Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья как один из факторов формирования личности ребенка).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Семья как один из факторов формирования личности ребенка
1.2 Изучение стиля семейного воспитания
1.3 Особенности учебной деятельности младших школьников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Родители-либералы весьма заботливы, внимательны и имеют близкие отношения с собственными детьми. Они дают ребенку потенциал проявить себя, показать все свои способности, открыть творческие способности и личность. У родителей присутствует твердое убеждение, что таким образом они учатся распознавать правильное и неправильное. Родителям-либералам довольно трудно установить пределы, границы разрешенного и неразрешенного поведения их детей.
В результате ребенок воспитанный в такой семье вырастает как эгоистичный, наполненный конфликтами, постоянно недовольный человек, что не дает ему возможности вступить в нормальные социальные отношения и прочные эмоциональные связи с людьми. В средних учебных заведениях у такого ребенка довольно часто возникают конфликты, потому что он не привык сдаваться, подчиняться старшим и соблюдать законы и правила.
Также следует отметить, что ребенок, растущий в благоприятной среде, более подвержен психическим проблемам, фобиям и депрессии. Такого ребенка не учат контролировать собственное поведение, он вряд ли сможет развить чувство собственного достоинства. Ребенок, который получил образование у либеральных родителей, больше не может заниматься проблемами жизни в будущем, у него будут трудности с социальным взаимодействием. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию адекватной самооценки и самооценки. Он будет конфликтовать с любым, кто не поддается его желаниям.
При гиперопекающем стиле семейного воспитания родители забирают у ребенка самостоятельность в физическом, психическом, а так же социальном развитии[10]. Они в основном находятся рядом с ним, они же в свою очередь решают за него его проблемы, можно сказать живут вместо него. Чрезмерно заботятся и опекают его, излишне боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают вести себя по-прежнему – излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.
Воспитание при помощи гиперопеки сдерживает инициативу, волю и непосредственно свободу ребенка, а также его энергию и познавательную активность, лишает независимости, в то же время воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители бессознательно замедляют развитие у ребенка различных умений и навыков, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.
Ребенок в такой семье растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации.
Следует отметить, что дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, собственных силах и возможностях, у них всегда будет наблюдать боязнь сделать что-то не так, ошибиться.
При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители словно не «замечают» ребенка, они не заинтересованы в его развитии, а также в духовном внутреннем мире. Избегают активного общения с ним, держат его на расстоянии. Дети в данной ситуации сами по себе.
Из научной литературы можно подчерпнуть тот факт, что отчужденный стиль воспитания имеет тенденцию встречаться в неблагополучных семьях, где один из родителей либо, например, оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.
Некоторые психологи подчеркивают хаотичный стиль семейного воспитания, который характеризуется отсутствием последовательного подхода к воспитанию детей: нет конкретных, четких и ясных требований к ребенку.
Хаотический стиль выступает результатом разобщенности родителей в выборе методик и средств обучения[11]. Конфликты в семье возрастают, родители очень часто выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к развитию невротических реакций у ребенка.
Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребенка ощущения стабильности, что ведет к росту незащищенности, импульсивности, страха, агрессивности, неконтролируемости и социального несоответствия.
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, независимость, они помогают ему, учитывают все его потребности и нужды. Родители в таких семьях выражают свою любовь и добрую волю ребенку и играют с ним непосредственно на темы, которые его интересуют. Родители дают детям возможность участвовать в обсуждении семейных вопросов и учитывать их мнение при принятии решений. А взамен они требуют от детей осмысленного поведения и демонстрируют твердость и последовательность в дисциплине.
Ребенок находится в активной позиции, которая дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях слушают советы своих родителей, они знают слово «должны», они могут дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.
Демократический стиль воспитания также можно охарактеризовать наличием взаимопонимания между детьми и их родителями, проявлением теплых, нежных чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители обращают внимание на своего ребенка, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.
В зависимости от возраста родители способствуют независимости и личной ответственности детей. Родители устанавливают правила и стандарты, пределы допустимого поведения и требуют их выполнения ребенком.
Взаимопонимание между родителями и детьми достигается через убеждения, дискуссии, компромиссы и аргументы. Родители всегда прислушиваются к своему ребенку, давая ребенку возможность взять на себя ответственность за свои действия и поступки.
Дети растут как активные, любознательные, независимые, полноценные люди с сильным чувством достоинства и ответственности за себя и окружающих. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, могут хорошо ладить и строить отношения с людьми.
Ребенок растет ответственно, независимо, компетентно, уверенно, с соответствующей самооценкой, может контролировать свои желания и, как правило, достигает больших успехов в жизни.
