Файл: Прогнозирование и планирование финансов (Характеристика основ финансового планирования и прогнозирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Успех любой организации зависит от точного и эффективного планирования собственной деятельности, а также постоянного сбора информации о состоянии рынков, личной перспективы и собственных возможностей. Все это позволит сформировать определенную тактику и стратегию деятельности предприятия.

Российские предприятия имеют большой опыт плановой прогнозной работы, который не следует игнорировать. Однако, современная ситуация требует смещения акцента с производственной стороны проектов на рыночную. Необходима оценка финансового планирования и прогнозирования, платёжеспособного спроса на продукцию, состояния конкуренции, анализа экономической и финансовой устойчивости и результативности.

Трудности становления финансового планирования и прогнозирования на предприятиях в настоящее время обусловлены тем, что современная законодательная база и реализация принятых решений в сфере финансового планирования и прогнозирования не всегда имеют достаточное научное и правовое обоснование, экономическая модель финансового планирования и прогнозирования окончательно не определена, а её конкретный финансовый механизм прогнозирования, анализ, инвестиционная политика нуждаются в коррективах и в сопоставлении с зарубежной практикой.

Методология планирования и прогнозирования финансового состояния как важнейшие элементы финансового менеджмента становятся на российских предприятиях особой сферой специальных прикладных исследований, ибо рыночные условия с непреложностью требуют достоверной, надёжной информации для хозяйствующих субъектов, особенно на фоне банкротства ряда российских предприятий.

Как показывает мировая практика, финансовое планирование и прогнозирование являются неотъемлемой частью управления финансами предприятия. планирование прогнозирование финансовый

Исследование финансового аспекта деятельности российских предприятий обозначает дальнейшее развитие рыночной экономики России, что предопределило актуальность темы исследования.

Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в работе компании велика. Данный анализ позволяет независимо оценивать итоги работы предприятия, определить воздействие внешних и внутренних факторов на основные показатели ее деятельности. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности позволит проанализировать отклонения от нормальных параметров работы по определенным признакам, предотвратить данные нарушения, а также сформулировать основу экономической политики предприятия.


Конечной целью анализа считается передача итоговых данных управляющим и другим заинтересованным лицам для принятия соответствующих решений, что в дальнейшем приведет к подбору адекватной стратегии для эффективной работы компании. В ходе данного анализа следует выявить соотношение внутренних ресурсов и потенциалов организации к задаче обеспечения и удержания конкурентных преимуществ, а также к задаче удовлетворения предстоящих потребностей рынка. Стремление к соответствию внешним условиям, стратегическим задачам и перспективам развития различает современный анализ финансово-хозяйственной деятельности от анализа, который преобладал в экономике советского времени.

Значимость и потребность выполнения анализа финансово- хозяйственной деятельности обусловлена постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с переменой логики планирования. В нынешних условиях, когда компания ограничена в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних средств и ресурсов компании должен стать исходным пунктом планирования ее работы.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности характеризуется многочисленными аспектами экономической жизни компании. В связи с этим, набор критериев эффективности производственно-хозяйственной деятельности регулярно изменяются из-за появления новых обстоятельств под действием внешних и внутренних факторов. Следовательно, можно сказать о том, что определенный перечень показателей, сфер деятельности и ресурсов, которые подвержены анализу, изменяются в связи с переменами условий функционирования компании.

Исследование проблем финансового анализа сопряжено с малой обеспеченностью отечественных компаний финансовыми ресурсами, таким образом, появляется существования потребность оптимального применения капитала предприятия.

Анализ и диагностика финансового состояния предприятия играет значимую роль в ходе оценки бизнеса. Выводы такого анализа и диагностики применяются во всех подходах к оценке бизнеса. Анализ финансового состояния содержит анализ бухгалтерского баланса и отчетов о финансовых результатах оцениваемой организации за минувшие периоды в целях выявления тенденции ее работы и определения основных финансовых показателей.

Определение финансового состояния предприятия на определенную дату дает возможность оценить, как предприятие управляло финансовыми ресурсами в течении определенного периода, а также, как оно использовало имущество и какова его структура, насколько эффективно использовало собственный капитал, каково отношения с кредитными организациями, дебиторами, акционерами и т.д.


