Файл: История развития менеджмента ( Исследование истории развития менеджмента в зарубежных странах и в России ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исследование истории развития менеджмента в зарубежных странах и в России
1.1. Менеджмент и управление: сущность и диалектическая связь
1.2 История зарождения и развития менеджмента
1.3 Характеристика современного периода развития менеджмента в России
Глава 2. Управление организацией на примере ПАО «Аэропорт «Шереметьево»
2.1. Краткая характеристика аэропорта «Шереметьево».
2.2. Характеристика стадии «Рост»
Руководством ЦУ МВС в короткие сроки была внедрена система инновационных решений, которые способствовали увеличению пропускной способности аэродрома:
1) разработка технологических требований к конструкциям аэродромных покрытий;
2) новая технология строительства аэродромных покрытий (не имела аналогов в мире);
3) создание светосигнальной системы, соответствующей требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Дальнейший рост, включающий изменения, как в количестве, так и в объеме, стал означать, что аэропорт должен существенно увеличиться в размере. Организационные изменения, связанные с развитием новых маршрутов, появлением качественно новых лайнеров Ту-134, Ту-154, а также решение Международного олимпийского комитета о проведении олимпийских игр в городе Москве способствовали принятию решения о строительстве нового аэровокзала «Шереметьево-2».
Как известно, организации, перешедшие в стадию роста, начинают масштабную экспансию (расширение деятельности): появляются новые мощности, объекты деятельности, вспомогательные направления работы. На данной стадии организации, как правило, задумываются о расширении клиентской базы и направлений деятельности.
Для стадии роста характерна ориентация на активный маркетинг, который требует не только идентификации новых потребностей клиентов, но и разработки товаров и услуг для их, возможно, более полного удовлетворения. Стремясь к развитию аэропорта, его руководство решало характерные для обозначенной стадии жизненного цикла задачи.
Как правило, на стадии роста происходит внедрение технологических инноваций в работу организаций.
В ноябре 1979 г. на территории аэропорта был дислоцирован информационно-вычислительный центр «Сириус», целью которого было повышение качества информационного обслуживания пассажиров и улучшение взаимодействия служб в аэропорту «Шереметьево». Сотрудниками ИВЦ «Сириус» была произведена комплексная переоценка основных технологических циклов «Шереметьево» [31].
Также на стадии роста организации обычно происходят изменения, связанные со сменой руководства управляемыми объектами или перестройкой организационной структуры. 7 июня 1979 г. был полностью обновлен руководящий состав «Шереметьево». Впервые к руководству аэропортом приступил не летчик, а профессиональный управленец-инженер – В. В. Потапов, который продолжил развивать «Шереметьево», внедряя технологические разработки во все сферы работы аэропорта. Выдающимися достижениями В. В. Потапова можно считать разработку регламента по техническому обслуживанию Ту-134, который и сегодня является базовым документом при обслуживании воздушных судов, разработку и внедрение системы подготовки авиационно-технического персонала, которая действует в «Шереметьево» с 1977 г.
С одобрения В. В. Потапова впервые был поставлен вопрос о повышении эффективности работы на каждом участке работы аэропорта и на всем производстве в целом. Для оценки деятельности структурных подразделений «Шереметьево» стали применяться экономические критерии: доходы, расходы, прибыль, но в условиях внутреннего хозрасчета это были все еще условные показатели.
В начале 1990-х гг. произошли знаковые преобразования в организационной структуре, и было проведено разделение ГП «МАШ»[32] на два самостоятельных авиапредприятия – ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»[33] и ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии».
Особенности управления аэропортом «Шереметьево» до приватизации заключались в том, что его деятельность осуществлялась в условиях высокой степени определенности внешней среды, планирование являлось прерогативой государства. Новые условия функционирования аэропорта привели к тому, что утратили работоспособность стандартные для стабильных условий советские системы управления организациями.
2.3. Характеристика стадий «Трансформация» и «Возрождение»
Последующее развитие аэропорта «Шереметьево» потребовало обратного движения по кривой жизненного цикла, которое в конечном итоге образует «петлю жизненного цикла». На наш взгляд, «петля жизненного цикла» состоит из двух стадий: «трансформация» и «возрождение» (рис. 1).