Школьная успеваемость считается важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в большой мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще из класса получил пятерку?»), послушание «Тебя сегодня не ругали?») и т.д.
В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».
1.3 Особенности учебной деятельности младших школьников
Младший школьный возраст является последним периодом детства. Во-первых, стоит начать с физиологических изменений, которые протекают в организме ребенка в возрасте 6-7 лет. Происходят первые изменения пропорции тела, его строение приобретает черты тела взрослого человека. Происходит интенсивное развитие опорно-двигательной системы.
Во-вторых, у ребенка формируются индивидуальные особенности и индивидуальные свойства нервной системы[12]. У детей мы начинаем замечать разный темперамент, а также разную психологическую активность, эмоциональность. Данные моменты значительно влияют на способность ребенка к волевому усилию.
В-третьих, мы наблюдаем разный уровень развития формирования двигательных функций. На данном этапе развития, происходит смена игровой деятельности на учебную деятельность, в которой ребенок осваивает новые и более сложные действия. Стоит обозначить значимость способности ребенка осваивать новые действия, переключаться на новые виды работы[13].
Очень важно в этот период семье обеспечить ребенку разнообразие видов деятельности для успешного развития психических функций и развития личности (структуры личности)[14]. Безусловно, в процессе совместной жизни, изменения происходят не только в личности ребенка, но и в самих родителях.
Как правило, взрослые приобретают новый для себя социальный и жизненный опыт. Многие родители бросают свои вредные привычки, начинают заниматься саморазвитием, спортивной деятельностью и на своем примере, показывают ребенку свой здоровый образ жизни. Родители передают свой жизненный опыт, образцы поведения в обществе, помогают ребенку освоить окружающий мир. Доброжелательное отношение к ребенку и тесная эмоциональная связь с ним, способствует запуску «программы подражания». Ребенок начинает повторять за родителями определённые действия, поведение, манеру разговаривать (лексический и грамматический материалы). Сознательные родители берут полный контроль над своим поведением, над своей речью и взаимоотношениями между друг другом (жена, муж), избегая конфликтных ситуаций в доме.
Младший школьный возраст в научной психолого-педагогической литературе рассматривается, как период удивительных новообразований. Многие исследователи данного феномена называют анализируемый возраст стадией активного накопления социального опыта. Опираясь на мнение Л.И. Божович, учебная деятельность и новый образ жизни открывает путь для развития нового уровня личностного развития.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность[15]. Она определяет важнейшие изменение, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения[16].
Принято считать, что младший школьный возраст начинается в 7 лет и заканчивается в 11 лет. В современном мире наблюдается тенденция, когда родители отдают ребенка в первый класс с 6 лет. Большинство специалистов считают, что шестилетний ребенок еще не готов к процессу обучения в силу своих возрастных особенностей, присущих дошкольному возрасту.
И. Ю. Кулагина дает следующие особенности развития дошкольника:
1. У ребенка непроизвольная память (т.е. он запоминает то, что интересно, а не то, что нужно запомнить);
2. Работоспособность ребенка 10-15 минут;
3. Познавательные мотивы неустойчивы и ситуативны;
4. Неустойчивость поведения[17].
Как правило при поступлении в школу, у ребенка должны сформироваться:
1. Любознательность (ребенок должен хотеть и стремиться к новым знаниям, стремиться к развитию и ко всему тому, что сможет способствовать обогащению его жизненного опыта);
2. Способность к концентрации внимания;
3. Достаточно развитая память;
4. Способность развивать механическую память (заучивание и запоминание);
5. Хорошо развитая визуальная память;
6. Наличие предпосылок к логическому мышлению;
7. Развитая речь, соответствующая особенностям данного возраста (выразительность, использование речевых конструкций, словарный запас слов). Как мы видим, что детей шести лет обучать очень трудно, а если и обучать, то использовать методы, приемы и средства с учетом специфики их развития.
Поступление в школу вызывает у ребенка перестройку всего образа жизнедеятельности[18]. Будущий младший школьник должен быть зрелым в физиологическом и в социальном отношении, достигнув должного уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития[19].
Во время кризиса 7 лет ребенок приходит к осмыслению своего места в мире социальных отношений. Он обнаруживает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением учебной работы[20].
В сознании ребенка закладываются конкретные нравственные эталоны, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их важность и надобность. Однако для того, чтоб развитие личности ребенка шло более продуктивно, принципиально внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к действиям ребенка определяет формирование его нравственных эмоций, личного ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось – ребенок непрерывно разговаривает с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.