
- Секачева Т. В., Торопчина Б. В. Роль менеджмента в предпринимательской деятельности // Инновационное развитие строительства Волгоградской области. Материалы II Всероссийской студенческой научно-технической интернет-конференции. 2017. С. 197-200.
- Стёпин В. С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. - Институт философии РАН, 2016. - №4. - С. 45-50.
- Титов В. Н, Суханова Г. Н. Теория и история менеджмента: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, - 2018.
- Цыренова А. А. Менеджмент. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2016.