Файл: Маркетинговые исследования как часть информационной маркетинговой системы.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАРКЕТИНГА
1.1 Понятие, сущность, цели и задачи маркетинга
1.2 Принципы, методы и концепции управления маркетингом
ГЛАВА 2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «ОЛИМП»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Финансово-экономический анализ предприятия
Концепция недифференцированного маркетинга предполагает продукт, предназначенный для всех сегментов рынка. Дифференциация товара не производится, продукция продается по низким ценам.
При концентрированном маркетинге ситуация обратная. Товары или услуги рассчитаны для определенной группы клиентов.
При использовании дифференцированного маркетинга силы направляются на несколько сегментов рынка. Но стоит заметить, что для каждого сегмента рынка создается отдельное предложение. Данный вид маркетинга считается более перспективным по отношению к предыдущим двум видам.
Концепции маркетинга с примерами представлены в таблице 2.
Таблица 2
Концепции маркетинга с примерами
Наименование |
Описание |
Пример |
Совершенствование производства |
Основано на утверждении, что потребители покупают товары, которые доступны по цене. Таким образом, компания должна бросить все силы на то, чтобы сделать товар доступным. Концепция не может быть применена в двух случаях: когда стоимость производства высока и когда спрос на товар выше предложения. |
Отличным примером служат попытки Генри Форда настолько усовершенствовать автомобили чтобы их цена была доступна практически всем категориям населения. |
Совершенствование товара |
Заключается в том, что товар должен быть самого высокого качества, таким образом, компания должна находится в постоянном процессе усовершенствования предлагаемых товаров/услуг. |
Вовремя неусовершенствованные поезда дали эффект так называемой «маркетинговой близорукости», что привело к тому, что поезда стали вымещаться автомобилями и самолетами. |
Интенсификация коммерческих усилий |
Состоит в том, что компания должна постоянно стимулировать сбыт. |
Пример: товары повседневного спроса. В таких отраслях высокая конкуренция и компаниям просто необходимо делать все, чтобы спрос именно на их товар был выше. |
Традиционный маркетинг |
Цель – понять нужды рынка и удовлетворить их. |
Машины и квартиры класса «люкс». На российском рынке эта концепция встречается редко. |
Социально-этический маркетинг |
Укрепление благополучия потребителя |
Отличный пример «Кока-Кола». В напитках компании есть ингредиенты, отрицательно влияющие на организм человека, однако, компания продолжает позиционировать себя, как исключительно положительную. |
Итак, маркетинг – это процесс сбыта товара, включающий в себя множество этапов. Например, эффективный сбыт не возможен без действующего спроса на товар, который можно либо повышать, либо снижать. Эффективный маркетинг в компании, прежде всего, зависит от опыта маркетолога, потому что теоретические знания никогда не восполнят реальный опыт продвижения товара и бренда на рынке.
Для осуществления плана маркетинга необходимо придерживаться следующих принципов:
- Принцип скользящего планирования;
- Принцип дифференциации;
- Принцип многовариантности;
Принцип скользящего планирования применяется в зависимости от ситуации на рынке. Данный принцип предполагает введение корректировок в действующий план. Например, маркетинговый план рассчитан на 3 года, но ситуация на рынке меняется довольно часто, поэтому ежегодно требуется вносить поправки и корректировки в план, чтобы быть конкурентоспособными.
Принцип дифференциации предполагает, что установленный товар или услуга не могут нравиться всем подряд. Поэтому используя данный принцип, можно провести переориентацию на обслуживание какой-либо категории потребителей, отобранных по определенным признакам.
Принцип многовариантности предусматривает разработку одновременно нескольких маркетинговых планов на все возможные ситуации.
ГЛАВА 2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «ОЛИМП»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ООО «ОЛИМП» является одним из древнейших продавцов автомобилей на рынке Республики Татарстан с 1991 года. Специализация — продажа, сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей в Санкт Петербурге, доставка любых запасных частей для всей гаммы продаваемых нами автомобилей, автоаксессуаров, покрышек, дисков, и т. п.
Компания ООО «ОЛИМП» представляется официальным дилером многих отечественных автопроизводителей — ОАО «ГАЗ», ООО «Русские Автобусы» (Автобусы ПАЗ, Автобусы КАВЗ, Автобусы ГоЛаз, Автобусы ЛиАЗ), многих известных зарубежных изготовителей — Инфинити, Ниссан, Датсун, Сузуки, Киа. Каждый год более 5000 автомобилей обретают своих владельцев.
