Файл: Корпоративная культура в организации ( Сущность понятия корпоративной культуры организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема корпоративной культуры организации рассматривается в последнее время достаточно часто, но до сих пор на мой взгляд полностью не раскрыта и нуждается в более подробном изучении. Несмотря на весомое количество статей и учебной литературы остаётся много вопросов, что вполне объяснимо при рассмотрении сути данной темы). Иногда мы видим ситуации когда то, что работает на примере одного предприятия, может совершенно в другом русле и ключе быть на другом (даже иметь полностью противоположный эффект).

Предметом курсовой работы является рассмотрение корпоративной культуры организации. Цель курсовой работы — это рассмотрение и изучение возможных вариантов корпоративной культуры.

Задачами являются такие аспекты как раскрытие понятия сущности вопроса, рассмотрение процессов формирования исследуемого предмета, а также раскрытия понятий функций данного вопроса и типов корпоративной культуры.

В данной работе была использована литература таких авторов как Исаченко И.И., Елизаровой О.И. и другие. Указанный источник является надёжным так как выпущен Московским государственным университетом печати. Также рассмотрено мнение таких известных авторов как Орехов С.А., Люханова С.В., Епишкин И.А., Дейнека А.В. и ряд других. Статьи сайта HR-портал на мой взгляд являются достаточно серьёзными источниками так как правила сайта не допускают публикации статей рекламного характера, а также это профессиональное издание с серьёзными требованиями к публикациям.

Также в процессе изучения темы были использованы различные научные статьи из официальных источников.

1. Сущность понятия корпоративной культуры организации

1.1. Общее понятие культуры

Прежде чем начать рассмотрение понятия корпоративной культуры предприятия, рассмотрим понятие культуры в общем. Это связано с тем, что именно культура является общим понятием и лежит у истоков нашего предмета исследования в данной работе.

Как нам указывают такие авторы как Исаченко И.И., Машинская И.С. и другие, в понятие культура вложена совокупность коллективно разделяемых ценностей, а также здесь мы видим такие понятия как убеждения, эталоны поведения конкретного человека, эталоны поведения группы и конечно-же общества в целом[1]. В дальнейшим мы увидим, что это в полной мере относится и к корпоративной культуре.


Именно культура в общем её понимании действует на все аспекты жизни, в том числе и на бизнес. Как указывает в своей статье Кокшаров А.С. именно культурные различия обществ является одной из самых основных причин экономического процветания одних стран и отсталости других. Есть такие культурные особенности, которые напрямую препятствуют непосредственному экономическому развитию страны, в то время как другие культурные особенности этому способствуют[2].

В вопросе определения данного понятия мне очень близок подход Янко Слава[3]. У данного автора мы видим, что культура является открытым человеческим миром как в индивидуально-психологическом аспекте, так и в социально-парадигматическом аспекте также.

И с этим действительно сложно не согласиться. Именно по этой причине невозможно обойти стороной, данный вопрос так как от этого зависит конкурентоспособность любого бизнеса.

Из всего вышеизложенного вытекает, что культура является неотъемлемой частью каждого человека, а значит и любой организации, и любого государства. Эта точка зрения прослеживается у таких авторов как Козырь Н.С., Мальков А.А. в их статье, которая рассматривает основные компоненты корпоративной культуры[4]. Ведь именно человек является создателем, участником и активными пользователем культуры в любой области профессиональной специализации. Глубокое понимание данного аспекта крайне важно для эффективного управления и создание необходимого климата в организации. Такой автор как К. Баланшар в своей книге «Ценностное управление» указывает на то, что именно ценности упорядочивают людей и побуждают их действовать сообща, во имя общих интересов[5].

1.1 Состав понятия корпоративной культуры организации

Рассмотрим непосредственно само понятие корпоративной культуры. Такие авторы как, например, Орехов С.А., Тихомиров Н.В. указывают на то, что это совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, присущих только данной корпорации[6]. Они складываются под воздействием совместной деятельности, которая в свою очередь направлена на достижение общих целей, в том числе и на получение прибыли. Это самостоятельный институт культуры, системный по сути, связанный с другими формами и институтами культуры, обладающий присущими системе свойствами и качествами[7].


Есть мнение, что корпоративная и организационная культура являются различными понятиями. Но давайте рассмотрим, что такое организационная культура. Люханова С.В. рассматривает её как понимание системы коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения, традиций, знаний, на которых базируется вся деятельность предприятия, в том числе социальная[8]. И в этом определении мы видим идентичность двух понятий, а значит говорить о их разделении на мой взгляд является неверным.

Но конечно мнение о том, что корпоративная и организационная культуры – разные явления имеет место быть (например, такого мнение придерживается Н. Н. Могутнова). Она указывает на то, что в организационную культуру входит формальная структура организации, выражающаяся в иерархии, правилах, документах и стандартах. В то же время главный аспект культуры корпоративной – ценности[9]. Данное понимание естественно имеет достаточно весомые аргументы, но помимо главного аспекта, на мой взгляд, необходимо учитывать и остальные. Ведь круглый предмет не всегда мяч (хоть это достаточно и грубое сравнение).

Также о совпадении данных понятий нам говорят и другие авторы как, например, Е.А. Кондрусь. Указывается на то, что непосредственно классическая теория менеджмента под понятием организация подразумевает прежде всего непосредственно деловую организацию. А как мы знаем деловая организация и есть корпорация. Соответственно отсюда вытекает, что применительно к сфере бизнеса организационная культура имеет своё второе название. Корпоративная культура и является этим вторым понятием данного термина[10].

