Файл: Управление конфликтами в организации (Определение, виды и типы).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1 Определение, виды и типы конфликтов в организации
1.2 Понятие и особенности управления изменениями в организации
1.3 Особенности моделей управления организационными изменениям в условия конфликтной ситуации
1.4. Основные современные научно-практические подходы т к решению проблемы управления
1.5 Реакция на сопротивление стратегическим изменениям в конфликтных ситуациях
2.1 Общая характеристика ООО «Пеко»
2.2 Анализ управления изменениями в организации ООО «Пеко»
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления изменениями в ООО «Пеко»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нововведениям способствует группа людей или один человек. Эти люди своей инициативной деятельностью вносят новизну в процесс производства, их идеи направлены на удовлетворение потребностей общества в будущем, поэтому все их идеи отличительны от того, что уже существует. Таких людей принято называть инноваторами.
Главным фактором нововведений является социальный фактор, так как изменения коллектива организации напрямую связаны с изменениями в организационных системах. Прежде чем определить необходимое нововведение, руководителю нужно определить, на какой контингент работников это нововведение будет распространяться, чьи цели и интересы будет затрагивать, уровень образованности данных работников, а так же определить само отношение к нововведениям сотрудников и степень их готовности. Если же эти элементы не учитываются, то новшество, вводимое в организацию, может привести к разладу в организации, тем самым поставив ее под риск высоких убытков и исчезновения. Все нововведения требуют специального уровня готовности людей на предприятии для проведения того или иного новшества. Поэтому руководителю следует учитывать все социальные стороны в области, в которой проводится нововведение.
Цель написания курсовой работы – рассмотреть особенности управления конфликтами в организации при внедрении изменений.
Задачи исследования:
- рассмотреть определение, виды и типы конфликтов в организации;
- охарактеризовать понятие и особенности управления изменениями в организации;
- отметить особенности моделей управления организационными изменениям в условия конфликтной ситуации;
- проанализировать реакцию на сопротивление стратегическим изменениям;
- провести анализ практики управления стратегическими изменениями в конфликтных ситуациях на примере ООО «Пеко»;
- провести анализ управления изменениями в организации ООО «Пеко»;
- осуществить разработку рекомендаций по совершенствованию управления изменениями в ООО «Пеко».
Объект исследования – общественные отношения, связанные с изучением института сопротивления изменениям в организации.
Предмет исследования – сопротивление изменениям на примере ООО «Пеко».
Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.
При написании курсовой работы использовались научные статьи и публикации по теме исследования.
1 Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1 Определение, виды и типы конфликтов в организации
Термин «конфликт» с латинского conflictus объясняется как «столкновение» противоположных интересов, взглядов или серьёзное разногласие, острый спор.
В теории управления понятие «конфликт» имеет несколько толкований, каждое из которых содержит определённое направление разногласий между двумя или более сторонами, преследующими свои цели.
Направления разногласий определяют основные симптомы возникновения конфликтов:
существование обстоятельств, воспринимаемых противоборствующими сторонами конфликтными;
наличие ситуации, когда конфликт не может быть разрешён с удовлетворением требований всех противоборствующих сторон;
наличие стремления у противоборствующих сторон продолжать конфликтное взаимодействие до полного удовлетворения своих требований.
Конфликты в организации приобретают различные формы: от противоборства внутри одной организации отдельных членов коллектива (межличностный конфликт), до противостояния отделов, бригад, структурных подразделений (межгрупповой конфликт). Кроме внутренних конфликтов организация может сталкиваться с конфликтами, обусловленными разногласиями с другой организацией, чаще всего одной отрасли [12, с. 108].
Любая социальная организация людей неизбежно сталкивается с различными видами конфликтов, вызванных должностными обязанностями, направлением производственной деятельности организации, характерами, нравами, национальной принадлежностью, возрастом, полом и прочими характерными признаками участников производства, влиянием внешней среды, политической обстановкой в стране и т.д. Любой конфликт приводит к дестабилизации обстановки в организации, дополнительным затратам финансовых средств и моральных сил для устранения его негативных последствий. При этом следует отметить, что конфликты служат показателями динамической стабильности организации, её развития, а не глубокого застоя, как их отсутствие.
Минимизация негативного влияния последствий конфликтов на реализацию стратегических целей и обеспечение нормального хода работы организации становится возможной, при условии выполнения ряда последовательных действий, первостепенными из которых являются: установление причин, способствовавших возникновению конфликта, а также его типа.
По составу конфликтующих сторон все конфликты, возникающие в организации, условно делятся на три типа: [6, с.149]
Личность – личность;
Группа – группа;
Личность – группа.
Тип конфликта «личность-личность» относится к межличностным конфликтам, характеризующимся разными ресурсами для реализации собственных целей и интересов и обусловленными не равными позициями членов коллектива в иерархической структуре организации - конфликт по вертикали; при равных позициях в иерархической структуре организации - конфликт по горизонтали.
Тип конфликта «группа-группа» относится к межгрупповым конфликтам, где наблюдается такая позиция сторон, как «мы» и «они». Данное противостояние характеризуется иллюзией искажённого восприятия действительности, например:
- «мы – хорошие, а они – плохие» - иллюзия самооправдания;
- «те, кто выступает против нас» - все плохие - иллюзия плохого человека;
- каждая сторона конфликта думает о противоположной стороне так же, как в первом и во втором случае думает о ней другая, т.е. возникает иллюзия «зеркального восприятия». Приведённые примеры иллюзионного восприятия действительности обуславливают объединение противостоящих сторон, усиливая их в достижении равных целей и интересов.
