Файл: Прогнозирование и планирование финансов (Характеристика основ финансового планирования и прогнозирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Почти все экономисты согласны, что финансовое состояние предприятия, его стабильность и устойчивость зависят от итогов его производственной, финансовой и коммерческой деятельности. В случае если производственный и финансовый планы с успехом выполняются, то это благоприятно влияет на финансовое состояние компании. И напротив, в следствии недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит увеличение ее себестоимости, снижения выручки и суммы прибыли и, как результат, ухудшение финансового состояния компании и его платежеспособности. Таким образом, устойчивое финансовое состояние - результат грамотного, опытного управления всем комплексом условий, характеризующих итоги финансово - хозяйственной работы предприятия.

2.2.Методы финансового анализа предприятия

Технология выполнения анализа и диагностики финансово- хозяйственной деятельности компании содержит комплекс определенных способов , методов выполнения технико-экономического анализа. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Метод экспертных оценок используется в случаях, если решение установленной задачи параметрическими способами невозможно.

Экспертный анализ содержит достаточно много видов. К примеру: метод мозгового штурма базируется на включении специалистов в интенсивный творческий процесс. Чаще всего, экспертный опрос ведется среди работников, экспертов, руководящего звена. Также, информация, приобретенная из внешних источников (поставщики, конкуренты, и потребители и т.д.) может иметь значительную роль . Этот метод базируется на экспертных оценках и использовании электронно-вычислительной машины (ЭВМ).

Морфологический метод принадлежит к многообещающим методам, широко применяемым на практике. Он дает возможность систематизировать приобретенный набор альтернативных решений согласно всем допустимым сочетаниям вариантов и подбирать из них приемлемые, а потом более эффективные по экономическим аспектам. Очередность поиска лучшего решения складывается из следующего: задается четкое определение задачи; формируются отдельные этапы (стадии) деятельности; оформляется список возможных способов и средств выполнения каждой стадии; производятся записи каждого этапа и возможных путей их осуществления в виде матричной модификации (морфологического ящика); поочередной цепочкой объединяются компоненты "морфологического ящика" и разбираются полученные варианты достижения окончательной цели с точки зрения экономической целесообразности и возможности.


Рейтинговый метод базируется на сопоставлении между собой и расположении в конкретном порядке (ранжировании) отдельных показателей оценки итогов финансово-хозяйственной деятельности компании. Он подразумевает формирование рейтингов (ранжированных согласно определенным свойствам рядов) показателей.

Фактографический метод базируется на исследовании всех размещенных, зафиксированных фактов, определяющих финансово- хозяйственное состояние компании.

Мониторинг считается постоянным, систематизированным, подробным текущим наблюдением за финансово-хозяйственным состоянием компании.

Целью фундаментального анализа и диагностики финансово- хозяйственной деятельности компании считается установление внутренней стоимости его материального комплекса как единого итога технико- экономической деятельности. Фундаментальный анализ базируется на последующем принципе: каждый фактор обладает определенным значением, который проявляет определенное воздействие на итоговый результат финансово-хозяйственной деятельности компании.

Технический анализ обладает своей целью осуществления подробного, многостороннего анализа динамики отдельных параметров, показателей финансово-хозяйственной деятельности компании. Он базируется на построении диаграмм и графиков, исследовании факторов и показателей, их характеризующих[15].

Факторный анализ базируется на многомерном статистическом исследовании ряда условий, обладающих как отрицательным, так и положительным влиянием на результаты финансово-хозяйственной деятельности компании. Цель данного способа заключается в раскрытии генеральных, основных факторов, характеризующих основные итоги финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия. Факторы делятся на переменные и постоянные. К постоянным факторам принадлежат, к примеру, требуемые по технологии затраты материалов, сырья, электроэнергии на производство конкретного вида продукции, переменными факторами являются расходы на заработную плату, оплату дополнительных расходов на создание продукции.

Конъюнктурный анализ подразумевает изучение нынешнего состояния спроса и предложения продукции (работ, услуг) рассматриваемого предприятия. Он отображает экономическую и производственную обеспеченность данной компании, эффективность ее финансово-хозяйственной деятельности.

Математический анализ подразумевает применение математических способов и методов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности компании. Зачастую, при этом применяются расчеты арифметической разницы и процентных чисел . В рамках математического исследования применяется анализ[16]:


  • логарифмический;
  • дифференциальный;
  • кластерный;
  • интегральный.

Особую роль в наше время имеет повсюду применяющееся дисконтирование (процедура, обладающая целью учитывать не равноценность расходов и результатов, относящихся к различным периодам времени).

Статистический анализ, считающийся базой диагностики финансово- хозяйственной деятельности компании, содержит:

  • анализ относительных и средних величин;
  • группировку;
  • индексный метод;
  • графический анализ;
  • регрессионный анализ;
  • корреляционный анализ;
  • экстраполяционный анализ;
  • дисперсионный анализ;
  • метод главных компонент;

Основными способами (приемами) анализа и диагностики финансово- хозяйственной деятельности компании, зачастую, использующимися на практике, считаются:

  1. исследование производственной структуры финансовой системы; производственных действий, в том числе анализ системы разделения и кооперации труда работников согласно производственных процессов и всей хозяйственной деятельности;
  2. анализ структуры управляющей системы, процессов управления;
  3. систематический анализ управления производством с использовании различных технических средств с целью сбора, обработки, хранения и передачи данных, необходимых для своевременного принятия решений, учета и контроля за процессом производства.[17]

Важными компонентами анализа деятельности компании считаются группировка, структурирование и классификация отдельных компонентов, исследование качественных и количественных данных, формирование критериев и анализ эффективности функционирования компании.

