Файл: Прогнозирование и планирование финансов (Характеристика основ финансового планирования и прогнозирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Детерминированнные методы

3.Стохастические методы

Но существует два (общих) главных метода финансового прогнозирования. Один из них основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана.

По второму методу все вычисления делаются на основе следующих предположений:

- Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.

- Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.

- Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды.

Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы - это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.

Методы финансового прогнозирования для каждого конкретного объекта будут собственными и своего рода уникальными.

Глава 2 Теоретические основы диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия

2.1.Сущность финансового состояния предприятия

Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравнивают к "кровеносной системе", обеспечивающей функционирование любого предприятия. Поэтому особое внимание к финансам для любого субъекта хозяйствования является начальным моментом и окончательным результатом их деятельности. Данные вопросы имеют основное значение в условиях рыночной экономики.


Характерной чертой и тенденцией во всем мире является вынесение на первый план финансовых моментов деятельности предприятия и увеличение роли, непосредственно, финансов.

Безупречное управление финансами требует обширного анализа и точной диагностики. С помощью современных количественных методов можно более точно дать оценку и детализировать неопределенность всей ситуации предприятия. В связи с этим значительно увеличивается важность и роль финансового анализа и диагностики, главным содержанием которых служит комплексное системное исследование финансового состояния компании и условий его формирования с целью оценить уровень финансовых рисков и прогнозирование уровня доходности капитала[12].

Внедрение нового плана счетов бухгалтерского учета, преобразование форм бухгалтерского учета и отчетности к большему соответствию условиям международных стандартов вызывают потребность применения новых методик финансового анализа, подходящих условиям рыночной экономики. Главным (а в ряде ситуаций и единственным) источником данных о финансовой деятельности партнера служит бухгалтерская отчетность, которая публично раскрывается. Отчетность компании в условиях рыночной экономики основывается на обобщении данных финансового учета и считается информативным звеном, связывающим компанию с обществом и деловыми партнерами - пользователями данных о его работе.

Существование общепринятых методов анализа обусловлено тем что, финансовая отчетность публична и унифицирована.

Данная отчетность включает в себя количественные значения показателей, которые отражают окончательную оценку результатов деятельности компании за анализируемый период и не подлежат пересмотру, и именно по этому считаются точными.

Отчетность составляется самим субъектом хозяйственной деятельности, поэтому она субъективна. Публикуемые стандартные методики анализа формализованы, они исходят из абсолютной достоверности отчетности.

Пользователи отчетности, субъекты анализа экономически разнородны. Их интересуют разные аспекты финансового состояния, и они дают оценку показателям исходя из различных критериев, с разных точек зрения.

Широко публикуемые стандартные методики ориентированы на инвесторов. Комплексный подход к анализу предполагает оценку объекта с точки зрения разных участников хозяйственных процессов, конкурентов, интересы которых могут различаться.

Субъектами анализа выступают заинтересованные в деятельности компании пользователи данных. К первой группе пользователей принадлежат владельцы средств компании, кредитные организации, покупатели, поставщики, персонал компании, налоговые органы и руководство.


Каждый субъект анализа исследует данные отталкиваясь от своих интересов. Таким образом, владельцам следует определить повышение или снижение доли собственного капитала и дать оценку эффективности использования ресурсов администрацией компании; кредиторам и поставщикам

- условия кредитования, рациональность продления кредита, гарантии возврата; потенциальным владельцам и кредиторам - рентабельность своих капиталов, здания в компании и т.д.

Ко второй группе пользователей финансовой информации относятся субъекты анализа, которые обязаны согласно договору защищать круг интересов первой группы пользователей. Таковыми являются: консультанты, аудиторские фирмы, юристы, биржи, пресса, профсоюзы, ассоциации.

Основные интересы пользователей результатов финансового анализа показаны в табл. 1. Составные части анализа хозяйственной деятельности компании и круг их пользователей представлены на рис. 1.

Как правило, в хозяйственной деятельности различают бухгалтерский (управленческий) и финансовый учет.

Финансовый учет основывается на учетной информации, которая кроме применения ее внутри компании также сообщается внешним пользователям.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством. Сложившееся на практике разделение учета порождает деление анализа на внешний и внутрихозяйственный[13].

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися для предприятия посторонними лицами и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован.

Внешний финансовый анализ может проводиться заинтересованными лицами. Основой данного анализа является официальная финансовая отчетность компании в виде бухгалтерского баланса, которая предоставляется как заинтересованным лицам, так и публикуемая в печати.

Таблица 1 Характеристика основных пользователей финансовой информации

Группы пользователей

Вопросы, ответы на которые должны быть получены в результате анализа

Инвесторы (собственники)

Какова надежность вложений?

Какова доходность инвестиций в данный бизнес в сравнении с другими вариантами?

Следует ли увеличивать инвестиции или извлекать средства?

Кредиторы

Достаточно ли высока и стабильна доходность компании?

Достаточно ли обеспечение по займам?

Поставщики

В состоянии ли компания оплатить приобретенные товары и услуги?

Каковы ее перспективы как потребителя?