Финансовый анализ, кроме того, показывает подлинное положение компании и уровня его финансовых рисков. Итоги такого анализа напрямую влияют на прогнозирование доходов и расходов компании.

Целью курсовой работы явилось исследование финансового планирования и прогнозирования на предприятиях.

На основании поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

-Определить место финансового планирования и прогнозирования в экономической деятельности предприятий, выявить их возможности и перспективы развития;

-Рассмотреть различные финансовые модели планирования и прогнозирования;

-Исследовать научно-практический аспект российского финансового планирования и прогнозирования на предприятиях;

Объектом исследования являются финансы. Предметом является теоретические вопросы проведения анализа и прогнозирования финансов.

При разработке положений применялись следующие методы исследования: системный анализ, логический и экономический анализ основ динамики и прогнозирования финансового состояния компании.

1. Характеристические особенности финансового планирования и прогнозирования, как первоочерёдного рыночного инструмента управления финансами

1.1 Характеристика основ финансового планирования и прогнозирования

Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, прошёл сложный путь и является достижением человеческой цивилизации.

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики, национального рынка. Сегодня не регулируемого государством рынка по существу в мире нет. Важнейшим рычагом государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития.


Прогнозирование – это процесс формирования прогнозов развития на основе анализа тенденций этого развития.

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций.

В условиях рынка потребность в финансовом планировании и прогнозировании на предприятиях не утрачивается, а наоборот возрастает. Рынок более требователен к качеству финансового планирования и прогнозирования, чем прежняя система директивного планирования. В новых экономических условиях за все неблагоприятные последствия своей деятельности ответственность несет предприятие.

Деятельность хозяйствующего субъекта невозможна без предвидения будущего, без прогнозирования перспективного развития. В условиях рынка финансовое планирование и прогнозирование необходимы для определения возможных целей развития предприятия, для выявления наиболее вероятных и экономически эффективных вариантов стратегических, долгосрочных, среднесрочных и текущих планов, обоснования направлений экономической и технической политики предприятия, предвидения последствий принимаемых решений и осуществляемых в каждый данный момент мероприятий. В условиях рынка финансовое планирование и прогнозирование становится одним из решающих научных факторов формулирования стратегии и тактики хозяйствующего субъекта[1].

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена:

-Общественным характером производства;

-Усложнением межотраслевых и региональных связей;

-Необходимость поддержания рациональных народнохозяйственных пропорций;

-Неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов;

-Деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию, т.к. экономические отношения стали более либеральными, свободными и предприятие рассчитывает только на собственные средства. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования[2].


Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

-Увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

-Высокая нестабильность внешних условий и факторов;

-Новый стиль руководства персоналом;

-Усиление центробежных сил в экономической организации;

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

-Неопределенность внешней (рыночной) среды;

-Возможность слияния или поглощения другой фирмой;

-Возможность монопольного установления цены реализации продукции;

-Контрактные отношения;

Следует также иметь в виду, что некоторые факторы влияния на экономику в целом, такие, например, как экономические кризисы, забастовки рассматриваются как риски и не поддаются (планированию) прогнозированию.

Финансовое планирование и прогнозирование не обошло стороной и государственное регулирование экономики в условии перехода к рыночным отношениям. Система прогнозирования, планирования и разработки программ социально-экономического развития становится действенным инструментом реализации экономической политики государства (в том числе политики планирования и прогнозирования).

Таким образом, в эпоху, когда скорость принятия качественных решений является главным фактором успеха, необходимо быть максимально подготовленным к любому развитию ситуации. Так как импровизировано принимать решения имеющие долгоиграющие последствия вряд ли возможно, по крайней мере вряд ли нужно, - возрастает потребность в прогнозировании развития ситуации, а также в планировании необходимых шагов.

В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования производственных факторов чрезвычайно большой. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию.

Это, в свою очередь, предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов их внутренней увязки и применения. Такой формой является планирование и прогнозирование производственной и финансовой деятельности предприятия. Ведь только оно позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности предприятия по выпуску продукции с имеющимся спросом и предложением на рынке.

1.2 Понятие и сущность планирования финансов