Есть ряд исследователей данного вопроса, которые рассматривают корпоративную культуру в виде совокупности представлений и ценностей, которые формируются обществом и социальными взаимодействиями. Организация в этом случае выступает как контекст, в котором проявляются те или иные элементы культуры, и активное воздействие на нее оказывают уже сформировавшиеся представления сотрудников[11].

Как указывает в своей книге Эркин Джаманбаев, одна из основных причин существующего многообразия взглядов на корпоративную культуру состоит в том, что разные теоретики, говоря о культуре, имеют в виду различные её аспекты[12].

В любом случае в понятие норм и ценностей корпоративной культуры входит различное сочетание тех или иных норм. Если сравнивать, например, Российское и Японское понимание данного вопроса то мы видим, что то, что приемлемо у одних, не воспринимается у других. Для нашего понимания неприемлема публичная критика, которая практикуется в Японии на корпоративных собраниях. Менталитет в Японии в корне отличается от нашего в связи с тем, что у них с детства абсолютно другое воспитание. Японцы отлично воспринимают новые идеи, а также быстро и легко учатся на чужих ошибка в противовес подавляющему большинству наших соотечественников. В большинстве люди у нас плохо воспринимаю изменения и чаще учатся на собственных ошибках, чем на чужих. Подробный разбор ошибок японских сотрудников, причём непосредственно в публичной форме, мотивирует их к более усердной работе и учит других сотрудников[13].


У Козыря Н.С. и Малькова А.А. есть сравнительная таблица понятий корпоративной культуры разных авторов, стран, а также в различные годы. Из неё видно, что в основном, несмотря на различность подходов, одновременно есть и основные составляющие, которые присущи подавляющей части[14]. Суда входят такие понятия как:

а) нормы, правила, нравы, обычаи;

б) поведение отдельной личности и поведение коллектива организации в целом, суть и целостность сознания корпорации;

в) а также вся организационная деятельность, которая охватывает все стадии и жизненные циклы работы любой фирмы вне зависимости от её размера[15].

Корпоративная культура нуждается в тщательном планировании, верном донесении до адресата, она должна иметь под собой подкреплённую и устойчивую основу. Всё это направленно на повышение производительности труда, а соответственно на повышение мотивации сотрудников. Необходимо также выстроить защиту внутренней организационной культуры как от внешних, так и от внутренних источников. Она должна быть при необходимости живой и подвижной, подстраиваясь под необходимые реалии времени[16].

Конечно есть ряд факторов, которые в априори невозможно полностью контролировать. Это такие, например, как уровень того, как коллеги уживаются друг с другом (это отчасти можно решить при приёме на работу, но полностью избавится от данного фактора невозможно, хоть это и очень упростило бы работу в целом), но руководитель компании, а также весь руководящий состав вполне может сделать так, чтобы каждый сотрудник был убежден, что это лучшее место для работы[17]. Здесь также важно донести в верном ключе до сотрудников всю суть корпоративной культуры на предприятии. Сотрудников главное не заставить, а убедить.

Если мы будем рассматривать непосредственно многонациональные корпорации, то вся основа, такая как природа и реализация тактик, применяемой в организации политики, различного рода процедуры и правила в большей степени усложняются по сравнению с мононациональными корпорациями[18].

Как выделяет в своей книге Рычкова А.А. - корпоративная культура имеет своё предназначение. Именно оно решает ключевые проблемы организации, такие как выживание непосредственно в экономической среде, а также адаптация в любой сложившейся на рынке ситуации. На актуальность, по её мнению, указывают такие факторы как поглощение одних предприятий другими, создание и функционирование зарубежных фирм на российском рынке и ряд других факторов[19].


Выводы по данной главе достаточно обширные, но рассмотрим основные из них. Корпоративная культура начинается с культуры самого руководителя, состоит из многих разнообразных факторов и требует к себе пристального внимания во время любой жизненной стадии организации. Она зарождается с самого возникновения организации и сопровождает её постоянно. При этом не имеет значения понимает руководитель или нет её значимость и присутствие, она есть в любом случае. Естественно необходимо её контролировать и направлять в нужное русло, чтобы поддерживать высокий уровень работы всей корпорацией в целом. Можно конечно ждать, что при наличии отличного руководителя подчинённые будут брать с него пример, но это будет не самая лучшая стратегия.

Также мы видим достаточно глубокую связь с менталитетом людей, а значит данный фактор обязательно необходимо учитывать при разработке и внедрении корпоративной культуры. Если на одном предприятии будут представители разных культур, то соответственно будет сложнее поддерживать верное направление.

Сотрудник, который чувствует тандем с организационной культурой на предприятии, будет эффективнее, а значит с большей отдачей будет и работать.

Именно верно выстроенная и преподнесённая организационная культура принесёт максимальную отдачу.

2. Формирование и развитие корпоративной культуры организации

2.1 Развитие корпоративной культуры организации

Сама история возникновения понятия культура началась гораздо раньше, чем появился менеджмент. Как, указывают такие авторы как Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А., оно появляется непосредственно в такой науке - как социология. Понятие же уже организационной культуры принято рассматривать, начиная с возникновение работ таких авторов как Ч. Барнарда и Г. Саймона. Они рассматривали данное понятие в виде организационной морали[20].

Исследователи занялись этим вопросом более существенно только в 1970-1980-х годах, когда практика, имевшая место на тот момент, работы управления человеческим потенциалом вышла к осознанию необходимости более конкретного осмысления данного понятия[21].