Файл: Системный подход к менеджменту (Возникновение и история развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) часть этапов полного цикла по выработке управленческих воздействий может выполняться другими органами;

2) управление в социальных системах всегда имеет неформальную сторону, которая возникает произвольно и зачастую не может быть четко выявлена или подвержена регламентации. Следовательно, когда решается задача формирования организаций и структуры управления ими, необходимо в каждом конкретном случае определять и по возможности формулировать исходные предпосылки.

Ключ к этому – системный подход к организации, рассмотрение характеристик системы управления не изолированно, а в совокупности связей и отношений с внешней средой, целями, производственно-технической базой, персоналом организации. Собственно же управляющую подсистему в организации можно охарактеризовать четырьмя внутренне сложными переменными, к которым относятся организационная структура, процессы управления, стиль руководства, трудовое поведение.

С другой стороны, управление промышленным предприятием в рыночных условиях представляет собой постоянно осуществляемый процесс воздействия на количественно-качественное состояние структуры его ресурсов с целью обеспечения баланса ресурсных возможностей с потребностями рынка.

Для проектирования эффективной системы управления необходимо тщательно сформулировать конечную цель системы и затем рядом последовательных шагов разложить ее на основные процессы, субпроцессы. Подобное разложение требует хорошего знания объектов управления и в значительной степени является искусством, так как разложение многовариантно. В разработанной нами модели процесса системы менеджмента качества угледобывающего предприятия за основу декомпозиции мы взяли такие правила, как разложение сложной цели на составляющие ее подцели; по последовательности работ; разложение по уровням субъектов управления.

Рис. 3. Организационно-функциональная структура системы управления промышленным предприятием

В связи со сложностью, комплексностью содержания и многообразием социально-экономических и производственно-технических аспектов деятельности промышленного предприятия система целей управления классифицируется, ранжируется по значимости. На этой основе разрабатываются направления развития системы управления промышленным предприятием, которые согласуются с функциями управления (рисунок 3).

Из имеющихся теоретических работ можно сделать вывод, что развитие системы управления предприятием целесообразно рассматривать как развитие совокупности составляющих систему элементов – базу реализации процесса управления [6, 7, 8]. В их числе:


- циркулирующая в системе управления информация и информационные технологии;

- организационная и вычислительная техника для решения управленческих задач;

- аппарат управления;

- функции управления;

- организационная структура;

- методы управления.

Указанные организационные блоки для лучшей результативности системы управления дополняются функциональным блоком, в котором выделяются управленческие решения мотивационного, регулирующего и контролирующего воздействия на различные процессы деятельности предприятия – от запуска до реализации его производственной программы.

Различают несколько типов организационных структур – линейные, линейно-штабные, функциональные, программно-целевые, матричные и другие. Формирование организационных структур основывается на законе взаимосвязи элементов управляющей системы, на основе которой создается механизм развития управления предприятием, его внутреннее содержание, внешняя форма и особенности уровней управления с дополняющими элементами и связями как производными научно-технического и общественного прогресса.

При определении состава и классификации функций управления исходят из особенностей производственного процесса, процесса управления, увязки функций по времени и месту реализации по уровням управления.

Неотъемлемый элемент современных систем управления – информация, которая составляет предмет и содержание управленческой деятельности. Существенное изменение информации придает ей преобразующий характер, роль которого реализуется на основе компьютеров, видеоинформационных систем связи, обработки и передачи данных, банков данных, базы знаний, экономических и математических моделей, программ и алгоритмов, информационных технологий и других составляющих информационных систем.

В современных условиях от информационной составляющей системы управления зависит оперативность управленческих решений и эффективное вхождение на соответствующие товарные рынки, что очень важно для предприятий в условиях постоянно расширяющейся конкурентной среды. Для информационной составляющей системы управления на предприятии свойствен специфичный аспект, выражающийся в участии персонала предприятия в управлении через так называемую «неформализованную» информацию, носителем которой он является, реализуя производственные программы. При этом в зависимости от мотивированности и компетентности персонала в той или иной степени активизируется сам процесс управления. Таким образом, на современном этапе менеджмент промышленного предприятия необходимо рассматривать как систему взаимосвязанных управленческих, производственных, обеспечивающих и других процессов, основывающихся на новых информационных технологиях и методах управления, совершенствование которых, в свою очередь, будет способствовать результативной деятельности всей системы. На наш взгляд, эффективность любой системы управления предприятием определяется ее вкладом в достижение целей организации, что предполагает определение целенаправленных компонентов, обеспечивающих высокую эффективность управленческого воздействия на различных стадиях реализации производственной программы предприятия.


2.2. Анализ функционирования системного подхода в современных условиях

Функционирование системного подхода в современных условиях креативных решений. .В последнее десятилетие наблюдается тенденция постоянного возрастания организационно-управленческих новаций в деятельности предприятий. Этому способствует формирование и развитие в системе управления предприятий подсистем креативного менеджмента.

Менеджмент на предприятии представляет собой управление разработкой, принятием и реализацией нестандартных управленческих решений и организационно-управленческих новаций в условиях неопределенности. менеджмент отражает специфический аспект управления организацией в условиях непредсказуемости, нестандартных и кризисных ситуаций. Для нас сегодня менеджмент является эффективным инструментом решения трудноразрешимых задач, принятия эффективных нетрадиционных и оригинальных управленческих решений и управленческих новаций.

С позиции системного подхода креативный менеджмент представляет собой подсистему инновационного менеджмента, обеспечивающую способность субъектов управления выдвигать и развивать новые идеи, которые набирают форму научной или технологической информации [1, с. 189].

Основными элементами системы креативного менеджмента выступают: цели; субъекты; функции; методы; показатели, характеризующие результативность; информация и коммуникации (Прилож.. 1).

Методологической основой инструментария креативного менеджмента является системно-креативный анализ. Именно сочетание, с одной стороны, системности, то есть познания специфических особенностей взаимосвязей, взаимозависимостей и закономерностей взаимодействия элементов системы конкретной организации, конкретного предприятия, с другой, возможность применения инструментов и методов, техник и технологий принятия креативных (нестандартных, оригинальных) управленческих решений позволяет решить проблему создания эффективных систем креативного менеджмента. 

Механизм креативного менеджмента представляет собой комплекс применяемых специфических инструментов, методов и средств управления, взаимодействие которых обеспечивает разработку и реализацию нестандартных управленческих решений и новаций в условиях неопределенности.


Инструменты креативного менеджмента - это совокупность принципов и методов разработки и реализации нестандартных управленческих решений и управленческих новаций в условиях неопределенности для достижения целей и результатов, решения стоящих перед организацией задач.

Результативность креативного менеджмента значительно повышается при его сочетании с креативным маркетингом. Креатив-маркетинг - это выражение ориентированного на рынок креативного стиля мышления, направленного на создание креативного продукта (услуги) [3, с. 41]. 

Современный потребитель покупает продукт не только для того, чтобы предметно и функционально его использовать, и не столько сам продукт, сколько факт личной истории, самоидентификацию и социальное самопозицирование. В этом смысле для современного потребителя важной становится не материальная часть продукта, а та его «ценностная составляющая» и, в частности, «креативная компонента» этой составляющей. Разумеется, укрепляется и обратная связь - достаточно точное соответствие продукта креативным предпочтениям потребителя вызывает в ответ сильную, однако не всегда осознанную мотивацию к покупке и длительную лояльность к продукту, марке и бренду.

Создавая креативный продукт или услугу в условиях маркетинговой ориентации, предприятия преследуют цель - получить конкурентные преимущества на рынке, выделиться из множества конкурирующих субъектов, воздействуя на потребителя нестандартными решениями. Говоря о креативных продуктах или услугах, следует помнить, что креативность подразумевает творческое применение чего-либо существующего, носящего адаптивный характер. При этом возникает поиск новых методов неценовой конкуренции, что обусловливает необходимость воздействия на чувства и эмоции потребителей.

Таблица 2. Взаимосвязь комплекса маркетинга и креативности [3, с. 44]

Сферы

Проявления креативности

Маркетинговые

исследования

Креативность проявляется при разработке новых способов исследования рынков различных товаров и услуг, тля которых не применяются в потной к^те существующие (известные) методы исследования. Для получения различной информации часто приходится прибегать к нестандартным шагам, оригинальным решениям.

Товарная политика

Креативность в товарной политике связана с процессами разработки и вывода на рынок новой продукции или услуг, улучшением сервисного обслуживания и т.п. Креативность может проявляться в решениях по «приспособлению» товара или услуги к потребностям динамичного рынка, го есть совершенствование старого (вкус, рецепт, упаковка / размеры, графика) или создания нового товара (расширение существующей линии марки) и его творческом позиционировании.

Ценовая политика

Креативность проявляется при решении вопросов о способах установления цен на ту или иную продукцию, совершенствование ценообразования, при маневрировании ценам с целью повышения эффективности продаж и т.п.

Сбытовая политика

Креативность связана с совершенствованием процессов распределения продукции, созданием новых каналов ебьпа. выработкой нестандартных способов охвата рынка и завоевания лояльности клиентов и др.

К оммунтткационная политика

Креативность связана с разработкой и реализацией рекламных кампаний, проведением маркетинговых акций, построением политики стимулирования оптовых, розничных организаций, конечных покупателей, совершенствованием продаж, улучшением имиджа.

Кадровая политика

Управление персоналом также невозможно без креативных решений, которые проявляются в сочетании различных требований к персоналу, выборе средств контроля эффективности подходов к подготовке н мотивации работников.


Основой разработки креативной маркетинговой стратегии выступает ассоциативное нестандартное восприятие потребностей рынка и умение выбрать нетрадиционный вариант комплекса маркетинга (табл. 2).

Рис. 4. Элементы системы креатив-маркетинга

Таким образом, систему креатив-маркетинга можно представить как совокупность элементов: комплекса (рис. 4) маркетинга, комплекса потребителя, комплекса креативной комбинаторики.

Выводы по главе 2

Подводя итог, можно сказать, что креатив-маркетинг и креативный менеджмент направлены на поиск методов и способов удовлетворения потребностей рынка, предлагая потребителю новую оригинальную концепцию креативного маркетинг- менеджмента, новые нестандартные обстоятельства и решения с учетом сложившейся конъюнктуры, опыта, знаний, поведения потребителей.

Заключение

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Несомненно, современный руководитель должен обладать системным мышлением. Системное мышление не только способствует развитию новых представлений об организации, но и обеспечивает разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.