Файл: Системный подход к менеджменту (Возникновение и история развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с общей схемой системного подхода, изложенной в начале главы, при разработке различных вариантов (альтернатив) обычно поиск осуществляется по следующим фазам:

Элемент → структура → функционирование.

При проработке первых двух фаз создается морфологическое описание системы и проводится структурный анализ, включающий:

• выделение существенных элементов и параметров;

• выбор адекватных соотношений между ними;

• построение структурных моделей, т.е. структур, получаемых на подмножествах выделенных элементов с учетом различных отношений; чаще всего в качестве таких структурных моделей используются графы.

Следующая после структурной фазы следует фаза, связанная с разработкой функциональных аспектов проектируемой системы.

На начальных этапах проектирования одну их наиболее сложных и ответственных проблем представляет разработка оптимальных принципов функционирования системы. При этом с учетом выполнения поставленных целей формулируются:

• перечень задач, посредством решения которых осуществляется реализация элементов дерева целей;

• распределение функций между органами управления различных уровней;

• объемы, виды, формы и сроки представления информации между объектами системы;

• критерии и показатели эффективности функционирования системы [3].

На дальнейших стадиях разработки важное значение приобретает отработка конкретных вопросов выполнения функций управления. Для этого разрабатываются модели функционирования отдельных элементов системы, которые объединяются в единую функциональную модель всей системы, позволяющую исследовать ее поведение во времени и во всевозможных ситуациях.

Наиболее подходящим инструментом для таких исследований являются уже упоминавшиеся ранее имитационные модели.

Содержание этапа «Анализ ресурсов» заключается в выявлении:

1) потребных ресурсов по процессам жизненного цикла;

2) ограничений по отдельным видам ресурсов;

3) возможности замещений ограниченных видов ресурсов. Основным подходом к анализу ресурсов является оценка потребных ресурсов для полного жизненного цикла системы: от формулировки концепции системы в виде технического задания до снятия ее с эксплуатации.

В соответствии со структурой жизненного цикла системы вводят три ресурсные категории:

1) исследовательские, включающие подробные ресурсы от момента формулировки концепции до ее реализации;

2) исполнительные, включающие потребные ресурсы от момента формулировки концепции до ее реализации;


3) эксплуатационные, учитывающие потребность в ресурсах для эксплуатации, обеспечения и ремонта оборудования за весь период функционирования системы [9].

При этом в каждой категории надо учитывать различные виды ресурсов: энергетические, материальные, людские, информационные, финансовые и т.д.

Анализ ресурсов основан на использовании моделей расхода этих ресурсов. Обычно модели расхода ресурсов выражаются стоимостью как универсальной шкалой измерения ресурсов. Однако для дефицитных видов ресурсов она может быть выражена также в натуральном виде.

Альтернативы, разработанные на предыдущих этапах системного анализа, должны быть проанализированы на выбор наиболее эффективных вариантов с точки зрения достижения поставленных целей. Этот анализ (цель которого - сократить количество альтернативных вариантов до минимума) и составляет содержание данного этапа.

Содержание планирования заключается в разработке модели деятельности, обеспечивающей выполнение принятого решения в заданные сроки.

Применительно к управлению, планирование сводится к разработке большого количества взаимосвязанных планов на разных иерархических уровнях управления — от стратегических планов и социальных планов на высших уровнях управления до сменных заданий на уровне отделения [8].

Содержание социального процесса «учет» состоит в сборе информации о фактических результатах, связанных с выполнением планов, содержание контроля сводится к определению расхождения между планом и фактом, а целью анализа является выявление причин расхождения между планом и фактом.

Выводы по главе 1

Инновации используются не только в высоких технологиях, но и в сфере управленческих решений [6–8]. Для выполнения задач, стоящих перед организацией, необходимы изменения системы управления организации на основе новых технологий. Организация, желающая работать качественно, должна воспользоваться инновационными подходами в менеджменте [9,10]. Менеджмент зависит от развития рыночной системы хозяйствования, приспосабливающийся к производственной деятельности организации. Деятельность, направленная на достижение цели организации, характеризуется взаимосвязанными деловыми акциями, обеспечивающими функции управления.


