Файл: Страхование ответственности и проблемы его развития в Российской Федерации(История развития страхования гражданской ответственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 528

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от страхования имущества, где страхованию подлежит конкретная собственность граждан или собственность предприятий и организаций, и личного страхования, где страхование осуществляется на случай наступления определенных событий, связанных с жизнью и трудоспособностью граждан, непосредственной целью страхования ответственности является страховая защита в качестве страхователя от финансовых потерь (которые он может понести в результате предъявления к нему по решению суда исков возмещении ущерба, вызванного третьей стороне), так и имущественных интересов этих лиц, поскольку у виновника может не быть достаточно средств, чтобы оплатить убытки. [13, c. 247]

Страхование ответственности может осуществляться в обязательной и добровольной формах. [12, c 88]

В целом, классификацию видов страхования ответственности, можно представить следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1 – Классификация видов страхования ответственности [8, c. 54]

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств представляет собой страхование, предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. [11, c. 20]

При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный им третьим лицам в связи с использованием автотранспортного средства.

Страхование гражданской ответственности перевозчика представляет собой страхование, предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. [15, c. 98]

При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием застрахованным, выступающим в качестве перевозчика, средства транспорта.

Страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. [28, c. 120]


При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный окружающей природной среде и третьим лицам, в связи с осуществлением застрахованным деятельности, представляющей опасность для окружающих.

Страхование профессиональной ответственности представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. [18, c. 75]

При этом объектом страхования являются имущественные интересы физического лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с осуществлением застрахованным профессиональной деятельности:

- нотариальная деятельность;

- врачебная деятельность;

- иные виды профессиональной деятельности.

Страхование ответственности за неисполнение обязательств представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в случае нанесения ущерба объекту страхования. [18, c. 78]

При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), являющегося должником, связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, по возмещению убытков, уплате неустойки кредитору в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) застрахованным обязательства, в том числе договорного обязательства. [18, c. 79-80]

Страхование иных видов ответственности представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в случае нанесения ущерба объекту страхования. [15, c. 32]

При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный им третьим лицам.

Таким образом, страхование ответственности отрасль страхования, объектом которой выступают имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также юридическому лицу.


2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Динамика показателей рынка страхования ответственности в России

Первым этапом рассмотрим общие тенденции развития рынка страхования ответственности в 2015-2017 гг.

Продолжается процесс укрупнения страховых компаний: и по размеру уставного капитала, и по объему премий. Мелкие страховщики становятся неконкурентоспособными. Усиление концентрации наблюдается по всем видам, кроме страхования имущества юридических лиц и ОСАГО. Это касается как сегментов с высокой концентрацией (страхование железнодорожного, воздушного и водного транспорта, страхование сельскохозяйственных рисков), так и с низкой (страхование от несчастных случаев, страхование грузов).

Следует отметить, что изменение концентрации рынка неоднозначно по различным видам страхования ответственности в 2015-2017 гг. (рис. 2).

Рисунок 2 – Изменение концентрации рынка страхования ответственности в 2015-2017 гг., % [30]

Так, согласно данным рисунка 4, концентрация в сегменте обязательного страхования ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам выросла в 2015-2017 гг. с 79,9% до 84,7% в разрезе ТОП-10 страховых компаний.

Концентрация в сегменте обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте выросла в 2015-2017 гг. с 84,9% до 90,3%.

В отличие от двух предыдущих видов страхования, концентрация в сегменте ОСАГО в 2015-2017 гг. показывала постепенное снижение, с 80,9% в 2015 г. к 78,3% в 2017 г.

Концентрация в сегменте добровольных видов страхования гражданской ответственности показывала разнонаправленную динамику, тем не менее, в общем, в 2015-2017 гг. выросла с 63,2% до 74,1%.

В сегменте добровольного страхования ответственности премии в 2015-2016 гг. выросли по всем видам страхования, кроме страхования ответственности владельцев наземного и железнодорожного транспорта, а также ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг. [30]


Премии в 2016-2017 гг. сократились по всем видам страхования, кроме страхования ответственности владельцев наземного транспорта.

В 2015-2016 гг. активное развитие наблюдалось в сегменте страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам: количество договоров выросло за 2 года выросло более чем в 2 раза до 7,4 млн. Объем премий изменился не так значительно: с 16,25 млн до 17,2 млн рублей.

В 2017 году ООО «Респект», занимающее 1 место по объему премий по данному виду, выплатило убытки по 3 страховым случаям по страхованию ответственности за неисполнение обязательств на сумму 17 млн. рублей.

Обращает на себя внимание высокая доля выплат по решению суда: 38,6% в 2016 году, более 50% в 2017 году.