Согласно рисунку, стадия «трансформация» – это первая стадия «петли жизненного цикла» приватизированного ОАО «Шереметьево», обозначающая его движение в «обратную сторону» на кривой традиционного жизненного цикла организации от стадии «стабильность» к стадии «юность». Стадия «трансформация» характеризуется необходимостью перехода к активному предпринимательству в целях создания нового потенциала развития. Этот процесс сопровождается нестабильностью основных показателей деятельности, требует кардинальных изменений систем управления и корпоративной культуры.
Рисунок 1. Характеристики движения аэропорта «Шереметьево» по «петле жизненного цикла»
В Международном аэропорту «Шереметьево» с 1994 г. находятся сторонние организации, которые занимают часть его производственных площадей, и, осуществляя хозяйственную деятельность, не соблюдают инструкции и предписания руководства аэропорта, что несовместимо с требованиями обеспечения безопасности воздушных перевозок.
Следует отметить, что с преобразованием ГП «МАШ» в ОАО «МАШ» работа по совершенствованию организационной структуры управления стала носить систематический характер. Решения о ее изменении и совершенствовании принимались Советом директоров общества. Можно заключить, что руководству «Шереметьево» удалось довольно быстро перейти от стадии «трансформация», для которой было характерно резкое снижение основных показателей деятельности предприятия, к перестройке всех без исключения организационно-управленческих систем аэропорта (стадия «возрождение»). Так, преобразование организационно-правовой формы предприятия позволило изменить систему управления, существенно расширить полномочия органов управления, повысить их заинтересованность в достижении высоких результатов производственно-финансовой деятельности. Деятельность органов управления ОАО «МАШ» в значительной мере была ориентирована на повышение эффективности функционирования имущественного комплекса и производства различных услуг, входящих в сферу деятельности общества.
Выручка от реализации услуг аэропорта (стоимость оказанных услуг) за период с 1995 г. по 1998 г. возросла в 3,1 раза. Прирост выручки получен за счет увеличения количества обслуживаемых воздушных судов и пассажиров, увеличения объемов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, увеличения доходов от неавиационной деятельности, совершенствования системы ценообразования на аэропортовые услуги.
Одним из факторов роста выручки, получаемой аэропортом, явилось значительное увеличение доходов от неавиационной деятельности. В 1998 г. эти доходы по сравнению с 1994 г. возросли более чем в 6 раз, из них более 60% получены в 1997-1998 гг. Прирост получен за счет мероприятий, выработанных аэропортом. Было предусмотрено в первую очередь развитие направлений деятельности, не требующих дополнительных капитальных и финансовых вложений. Это – предоставление услуг транспорта, коммунальных услуг, услуг связи, отпуск электроэнергии, предоставление производственных помещений в аренду (рис. 2).
Для повышения эффективности работы аэропорта «Шереметьево» руководство произвело дифференциацию услуг и разработало систему гибких тарифов, учитывающую возможности пассажиров с различными уровнями дохода. Сюда относятся снижение издержек, связанных, в частности, с обслуживанием пассажиров, и предоставление относительно дешевого вида транспорта с упором на пассажиров экономического класса, ориентированного на максимальную доступность перевозок. Это позволило аэропорту «Шереметьево» удержать значительную долю рынка (рис. 3).
Рисунок 2. Деятельность аэропорта
Рисунок 3. Структура авиационного рынка России по аэропортам отправления (1994 г.).
В 1997-1998 гг. аэропорт погасил просроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет, образовавшуюся в период работы государственного предприятия.
Наличие прибыли позволило в 1997 и 1998 гг. полностью выполнить обязательства по социальным льготам и гарантиям работникам по условиям коллективных договоров, выплатить дивиденды государству как владельцу 100% акций ОАО.
В 1996-1998 гг. не было случаев несвоевременной выплаты заработной платы работникам.
Была произведена передача объектов социальной сферы в муниципальную собственность г. Лобни в соответствии с распоряжением Госкомимущества России от 14 августа 1996 г. № 948-р, что позволило существенно сократить расходы, производимые за счет прибыли общества.
Таким образом, можно заключить, что на первом этапе трансформационных процессов произошли изменения организационных характеристик аэропорта «Шереметьево» в сторону большей гибкости, а переход к стадии «возрождение» потребовал проведения инновационных преобразований, направленных на создание нового потенциала развития, предполагающих диверсификацию производства, раскрытие инвестиционного потенциала компании и нарастание инновационной активности. В этот период были заложены основы инновационного роста аэропорта «Шереметьево».
В 2011 г. Шереметьево открыл Центр управления аэропортом для координирования действий всех подразделений аэропорта.
Зимой 2012 г. открыт терминал «А», обслуживающий клиентов деловой авиации. Терминал принадлежит дочернему предприятию аэропорта Шереметьево — компании «Авиа Групп».
15 февраля 2013 г. принят в эксплуатацию новый командно-диспетчерский пункт аэропорта. Высота здания составляет 56 метров, общая площадь 3 тысячи квадратных метров, стоимость постройки и оборудования составила 744 миллиона рублей.
В 2018 г. в рамках конкурса «Великие имена России» было решено назвать аэропорт в честь Александра Пушкина.
Выводы
Аэропорт «Шереметьево» создан в 1959 г.
Стадия «рождение и детство» аэропорта «Шереметьево» была сопряжена с рисками, характерными для развития любой хозяйственной единицы на данном этапе жизненного цикла, часто обусловленными несоразмерными по сравнению с потенциалами масштабами роста организации.
На начальном этапе развития аэропорта «Шереметьево» руководство обязано было решать тактические задачи, связанные с текущими потребностями функционирования объекта.
На стадии «детство» имела место характерная самоотверженная работа руководителей аэропорта «Шереметьево», которые заложили основы развития советской гражданской авиации, смогли предоставить новый уровень сервиса для пассажиров на многие годы вперед, создать уникальное для своего времени сооружение, как по своему величию, так и по степени продуманности.
Рост, включающий изменения, как в количестве, так и в объеме, стал означать, что аэропорт должен существенно увеличиться в размере. Организационные изменения, связанные с развитием новых маршрутов, появлением качественно новых лайнеров Ту-134, Ту-154, а также решение Международного олимпийского комитета о проведении олимпийских игр в городе Москве способствовали принятию решения о строительстве нового аэровокзала «Шереметьево-2».
Особенности управления аэропортом «Шереметьево» до приватизации заключались в том, что его деятельность осуществлялась в условиях высокой степени определенности внешней среды, планирование являлось прерогативой государства. Новые условия функционирования аэропорта привели к тому, что утратили работоспособность стандартные для стабильных условий советские системы управления организациями.
Последующее развитие аэропорта «Шереметьево» потребовало обратного движения по кривой жизненного цикла, которое в конечном итоге образует «петлю жизненного цикла».
Стадия «трансформация» – это первая стадия «петли жизненного цикла» приватизированной компании «Шереметьево», обозначающая его движение в «обратную сторону» на кривой традиционного жизненного цикла организации от стадии «стабильность» к стадии «юность».
На первом этапе трансформационных процессов произошли изменения организационных характеристик аэропорта «Шереметьево» в сторону большей гибкости, а переход к стадии «возрождение» потребовал проведения инновационных преобразований, направленных на создание нового потенциала развития, предполагающих диверсификацию производства, раскрытие инвестиционного потенциала компании и нарастание инновационной активности. В этот период были заложены основы инновационного роста аэропорта «Шереметьево».
Следует отметить, что главная перемена вследствие преобразования государственного предприятия «Международный аэропорт Шереметьево» в акционерное общество открытого типа состояла в том, что изменился подход к организации управления предприятием. На смену административному управлению пришло формирование экономической политики Советом директоров, решением которого была проведена реорганизация всех направлений деятельности аэропорта на основе функционального принципа.