Файл: Системный подход к менеджменту (Возникновение и история развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для анализа сложных объектов и процессов, которые там происходят, используют системные направления, включающие в себя: системный подход, системные исследования, системный анализ (системологию, системотехнику и т. п.).

Таким образом, решение проблемы сводится к решению математической задачи, как правило, оптимизационной. Примерами хорошо структурированных проблем являются уже упоминавшиеся задачи теории оптимального управления, исследования операций и теории принятия решений, а примером формализованных методов является математический аппарат этих типов задач.

Системный подход предполагает единство системы и среды, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих воздействие на взаимодействие элементов системы.

Школа социальных систем возникла во второй половине XX века. Она сформировалась на основе социологических подходов, позже получивших название системных, представляющих организацию в виде социальной системы. Системный подход рассматривает организацию как целостную многофункциональную динамичную систему, которая состоит из различных взаимосвязанных элементов (подсистем).

Наибольшее влияние на формирование системного подхода в социологии оказали такие зарубежные и российские социологи как Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Д. Фрэнсис, П. Друкер [1], Ч. Бернард, А. Этциони, А.А.Богданов, А.Уемов, Ю.Урманцев, М.Месарович, А.Берг, В.Г.Афанасьев, Б.З.Мильнер [2], Э.А.Смирнов и др.

Цель исследования - анализ предложений по системному анализу эффективности управления.

Основные задачи. Для достижения поставленной цели исследования планируется решить следующие частные задачи:

1. Изучить основные параметры системного анализа.

2. Исследовать организационную структуру и особенности управленческой деятельности.

3. Разработать предложения по оценке эффективности управления.

Объект исследования - управленческая деятельность.

Предмет исследования - системный анализ.

Научная новизна работы. Обоснована оценка эффективности управления. Выявлены особенности системного анализа и организационного построения управления.

Научно-практическая значимость заключается в том, что на основании системного анализа организационной-штатной структуры, а также показателей деятельности, предложен вариант оценки эффективности управления. Это позволяет оперативно выявлять и устранять недостатки в управленческой деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические особенности управления. Выделены аспекты, касающиеся управления решениями. Вторая глава посвящена объекту, предмету и методам исследования.


Глава 1. Содержание и специфика системного подхода к менеджменту

1.1. Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту

Термин «системный подход» начал применяться в первых работах, в которых элементы общей теории систем использовались для практических приложений. Используя этот термин, подчёркивали необходимость исследования объекта с разных сторон, комплексно, в отличие от ранее принятого разделения исследований на физические, химические и др.

В настоящее время системный анализ является наиболее конструктивным направлением системных исследований и развивается как методология решения сложных слабоструктурированных проблем в любой области человеческой деятельности, в том числе в технике, экономике и управлении.

Плохо структурированной называется такая проблема, которая не может быть сведена к формализованной постановке вследствие недостаточных знаний о ситуации, лежащей в основе проблемы. Примерами плохо структурированным проблем являются проблемы творческой деятельности, в том числе инновационной, а также проблемы взаимоотношения между людьми. В основе решения плохо структурированных проблем лежат эвристические процедуры либо практический опыт [4].

Слабо структурированной называется проблема, сочетающая свойства как хорошо, так и плохо структурированных проблем. К числу наиболее актуальных слабоструктурированных проблем относятся проблема принятия оптимальных решений и их реализация применительно к управлению большими организационно-социальными системами.

Применительно к организациям такого типа проблема принятия и реализации оптимального решения в задачах управления сводится в основном к проблемам планирования, учёта и диспетчирования. В связи с усилением внимания к программно-целевым принципам в планировании в 80-90-х годах XX века термин «системный анализ» стал практически неотделим от терминов «целеобразование» и «программно-целевое планирование и управление» [12]. В работах этого периода системы анализируются как целое, рассматривается роль процессов целеобразования в развитии целого, роль человека. При этом оказалось, что в системном анализе не хватает средств интеграции: развиты в основном средства расчленения на части, но почти нет рекомендации, как при расчленении не утратить целое (эта проблема получила название «проблема синтеза»).


Поэтому в настоящее время наблюдается усиление внимания к роли неформализованных методов при проведении системного анализа и сочетанию этих неформализованных методов с формализованными.

Актуальность проблемы сочетания формальных и неформальных методов при проведении системного анализа применительно к процедурам принятия решений обусловлена тем, что эти методы являются научной основой оптимального управления.

Основываясь на основных оригинальных работах в области системного анализа применительно к проблеме принятия решений в управлении, рассмотрим методологию проведения системного анализа, выделяя следующие семь взаимосвязанных этапов.

• Этап 1 - формирование понимания проблемы.

• Этап 2 - формирование дерева целей.

• Этап 3 - разработка альтернатив, т.е. вариантов и средств достижения поставленных целей.

• Этап 4 - выявление потребных ресурсов и ограничений в них.

• Этап 5 - анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов.

• Этап 6 - процедура принятия решения.

• Этап 7 - реализация принятого решения.

В значительной мере данная классификация этапов системного анализа совпадает с классификацией, приведенной в работе А. Холла [7].

На рис. 1 указаны взаимосвязи между вышеназванными этапами.

Рис. 1. Взаимосвязь этапов системного анализа

Между этапами «Формирование понимания проблемы» и «Формирование дерева целей» существует двухсторонняя связь. Недаром в ряде работ их меняют местами, а некоторые авторы эти два этапа объединяют в один. Это объясняется тем, что нельзя сформулировать генеральную цель, не имея каких-то представлений об условиях, при которых будет осуществляться ее реализация.

Эти представления могут быть достаточно приближенными, но, тем не менее, они позволяют сформулировать первоначальный вариант генеральной цели, пусть даже в виде некоторой декларации о намерениях [1].

С другой стороны, весь процесс принятия решения определяется сформулированной генеральной целью, т.е. уже на первых шагах выполнения первого этапа необходимо иметь в виду ту генеральную цель, на достижение которой должно быть направлено искомое принятие решения.

Таким образом, первые два этапа системного анализа основаны на рекурсивных процедурах обмена информацией и в значительной степени протекают параллельно.

Параллельно с этапами 1 и 2 выполняются этапы 3 и 4 «Разработка альтернатив» и «Анализ ресурсов». В свою очередь, результаты выполнения этапов 2,3 и 4 являются исходной информацией для выполнения этапа 5 «Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов». Ключевой этап 6 «Принятие решения» выполняется с использованием результатов этапа 5, а завершающий этап «Реализация решения» связан обратной связью с этапом 2 «Определение целей» [10].


Такая последовательность этапов системного анализа применительно к управлению является наиболее эффективной, в связи, с чем нарушение этой последовательности приводит к снижению эффективности процесса управления.

Таким образом, уяснение задачи начинается со сбора сведений, касающихся анализируемой проблемы. На начальных фазах процесса понимания проблемы требуется исследовать все аспекты, относящиеся к проблеме [12].

1.2. Основные характеристики системного подхода к менеджменту

Для упорядочения процедур проводимого анализа рекомендуется все «окружение» анализируемой проблемы делить на три группы:

а) физическое и техническое;

б) экономическое;

в) социальное.

Физическое и техническое окружение включает: существующие системы, используемые в них методы, достигнутый уровень технического и технологического развития, природное окружение ит.д.

К экономическому окружению относятся экономические условия для анализируемой проблемы.

К социальному окружению анализируемой проблемы относятся общественные и индивидуальные человеческие факторы [2].

Для формализации проблемы на данном этапе следует выполнить следующее.

1. Перечислить все параметры входные, выходные, управляющие, состояния в отдельных списках по системе в целом и по каждой из выделенных на данном этапе ее подсистем.

2. Описать полностью каждый параметр с учетом выявленных ограничений.

3. Провести классификацию выделенных параметров, например, в зависимости от того, несут ли они информацию, энергию или материалы [2].

Для правильного определения генеральной цели и дерева целей необходимо осуществлять прогнозирование состояния проектируемой системы на некоторый момент времени.

В связи с этим обычно вводят понятие пространства ситуаций С, которое образовано параметрами объекта управления и определяет состояние системы на текущий момент времени Т На этой основе формируется упрощённая имитационная модель объекта управления, исследование которой и обеспечивает получение информации, необходимой для успешного выполнения этапа 2 «Формирование дерева целей».

Как уже отмечалось выше, определение целей является центральным этапом методологии системного анализа [9].

Поскольку глобальную цель обычно не удается непосредственно связать со средствами ее достижения, то осуществляется декомпозиция генеральной цели на более мелкие, локальные цели, позволяющие выявить средства их достижения. Поэтому центральным методом системного анализа стал метод поэтапного расчленения генеральной цели на составные элементы, названный методом построения дерева целей.


Как известно, «дерево» в теории графов - связный граф, не имеющий циклов. «Дерево» можно определить также как множество А, на котором задано отношение древесного порядка.

Типичная иерархическая структура дерева целей приведена на рис. 2.

Элементы дерева на рис. 2 называются также вершинами графа, а стрелки, соединяющие вершины, - дугами графа.

Рис. 2. Типичная иерархическая структура дерева целей

Для древовидной структуры характерно то, что в каждую вершину, кроме а0, входит единственная дуга и из каждой вершины выходит несколько дуг.

Вершины, над которыми вершина а, непосредственно доминирует, называются ее окрестностью. Окрестность корня (нулевой уровень иерархии) образует первый уровень (ярус) вершин дерева. Окрестности всех вершин первого уровня образуют второй уровень и т.д.

Дерево является удобным средством для представления существующих в системе иерархий. Корень дерева отождествляется со всей системой, а уровни дерева с подсистемами и элементами.

Таким образом, одна из главных задач построения дерева целей - установление полного набора средств, обеспечивающих достижение поставленной генеральной цели, и выявление связей между этими средствами.

Следует отметить, что как формулировка целей, так и процесс построения дерева целей являются процессами творческими, относящимися к неформальной части системного анализа [4].

Непременным условием эффективного применения вышеперечисленных принципов и подходов к построению дерева целей является наличие глубоких профессиональных знаний и опыта аналитика.

Поскольку цели неотделимы от средств их достижения, то следующим после этапа «Определение конечных целей» является этап, основным содержанием которого является разработка альтернативных вариантов реализации поставленных целей.

На этом этапе одной из главных особенностей системного анализа является поиск новых альтернатив. В связи с этим в руководствах по системному анализу часто подчеркивается, что аналитик мог бы принести значительно большую пользу, если бы занимался не подробной оценкой очевидных путей достижения целей, а поиском новых, подчас неочевидных и неожиданных альтернатив [6].

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с поиском альтернатив для случая, когда генеральной целью является формирование сложной организационно-технической системы. В этом случае этап разработки альтернатив связан с решением принципиальных вопросов, относящихся к структурной организации и процессам функционирования создаваемой сложной системы.