Покупатели

Может ли компания обеспечить поставку товаров в достаточном количестве и в определенные сроки?

Каковы возможности последующего гарантийного обслуживания?

Работники компании

Располагает ли компания достаточными средствами для своевременной выплаты достойной заработной платы?

Способна ли компания поддерживать и наращивать объемы деятельности?

Каковы перспективы роста благосостояния работников?

Государственные органы

Прогнозирование объемов налоговых поступлений, обоснование макроэкономических решений по регулированию экономики.

Общество в целом

Оценка участия в обеспечении занятости и решении социальных задач.

Оценка вредного воздействия на окружающую среду и возможностей его уменьшения.


Рисунок 1 - Виды анализа хозяйственной деятельности

предприятия.

Внутренний финансовый анализ проводится в интересах самой компании. На его основе осуществляется контроль за финансовой и организационной деятельностью предприятия, планируются последующие пути развития производства. Базой этого анализа служат финансовые документы самой компании, такие как : бухгалтерский баланс в расширенной форме, различные финансовые отчеты, что позволяет более точно определить финансовое состояние предприятия.

Внутренний финансовый анализ проводится работниками самой организации. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, используемую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. При этом расширяются и возможности анализа.

Основная ориентация внутреннего финансового анализа – исследование эффективности взаимосвязи издержек, прибыли и оборота, использования собственных средств и заемного капитала. При этом исследуются все нюансы хозяйственной деятельности компании. Зачастую некоторые сферы данного анализа могут являться коммерческой тайной.

Исходя из целей и разновидностей анализа, можно подчеркнуть условно внутренний и внешний круг лиц, которые заинтересованы в данной информации.

К внутреннему кругу лиц относится администрация, а к внешнему - пользователи с непрямыми и прямыми финансовыми интересами.

К группе лиц с прямыми финансовыми интересами относят пользователей: кредиторы, инвесторы, покупатели, клиенты, деловые партнеры и поставщики. На основании данных публичной финансовой отчетности они делают выводы о прибыльности и ликвидности компании, о ее финансовых перспективах, о наличии у нее средств для погашения обязательств и выплаты дивидендов. Потенциальную прибыльность предприятия оценивают инвесторы, так как от этого зависит рыночная стоимость акций компании и сумма дивидендов, которую она будет выплачивать. Кредиторы же оценивают потенциальные возможности компании погашать займы.

К группе лиц с непрямыми финансовыми интересами относят внебюджетные фонды и государственные органы, инвестиционные институты , налоговые органы, фондовые и товарные биржи, аудит фирмы и страховые организации.

Информация о финансовых результатах компании нужна данной группе лиц для контроля соблюдения организацией обязательств перед государством, для решения вопросов о налоговых льготах, о правильности уплаты федеральных и местных налогов, о методах и способах акционировании и приватизации предприятий. Органы государственного регулирования на основе результатов анализа финансового состояния вырабатывают обобщенные оценки, позволяющие судить о положении не только одного или нескольких предприятий, но и региона или отрасли в целом.


К внутренним пользователям результатами финансового анализа относится администрация. Администрация – это собственники и управленческий персонал компании, которые несут ответственность за управление деятельностью предприятия и достижение целей, стоящих перед ним.

Администрация не всегда ограничивается только внутренним финансовым анализом, но по возможности дополняет его внешним, проводимым специализированными фирмами. Это позволяет оценить собственное предприятие непредвзято, комплексно с учетом конкурентоспособности других фирм и дает возможность сформулировать первостепенные задачи развития компании.

Пользователей финансовой информации могут интересовать отдельные разнообразные аспекты деятельности компании. Это обстоятельство определяет необходимость не только комплексного, но и всестороннего подхода к анализу деятельности организации.

В некоторых ситуациях для осуществления целей финансового анализа бывает недостаточно применять только бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, к примеру аудиторы и руководство, располагают возможностью привлекать дополнительные источники (сведения производственного и финансового учета). Однако, годовая и квартальная отчетность, чаще всего, являются единственным источником внешнего финансового анализа.

В ходе производственной, снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности совершается непрерывный процесс кругооборота капитала, меняется структура средств и источников их формирования, необходимость и наличие в финансовых ресурсах и, как результат, финансовое состояние компании, внешним проявлением которого обозначается платежеспособность.

Финансовое состояние предприятия делится на устойчивое, неустойчивое (предкризисное) и кризисное. Умение компании благополучно функционировать и совершенствоваться, сохранять равновесие собственных активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, регулярно поддерживать свою инвестиционную привлекательность и платежеспособность в рамках допустимого уровня риска говорит о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Платежеспособность - это внешнее выражение финансового состояния компании, а финансовая устойчивость - внутренняя его область, отражающая согласованность доходов и расходов ,товарных и денежных потоков, средств и источников их образования.

В целях обеспечения финансовой устойчивости компания должна иметь гибкую структуру капитала, обладать способностью организовывать его движение так, чтобы создать условия для постоянного превышения доходов над расходами с целью сбережения платежеспособности и формирование условий для правильного функционирования[14].