1.3. Методы прогнозирования финансового состояния предприятия

Прогнозирование - это предсказание, предвидение, предстоящего развития выбранного объекта управления. Оно должно предшествовать планированию. Главная цель прогнозирования - это формирование научных предпосылок принятия управленческих решений.

Построение прогнозных моделей финансового состояния компании необходимо для формирования ведущей финансовой стратегии в области обеспечения организации финансовыми ресурсами, а также оценки его потенциала в перспективе. Она должна строиться на основании исследования реальных финансовых возможностей компании, внешних и внутренних факторов и затрагивает такие темы, как ценовая и инвестиционная политика, оптимизация основных и оборотных средств, распределение прибыли, собственного и заемного капитала. При этом основная роль уделяется раскрытию и мобилизации внутренних резервов повышения денежных доходов, разработке правильной политики распределения прибыли, максимальному сокращению себестоимости продукции и услуг, продуктивному использованию капитала предприятия на всех этапах его кругооборота.


Прогнозный анализ финансового состояния предприятия позволяет заранее дать оценку финансовой ситуации с учетом изменения внутренних и внешних условий.

Основанием формирования прогнозной модели финансового состояния организации считается прогноз объема продаж и необходимого объема ресурсов.

В большинстве случаев, выделяют четыре метода прогнозирования финансового состояния организации:

  • метод бюджетирования;
  • метод прогнозных балансов;
  • метод экстраполяции;
  • метод сроков оборачиваемости.

Метод сроков оборачиваемости прогнозирования построен на исследовании длительности финансового цикла. Но данный метод имеет минусы, так как сроки оборачиваемости не считаются нормативными, а меняются под влиянием различных факторов и, следовательно, требуется прогнозирование и уточнение.

Метод бюджетирования детально описан авторами Н.А. Русак, И.А. Бланком и О.Ф. Ефимовой он базируется на планировании расходования и поступления денежных средств от основной, инвестиционной и финансовой деятельности[18]. Расчет отклонений среди поступлений и выплат показывает планируемую перемену денежных средств и формирует основу для принятия оптимальных решений. Прогнозирование денежных потоков представляет возможность определить объем недостатка или избытка денежной наличности в обороте предприятия. Выполнимость прогнозов расходования и поступления денежных средств зависит от уровня их неопределенности.

Создание прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках считается одним из методов финансового прогнозирования. Данный метод детально описан О.В. Ефимовой, Д.А. Панковым. Прогнозная отчетность формируется на конец каждого месяца, квартала или года. Она дает возможность дать оценку и определить изменения, которые случатся в активах организации и источниках их формирования на предполагаемый период времени.

Прогнозный баланс составляется как на основании системы плановых счетов всех показателей производственно – финансовой деятельности, так и на основании динамики отдельных статей баланса и их соотношений.

Сопоставление фактических значений статей баланса на конец отчетного периода с прогнозными значениями даст возможность определить, какие перемены могут случиться в финансовом состоянии организации, это позволит вовремя внести корректировки в его производственную и финансовую стратегию.

Анализ чувствительности считается также одним из результативных методов прогнозирования финансового состояния предприятия. Этот метод дает возможность оценить гибкость всех продуктивных показателей к изменению внешних и внутренних факторов, а также их воздействие на принятие какого-либо управленческого решения.


Результатом неплатежеспособности в длительном периоде является утрата всего имущества в случае официального признания организации банкротом.

Главным финансовым признаком банкротства считается неспособность предприятия реализовать требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков оплаты. По истечению этого срока кредиторы имеют право на обращение в арбитражный суд о признании компании - должника банкротом.

Савицкая Г.В. Предлагает следующее определение понятия банкротство.

Банкротство – признанная арбитражным судом или объявленная должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей[19].

Методы диагностики вероятности банкротства основаны на следующих применениях:

    1. анализа обширной системы индикаторов;
    2. ограниченного круга показателей;
    3. интегральных показателей, рассчитанных с помощью:
  • скоринговых моделей;
  • многомерного рейтингового анализа;
  • кризис прогнозных моделей, разработанных с помощью эконометрического инструментария.

При применении данного метода, признаки банкротства, как правило, разделяют на две группы[20].

Первая группа – показатели, оповещающие о вероятных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в перспективе:

  • низкое значение коэффициентов ликвидности и стремление к их снижению;
  • недостаток собственного оборотного капитала,
  • увеличение до критических пределов объема заемного капитала в общей его сумме;
  • регулярное повышение длительности оборота капитала;
  • присутствие постоянной просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
  • принудительное применение новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;
  • существование сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции, и т.д.

Вторая группа – показатели, которые обладают неблагоприятными значениями, таким образом, не дают возможность расценивать текущее финансовое состояние как критическое, однако, оповещают о вероятности его резкого ухудшения в будущем при неприменении действенных мер:

  • потеря основных контрагентов;
  • чрезмерная зависимость предприятия от какого - либо конкретного проекта, актива, рынка сбыта, вида оборудования, рынка сырья;
  • неритмичная работа, вынужденные простои;
  • недооценивание обновлений техники и технологий;
  • дефицитность капитальных вложений;
  • непродуктивность долгосрочных соглашений.