Тип конфликта «группа-личность» характеризуется противостоянием группы людей – одному человеку (чаще всего неугодному данной группе): скрытый конфликт, интриги, бойкот, выживание и т.д.
Причины конфликта – это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и предопределяют характер протекания, методы урегулирования.
Все причины возникновения конфликтов делятся на общие и частные.
К общим причинам относятся: [13, с.126]
- социально-политические и экономические причины, обусловленные социально-политической и экономической ситуациями, происходящими в стране;
- социально-демографические причины, возникающие под влиянием отличий в целях, направленностях и мотивах людей, связанные с их половой и этнической принадлежностью, возрастным показателем и др.;
- социально-психологические причины, характеризующиеся социально- психологическими явлениями в коллективе (взаимными связями участников конфликта, настроением в группе, наличием лидеров и ведомых, единомыслием и т.д.);
- индивидуально-психологические причины, показывающие индивидуальные психологические качества участников конфликта (характер, темперамент, побудительные причины, повод, способности и т.п.).
К частным причинам относятся те причины, которые обусловлены отличительными, специфическими особенностями конфликта: несоблюдение условий оплаты труда, трудового договора или законодательства в целом, невыполнение требований охраны труда и техники безопасности, нарушение служебной этики и т.д.
Конфликтные ситуации постоянно сопутствуют социально – производственным отношениям в организации, а их разрешение можно отнести к наиболее важным направлениям деятельности руководства, т.е. своевременное их разрешение способствует предотвращению глубоких, трудноразрешимых конфликтов, стабилизирует деятельность организации, сплачивает коллектив и т.д.
В зависимости от причин возникновения конфликтные противостояния делятся на: организационные, эмоциональные, социально-трудовые.
Организационными конфликтами являются такие конфликты, которые происходят внутри определённого организационного объединения и обуславливаются сложными условиями хозяйствования, несогласованностью коммуникативных связей при передаче и получении нужной информации, невыполнением установленных в организации правил внутреннего трудового распорядка, отсутствием слаженности в используемой системе управления на разных уровнях, изменениями экономического положения организации в условиях рыночной конъюнктуры и пр.
Эмоциональные конфликты порождаются психологической несовместимостью (неприязнью друг к другу, несхожестью темпераментов и характеров) участников производственного процесса, деформаций во внутригрупповых взаимодействиях и отношениях, индивидуальным восприятием происходящего каждым членом коллектива.
Социально-трудовые конфликты обусловлены снижением степени удовлетворенности работников совместной работой, расхождениями в мотивации трудовой деятельности разных групп работников, снижением уровня благосостояния отдельных участников трудового процесса, особенно в сравнении с другими социальными группами и пр. Неизбежность возникновения социально-трудовых конфликтов связана с такими причинами, как отсутствие единомыслия в помыслах и целях, наличие нарушений трудовой и производственной дисциплины, не упорядочение партнерских связей, отсутствие прозрачности в результатах деятельности организации и распределении прибыли, и пр [1, с.137].
1.2 Понятие и особенности управления изменениями в организации
Любая стратегия по определению противопоставляется текущей деятельности предприятия, поэтому реализация стратегий, как правило, сопровождается рядом проблем, в том числе проблемой восприятия нововведений персоналом предприятия. Обычно люди негативно реагируют на изменения в организации, например, потому что боятся изменений привычного образа жизни, имеют свое мнение относительно реализации стратегии и так далее [3, с. 200].
Сопротивление рабочих групп или даже одного работника нередко может стать единственной, но очень мощной сдерживающей силой при реализации стратегии. Мощность этой сдерживающей силы зависит, во-первых, от количества людей, а во-вторых, от структуры и культуры организации. Иногда, за счет организационной структуры и культуры можно даже полностью преодолеть сопротивление со стороны подчиненных, самый яркий пример - в армии никто не пойдет против приказа свыше. Но, такие случаи единичны и преобладающему числу организаций приходится заранее продумывать, как персонал может отреагировать на изменения, принимать меры к минимизации противодействия со стороны работников, учитывать последствия сопротивлений и пути нейтрализации этих последствии для того, чтобы изменения были эффективными.
Существует несколько основных причин сопротивления изменениям в организации:
- Эгоистический интерес. Как следует из названия, эта причина связана с определенной долей эгоизма, присущей каждому человеку. Люди ставят свои интересы выше интересов организации. Это не очень опасно, так как, такое поведение естественно, но иногда оно может привести возникновению неформальных групп в организации, которые могут ставить своей целью не дать новой стратегии стать реализованной.
- Неправильное понимание целей стратегии. Такое обычно возникает, когда люди не могут оценить последствия осуществления стратегии, из-за того, что они не владеют достаточным количеством информации.
- Различная оценка последствий осуществления стратегии. Каждый член организации воспринимает стратегические цели и планы по-разному, при этом, каждый считает, что обладает наиболее полной информацией, чтобы убедиться в преимуществах или недостатках реализации стратегии, как для организации и внутриорганизационных групп, так и для себя лично.
- Низкая терпимость к изменениям. Некоторые люди опасаются, что не смогут обучиться каким-либо необходимым для дальнейшей работы новым навыкам или новой работе.