Сохраняется тенденция снижения объема премий по обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов. В 2015 году премии сократились на 10%, в 2016 году – на 46% (в связи с корректировкой тарифов), в 2017 году – на 4,5%.

Корректировка тарифов была установлена указанием Банка России "О страховых тарифах, структуре страховых тарифов и порядке их применения страховщиками при расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

Документ устанавливает базовые ставки страховых тарифов для опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, автозаправочных станций жидкого моторного топлива, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах).

Средняя премия снизилась с 26 241 рублей в 2015 году до 13 832 рублей в 2016.В 2017 году средняя премия снизилась незначительно: с 13 832 рублей до 13 223 рублей (рис. 3).

Рисунок 3 – Динамика размера средней премии по обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов в 2015-2017 гг., руб. [30]

Количество заключенных договоров по данному виду страхования в 2015-2017 гг. практически не изменилось.

По состоянию на 2017 г. в сегменте работала 41 компания (в 2016 г. их было 44), причем более 10 млн. рублей собирают только 20. Лидерами остаются АО «СОГАЗ» (30,5%) и ПАО «Росгосстрах» (14%).

Коэффициент выплат по этому виду страхования ответственности в 2017 г. составил 7% (в 2016 году – 6,44%), однако с каждым годом растет количество заявленных страховых случаев: 769 в 2015 году, 1 632 в 2016 году, 2 475 в 2017 году (рис. 4).

Рисунок 4 – Количество заявленных страховых случаев по обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов в 2015-2017 гг., шт. [30]


Количество отказов в данном сегменте страхования ответственности в2016-2017 гг. выросло в 6 раз.

В 2016 году впервые за время действия закона увеличилось количество заключенных договоров по страхованию ответственности перевозчика (с 46 040 до 58 108). В 2017 году количество заключенных договоров практически не изменилось (рис. 5).

Рисунок 5 – Количество заключенных договоров по страхованию ответственности перевозчика в 2015-2017 гг., шт. [30]

Договоры по данному виду заключают 35 страховщиков (в 2016 году – на 3 страховщика больше и еще на 6 больше в 2015 г.). На АО «СОГАЗ» приходится 30% премий. Доля данного страховщика в сегменте выросла с 2015 г., когда она составляла 23,2%.

Объем премий по данному виду страхования в 2015-2016 гг. вырос с 3,4млрд рублей до 3,7 млрд рублей, а в 2017 г. сократился до 2,77 млрд рублей в связи с корректировкой тарифов.

Количество заявленных убытков выросло за год с 4 559 до 7 454, а объем выплат – с 734,6 млрд рублей до 961,1 млрд рублей.

Сегмент прибылен для всех компаний, кроме 3, но у них доля ОСОПО в премиях не превышает 0,4%.

Далее перейдем к рассмотрению статистики по наибольшему сегменту на рынке страхования ответственности – ОСАГО.

Данный период был для страховщиков довольно сложным, в связи с реформой ОСАГО. Последняя обернулась для страховщиков темной стороной: если в 2015 г. рост объема премий по ОСАГО позволил снивелировать падение премий по добровольным видам, то в 2016 г. страховщики столкнулись с резким ростом выплат.

Увеличение тарифов дало и еще один негативный эффект в 2016-2017 гг.: часть автовладельцев перестали покупать полисы. Количество договоров страхования сократилось на 3 млн. в 2015 году и еще на 1,4 млн в 2016.

Количество компаний, работающих в этом сегменте, в 2014-2016 гг. уменьшилось в 1,5 раза: в 2014 году их было 99, на конец 2016 осталось 72. За год в 2017 г. их количество уменьшилось еще: с 72 до 61, из них 6 отказались от лицензий добровольно (рис. 6).

Рисунок 6 – Количество компаний, работающих в сегменте ОСАГО в 2015-2017 гг., шт. [30]

В 2017 году лидером сегмента стало СПАО «РЕСО- Гарантия» (доля рынка составила 16,3%). Доля ПАО «Росгосстрах» за 2 года сократилась с 35,2% до 13,97%, количество договоров – с 15,5 млн до 6,1 млн.

Эффект от роста тарифов в 2016 г. закончился, и страховщики наблюдали резкий рост убыточности. Начиная с 1 квартала 2016 г. темп роста выплат превышал темп роста премий, и к концу года разница составила уже 33 п.п. По итогам 2016 года коэффициент выплат по ОСАГО составил в среднем по рынку 73,66% против 56,5% в 2015 году. В 2017 г. рост убыточности в данном сегменте продолжился. Объем выплат по официальным статистическим данным вырос на 1,7%, коэффициент выплат составил в среднем по рынку 79,03%. Данная информация обобщена на рисунке 7.