Глава 2. Системный подход к менеджменту в современных условиях

2.1. Особенности системного подхода к менеджменту в ХХI веке

В XXI веке всё чаще возникают проблемы в экономике, требующие изменений в теории и практике управления. Ослабление макроэкономической ситуации, вызванное падением мировых цен на нефть, ухудшение общественной среды, связанное с повышением уровня бедности и падением инфраструктуры – всё это влечет за собой значительные перемены и инновационные подходы в менеджменте. Продолжает ухудшаться ряд социальных факторов: снижается средняя продолжительность жизни, увеличивается смертность людей непенсионного возраста и т.д. [1–3].

Современные трактовки менеджмента интегрируют системный и процессный подходы к менеджменту как наиболее оптимальный, эффективный и целостный подход к управлению предприятием. Так, например, в исследованиях американских ученых дается определение менеджмента как «социального процесса, включающего в себя ответственность за эффективное и экономически рациональное планирование и регулирование деятельности организации, направленной на достижение поставленных целей» [2, 3].

Под влиянием концепции системного подхода к управлению произошло существенное развитие прикладных направлений менеджмента.

Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным под влиянием концепции системного подхода к управлению приведены в табл.1.

Таблица 1. Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным под влиянием концепции системного подхода к управлению

Направление прикладного менеджмента

Характеристика развиваемых положений концепции системного подхода к управлению

1

Менеджмент организации

Управление организацией как совокупностью взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение поставленных целей в условиях изменяющейся внешней среды, рационально адаптируемой к объективным внешним факторам и при необходимостипродуктивно трансформируемой при изменении субъективных внутренних факторов [28].

2

Производственный менеджмент

Реализация концепции системного подхода к управлению на производственных предприятиях на основе использования следующих достижений науки [29]:

1) концепции управления производственным предприятием «Бережливое производство» Тайити Оно и Сигео Синго [30]:

  • основанной на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь (связанных с перепроизводством, простоями (потери времени из-за ожидания), ненужной транспортировкой, лишними этапами обработки, лишними запасами, ненужными перемещениями, выпуском дефектной продукции);
  • предполагающей вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию производства на потребителя на основе принципов: определения ценности конкретного продукта; формирования рационального потока создания ценности для этого продукта; обеспечения непрерывного течения потока создания ценности продукта; обеспечения для потребителя возможности вытягивать продукт; непрерывного стремления к совершенству.

3

Инновационный менеджмент

Внедрение в практику управления линейной модели инновационного процесса – модели

«технологического толчка» (К. Мисс, Дж. Лирмейкерс): «Исследование — Разработка —Создание малых партий продукции — Пилотное производство — Принятие в серийное производство» [31].

4

Логистика

Формирование логистического подхода к управлению хозяйственной деятельностью 1РL (First Рагtу Logistic). Фактически речь шла о построении системы выполнения всех логистических операций предприятие-производителем (автономная логистика) [32].

5

Стратегический менеджмент

Формирование П. Друкером концепции управления по целям, предполагающей, что управление начинается с выработки целей с последующим переходом к формированию функций и систем взаимодействия [33].

6

Управление качеством

Базируется на реализации управленческих подходов к концепции контроля качества и повышения эффективности продукции на уровне цехов – кружки качества (QC); инструментах, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов разработки и производства – семь базовых и семь новых инструментов качества (SBT, SNT); системе самоконтроля качества – нулевых дефектов (ZD); использования инженерных принципов для управления качеством – инжиниринга качества (развертывание функции качества (QFD), анализа характера и последствий отказов (FMEA), метода надежного проектирования по Г. Тагути) [34].

7

Управление персоналом

Базируется на концепции коллективных форм организации, подготовки персонала с учетом изменения его роли в организации (Г. Caймoн, Г. Дж. Левитт, Р. Шляйфер), в которой особое значение придавалось поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс. Такая философия менеджмента персонала создавала условия для проявления инициативы и развития самодисциплины [28].

8

Финансовый менеджмент

Развитие концепций финансового менеджмента на основе технологий диагностики банкротства, разработки основ бюджетирования, создания портфельных теорий инвестирования средств.

9

Управление проектами

Разработка концепции управления проектами на основе системы сетевого планирования и управления исследованиями и разработками новой техники, включая [35]:

  • метод критического пути (Critical Path Method, CPM);
  • метод техники оценки и анализа программ (проектов) (Program (Project) Evaluation and Review Technique, PERT)

Таким образом, концепция системного подхода к управлению послужила основой для интенсивного развития таких прикладных направлений менеджмента, как: менеджмент организации, производственный менеджмент, инновационный менеджмент, логистика, стратегический менеджмент, управление качеством, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление проектами.