Помимо продажи автомобилей, предприятие ООО «ОЛИМП» осуществляет техническое и гарантийное обслуживание автомобилей Датсун, в том числе и российской сборки. Современное сервисное и диагностическое оборудование дает возможность техническим специалистам центра, прошедшим соответствующую сертификацию, конкретно установить поломку и выполнить ремонт любой трудности с соблюдением условий производителя к качеству и срокам работ.
Сегодня Datsun – это доступность для каждого владельца автомобиля, сочетающаяся с экономичностью, привлекательным внешним видом машины и технологичностью.
Компания начинает собственную историю в 1911 г. с создания фирмы под наименованием «Кайсин-ся» (KaishinShaMotorWorks). В 1914 г. мир увидел первый автомобиль под наименованием DAT-GO (по англ. - DAT-Car). Аббревиатуру DAT составили первый буквы фамилий партнеров: Кэндзиро Дэн (KenjiroDen, РокуроАояма (RokuroAoyama), МэйтароТакэути (MeitaroTakeuchi).
Также это название отображает концепцию автомобилей DAT того времени:
- Durable – надёжные,
- Attractive – привлекательные,
- Trustworthy – заслуживающие доверия.
В 1918 г. компания поменяла название на KwaishinshaMotorCarCo., Ltd. К тому времени помимо легковых автомобилей компания занималась производством грузовых машин, отвечая на потребительский запрос того времени. В 1918 г. компания занялась сборкой грузовиков DAT для военных нужд. Незначительный спрос на военном рынке в 1920 г. принудил ее проанализировать вероятность слияния с другими автомобильными производителями.
В 1925 г. компания вновь поменяла свое название на DAT Jidosha&Co., Ltd., а в 1926 провела слияние с JitsuyoJidoshaCo.,Ltd., в следствии которого название DAT сменилось на DAT JidoshaSeizoCo., Ltd. В 1930 г. руководство Японии выпустило постановление, которое разрешало управлять автомобилями с объемом двигателя меньше 500 куб. см. без водительского удостоверения. DAT JidoshaSeizoCo., Ltd. занялась исследованием серии автомобилей с объемом двигателя в 495 куб. см, чтобы завладеть другой сектор рынка. В 1931 г. DAT JidoshaSeizoCo., Ltd. начала дочерней фирмой TobataCastingCo., Ltd. В 1933 начался выпуск автомобилей с двигателями 495 куб.см под наименованием Datsun.
Так возник бренд Datsun, который просуществовал с 1931 по 1986 год, и постоянно ассоциировался у автолюбителей с высоким качеством, прочностью и функциональностью. С 2013 года стараниями руководства фирмы Nissan, поглотившей данный бренд, изготовление автомобилей Датсун было возобновлено.
Организационная структура автосалона имеет линейную типологию управления руководитель и подчиненный. Линейная организационная структура имеет четкую систему взаимных связей, оперативность в принятии решений.
Организационная структура предприятия приведена в приложении 1, структура автосалона отображена на рисунке 2.
Директор
Заместитель директора
Руководитель отдела сервиса
Бухгалтерия: гл.бухгалтер и 2 ведущих специалиста
Отдел сервиса
Отдел продаж 6 менеджмеров
Отдел кредитования и страхования 2 специалиста
Отдел маркетинга Маркетолог 2 системных администратора
Администратор салона 2 специалиста
Охрана и обслуживающий персонал
Касса 2 кассира
Руководитель отдела продаж
Рисунок 2. Организационная структура автосалона
Из рисунка видна четкая подчинённость между отделами. Рассмотрим более подробно отдел маркетинга. В этот отдел входят 3 специалиста:
- маркетолог;
- два системных администратора.
В процессе реализации своей деятельности предприятие обязано вести оперативный, бухгалтерский и статистический учет на основании порядка, установленного российским законодательством.
Для осуществления производственного процесса ООО «ОЛИМП» обладает всеми необходимыми производственными мощностями, технологическим оснащением, а также квалифицированным персоналом.
2.2 Финансово-экономический анализ предприятия
Важнейшие финансово-экономические показатели деятельности ООО «ОЛИМП», расчет которых был осуществлен на базе бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ООО «ОЛИМП» за период 2016-2018 гг.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абс.изменение (/-) |
Динамика, % |
||
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
||||
Выручка, тыс. руб. |
37212624 |
38639648 |
39484956 |
1427024 |
845308 |
103,8 |
102,2 |
Себестоимость, тыс. руб. |
20095808 |
21913380 |
22043044 |
1763825 |
129664 |
109,1 |
100,6 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
12119720 |
11553665 |
10439761 |
-566055 |
-1113904 |
95,3 |
90,4 |
Рентабельность основной деятельности, % |
5,35 |
8,98 |
9,33 |
3,63 |
0,35 |
х |
х |
Рентабельность продаж, % |
5,07 |
8,24 |
8,54 |
3,17 |
0,30 |
х |
х |
Среднегодовая стоимость основных фондов тыс.руб. |
42270 |
43948 |
45253 |
1679 |
1305 |
104,0 |
103,0 |
Фондоотдача, руб./руб. |
6,80 |
7,07 |
0 |
1 |
104,1 |
119,7 |
На основании данных, которые представлены в таблице 3, деятельность ООО «ОЛИМП» может быть охарактеризована, как успешная. Показатель выручки от продаж в 2017 году увеличился на 1 427 024 тыс.рублей, по результатам 2018 года на 845308 тыс. рублей.
При этом динамика себестоимости продаж не превышает динамики выручки. По результатам 2017 года себестоимость продаж увеличилась на 1 763 825 тыс.рублей, а по результатам 2018 года на 129 664 тыс.рублей. Причиной этого является снижение курса национальной валюты, ведь существенная часть расходных материалов для осуществления производственного процесса приобретается заграницей.
Рост себестоимости оказал влияние на динамику показателя прибыли, который в 2017 году составил 95,3%, а по результатам 2018 года произошло снижение удельного веса прибыли на 1 113 904 тыс. рублей.
Кроме того, необходимо отметить увеличение показателей рентабельности основной деятельности и рентабельности продаж. Рентабельность основной деятельности возросла в 2018 году с 8,98% до 9,33%, а рентабельность продаж также возросла с 8,24% до 8,54%, что указывает на эффективность осуществляемой деятельности ООО «ОЛИМП» в 2018 году.
По итогам ввода в действие новейших основных фондов возросла среднегодовая стоимость основных фондов, при этом произошел рост уровня фондоотдачи основных фондов.
Так, по результатам 2016 года фондоотдача основных фондов была равна 6,8 рублей выручки на каждый вложенный рубль в основные фонды, а по результатам 2017 года фондоотдача возросла до 8,46 рублей, что в процентном отношении составляет 24,4%, в то время как увеличение среднегодовой стоимости основных фондов за изучаемый период составляет 7,0%.
Таблица 4
Основные показатели финансовой устойчивости ООО «ОЛИМП»
Наименование |
Норматив |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Изменение (+,-) |
|
2017 / 2016 |
2018 / 2017 |
|||||
Коэффициент автономии |
≥ 0,5 |
0,18 |
0,37 |
0,77 |
0,20 |
0,40 |
Коэффициент финансового левериджа |
≤ 1,0 (опт. 0,43-0,67) |
4,71 |
1,69 |
0,30 |
-3,02 |
-1,39 |
Коэффициент обеспеченности ОС |
≥ 0,1 |
-0,30 |
0,14 |
0,74 |
0,44 |
0,61 |
Индекс постоянного актива |
- |
2,09 |
0,73 |
0,12 |
-1,36 |
-0,61 |
Коэффициент покрытия инвестиций |
≥ 0,75 |
0,18 |
0,37 |
0,77 |
0,20 |
0,40 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
≥ 0,1 |
-1,09 |
0,27 |
0,88 |
1,36 |
0,61 |
Коэффициент мобильности имущества |
- |
0,63 |
0,73 |
0,91 |
0,10 |
0,18 |
Коэффициент мобильности оборотных средств |
≥ 0,5 |
0,11 |
0,15 |
0,07 |
0,05 |
-0,08 |
Коэффициент обеспеченности запасов |
≥ 0,5 |
-0,51 |
0,23 |
1,01 |
0,74 |
0,78 |
Коэффициент краткосрочной задолженности |
- |
1 |
1 |
1 |
0,00 |
0,00 |