Также представляется интересной и актуальной методология, интерпретирующая менеджмент как процесс, состоящий из определенных функций. Методология SADT (Structure Analysis and Design Technique) была разработана в 70-х гг. прошло столетия силовыми структурами США в оборонных целях [4]. В своей основе она состоит из утверждений, что деятельность состоит из функций, каждая из которых, имея аргументы трех основных видов, позволяет получить желаемый результат. Выделяются аргументы «вход», «управление», «механизм»; результат называется «выход». «Выходы» одной функции могут, в свою очередь, становиться «входами», «управлениями» или «механизмами» другой, возвращаться по обратной связи.

Помимо прочего, очень важным и полезным моментом данной технологии является многоуровневая структура получаемой модели, позволяющая рассматривать ее с различной степенью детализации. Так, практически любая функция может быть рассмотрена несколько подробнее, в виде составляющих ее функций, при этом остается возможным четко видеть, как она вписывается в ее окружение. Если не выполнена какая-либо из определенных моделью функций (при условии, что деятельность осуществляется строго по модели), то искать виновного нет необходимости, достаточно один раз взглянуть на схему. По нашему мнению, исключительное преимущество SADT заключается в простоте функционального контроля, настроенного на конструктивное решение возникающих отклонений. Здесь играет роль и сам вид модели – она сразу создается в графической, удобной для понимания и наглядной форме и всегда может быть детализирована на один уровень ниже. Всегда можно определить тот механизм, который послужил причиной невыполнения какой-либо функции. В этом случае необходимо обратить внимание на те предваряющие невыполненную функции, выход которых служит непоступившим аргументом. Когда такая функция найдена, то при условии, что необходимые для ее выполнения аргументы поступили, можно определить ее «механизм» как причину неполадки.

Процессный подход был впервые предложен основоположниками школы административного управления, которые попытались описать функции менеджмента. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. В противоположность этому сторонники процессного подхода рассматривают функции управления как взаимосвязанные. Так, например, А. Файоль, который является первооткрывателем этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его мнению, «управлять – значит предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [2].


На наш взгляд, некоторые авторы ошибочно трактуют процессы коммуникации и принятия решений как связующие процессы. Мы считаем, что они являются одними из основных функций менеджера. Чем эффективнее менеджер выполняет эти функции, тем эффективнее будут достигаться цели организации.

Задача совершенствования системы управления неразрывно связана с совершенствованием производственно-технической системы. Повысить эффективность деятельности организации можно как за счет применения более производительного оборудования, совершенных технологических процессов, прогрессивных материалов, экономного использования всех видов ресурсов, так и за счет воздействия на поведение людей, участвующих в процессах производства и управления.

Из имеющихся трактовок систем управления производственно-хозяйственной организацией нам представляется удачным определение Мельника М.В., который утверждает, что система «состоит из управляющей подсистемы и объекта организационного управления. Объект организационного управления – это работники и их деятельность, осуществляемая для достижения конечных целей организации (производственных, научно-технических, экономических, социальных), обеспечения наилучшего использования ее ресурсов и создания оптимальных условий и предпосылок для этого» [5].

Исходя из этой концепции, мы рассматриваем управляющую подсистему как часть производственно-хозяйственной организации, которая реализует процессы управления на основе использования специфических трудовых, информационных, материальных, финансовых ресурсов. Если рассматривать весь комплекс управленческо-информационных воздействий на трудовые и природноестественные процессы в производстве с широких позиций, то в конечном итоге эти воздействия осуществляются многими членами организации: руководителями, служащими в аппарате управления, инженерно-техническими работниками, рабочими. Управленческо-информационные воздействия могут также осуществляться внешними к организации системами, – взаимодействующими организациями или вышестоящими органами. Разнообразные управленческие воздействия на организацию реализуются как формально – через законы, постановления, директивы, приказы и т.п., так и неформально – через социальные и групповые нормы, установки и другие социальные и социально-психологические рычаги.

Если рассматривать проектирование и совершенствование организаций как рациональный научно обоснованный процесс, то его объект – это состав, структура, функции аппарата управления. Но при этом следует учитывать два момента: