Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья как один из факторов формирования личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкретно в данном возрасте ребенок переживает собственную уникальность, он понимает себя личностью, устремляется к совершенству. Это обретает свое отображение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во отношениях со сверстниками. Дети обретают новые групповые формы активности, занятий.

Они пытаются по началу вести себя так, как принято в данной группе, подчиняясь законам и правилам. Потом наступает рвение к лидерству, к преимуществу среди ровесников. В данном возрасте дружественные отношения наиболее интенсивные, однако менее прочные.

В младшем школьном возрасте у ребенка развертывается направленность на остальных людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для образованный личности.

Способность к сопереживанию приобретает свое формирование в условиях школьного обучения поэтому, что ребенок принимет участие в новых деловых отношениях, непроизвольно он обязан сопоставлять себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок элементарно вынужден обучаться совершенствовать собственные возможности и свойства.

Таким образом, младший школьный возраст считается наиболее ответственным шагом школьного детства. Главные заслуги данного возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и считаются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть обучаться, уметь обучаться и верить в собственные силы. Полноценное проживание данного возраста, его положительные приобретения считаются нужным базой, на котором строится дальнейшее формирование ребенка как активного субъекта познаний и деятельности[21].

Главная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных критерий для выявления и реализации способностей детей с учетом особенности каждого ребенка.

Выводы по первой главе. Таким образом, влияние семьи на воспитание детей очень велико. Потому как семья считается важнейшим инструментом социализации. Развитие личности ребенка определяется в семье под воздействием родительской любви во имя его будущего, под влиянием авторитета родителей и семейных традиций. Ведь он имитирует то, что видит и слышит непосредственно в семье. И этот этап собственных действий ребенка выступает ключом к развитию личности. Благодаря этому совершенному поступку ребенок входит в контекст социальных отношений и уже играет определенную социальную роль. Семья координирует усилия всех, кто участвует в образовательном процессе: школы, учителя, друзья. Семья создает для ребенка модель жизни, в которую она вовлечена. Влияние родителей на своих детей обеспечивает физическое совершенство и нравственную чистоту. Семья формирует те области человеческого сознания, которые даны только для того, чтобы формироваться. А дети, в свою очередь, несут ответственность за социальную среду, в которой живет семья. Поэтому влияние разных типов семей на воспитание детей огромно. В зависимости от семьи, стиля воспитания, в которой ребенок растет и развивается, его личность формируется и развивается.


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация исследования

Цель исследования – изучение воздействия семьи, как одного из социально-психологических условий успешности обучения детей начальной школы.

Выборка изображена группой учеников второго класса (30 человек) МОУ СОШ р.п. Янталь и их родителями.

В исследовании мы применили методы:

1. Эмпирический метод;

2. Психодиагностический метод (экспертная оценка, беседа, анкетирование родителей, наблюдение, а также обобщение педагогического опыта);

3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.

Следует сказать, что для проведения эксперимента нами были отобраны только лишь полные семьи. Разбирая семьи, которые приняли участие в эксперименте необходимо отметить, что материальное положение у всех семей различное. Мы можем также сделать вывод, что отношение к детям в семьях тоже различается.

Например, в большинстве исследуемых семей, где достаток высокий и родители занимают непосредственно руководящие должности, такие как: директор дома культуры, начальник ЛЭУ «Востокнефтепровод», заместитель генерального директора, предприниматель, значительную часть всего времени с ребенком проводит бабушка либо няня, потому как родители данной группы детей имеют высокую занятость на работе в основном знают, что происходит с ребенком во время обучения и вне школы. Поэтому и ответить на многие вопросы родители затруднялись. Таких семей из всех участвующих в эксперименте, мы выявили 7 (23,3%).

Также нам удалось выявить и обратную связь – в семьях, где финансовое положение недостаточное для жизни семьи, для нормального, полноценного воспитания и обучения детей, также наблюдаются сложности и трудности в общении родителей с детьми. Почти все родители исследуемой группы объясняют это своей занятостью на работе, недостатком времени и сил для общения с детьми. К данной группе родителей из 30 семей нами было также отнесено 7 пар (23,3%).

Остальные семейные пары (53,3%), были отнесены к семьям, где к обучению и воспитанию детей родители подходят со всей ответственностью, этому процессу уделяется достаточно времени, родители интересуются делами, а также положением своих детей в школе.


Следующий этап нам позволил выявить стили семейного воспитания. Для этого нами была применена методика «Стратегии семейного воспитания».

На выполнение этой методики (теста), родителям учеников начальной школы, отводится две минуты. По происшествию данного времени, работы собираются, далее определяются результаты каждого родителя и родителей классов в целом.

Следует отметить, что оценивание проводилось по 3 стилям педагогического общения:

- либеральные;

- авторитарные семьи;

- авторитетные семьи;

- индифферентные семьи.

Приступим к рассмотрению полученных результатов методики, показанные родителями в нашем исследовании.

После проведения диагностики было выявлено:

- авторитарные семьи – 8,

- авторитетные семей – 13,

- либеральные семьи – 4,

индифферентные семьи – 5 (См. рис. 2.1).

Рисунок 2.1 Результаты диагностики «Стратегии семейного воспитания»

Анализируя полученный эмпирический материал, в ходе общего разбора семей и итогов выявления стратегий семейного воспитания мы открыли, что среди семей с высоким материальным достатком равное количество семейных пар в которых показаны такие стратегии как авторитетная, авторитарная и индифферентная - по 6,6%, тогда как либеральная выявлена только в 1 семье (3,3%).

В семьях же у которых наблюдается низкое финансовое положение авторитетного стиля не было обнаружено вообще, в то время как авторитарный и индифферентный стиль выявлен у 10%.

Таким образом можно заключить, что среди семей с высоким и низким материальным положением, семей с авторитетным (демократическим) стилем обнаружено всего 2 (это составляет 6,6%), тогда как, например, авторитарный стиль наличествует в 5 семьях (это 16,6%), либеральный стиль в исследовании продемонстрировали 2 семьи (это составляет 6,6%), и индифферентная стратегия оказалась присуща для 5 семей (это составляет 16,6%).

В ходе нашего последующего исследования появилась необходимость обнаружения взаимосвязи тех данных, которые были приобретены нами в итоге анализа семей и уровнем успешности обучения у детей младшего школьного возраста. Для этого нами была осуществлена диагностика уровня успешности обучения детей исследуемой группы, это дети младшего школьного возраста. В исследовании мы выявляли уровень успешности обучения, успеваемости детей в процессе обучения в школе, применяя данные, предоставленные нам их классным руководителем.

В ходе исследования нами условно были обозначены 3 группы детей, которые в свою очередь отличаются по уровню успешности учеников экспериментального класса: отличники, хорошисты и троечники. Под понятием «условно» мы имеем в виду оценивание педагогом способности и готовности детей к обучению, уровень успеваемости. Разбирая результаты, которые были получены в ходе беседы с учителем мы установили уровень успешности каждого ученика класса по пятибалльной шкале.


Таким образом, нами было выявлено:

- отличников - 4 чел.,

-хорошистов - 16 чел.,

- троечников - 10 чел.,

- неуспевающих детей выявлено не было (См. рис. 2.2).

Рисунок 2.2 Уровень успешности обучения

Дальнейшим этапом исследования стало проведение опроса родителей для обнаружения уровня оценки отношения к ребенку. Результаты опроса оценивались так: отношение родителей к ребенку мы разделили на два уровня:

- 1 уровень – высокий, где непосредственно родители занимаются воспитанием собственных детей, а также знают их проблемы;

- 2 уровень – это низкий уровень, где родители в силу разных причин совсем мало интересуются делами ребенка.

Помимо этого, второй уровень мы подели на две части: 2.1 - это семьи с низким финансовым достатком, а 2.2 - это семьи с высокой занятостью родителей на работе, где во многих семьях воспитанием ребенка занимается няня или бабушка.

Для обнаружения степени участия родителей в жизни ребенка, нами было проведено тестирование родителей детей (см. приложение А). Данный тест содержит в себе 6 вопросов на тему «Мое участие в жизни ребенка».

На выполнения этого задания, родителям учащихся исследуемых детей, отводится 2 минуты. По истечению данного времени, работы собираются, и выводятся результаты каждого родителя и родителей классов в целом.

Оценивание происходило по трем уровням – высокая степень, средняя степень и низкая степень участия в жизни ребенка.

Нами приобретены следующие результаты исследования:

- 16 семей имеют высокий уровень, где родители занимаются воспитанием своих детей и знают их проблемы. Это составляет 53,3%.

- низкий уровень имеют: уровень 2.1 - 7 семей с низким материальным достатком (23,3%), уровень 2.2 также имеют 7 семей (23,3%) с высокой занятостью родителей на работе.

Если проводить наиболее подробный разбор результатов исследования, то можно проследить некую взаимосвязь между стратегией семейного воспитания, отношением родителей к детям и успешностью обучения детей в школе.

Нами были получены такие результаты:

- при авторитетной (демократической) стратегии семейного воспитания и при высоком уровне отношения к ребенку успеваемость детей является высокой - 33,3% (10 детей) учатся на «хорошо» и «отлично».

В случае, когда стратегией семейного воспитания избирается авторитарный стиль, но при высоком уровне отношения к ребенку - 10% (3 ребенка) учатся на «хорошо» и «отлично».

Также нам удалось выявить 6,6% детей (2 человека), которые в свою очередь учатся на «хорошо» и «отлично» - в семье присутствует либеральная стратегия семейного воспитания при высоком уровне отношения к ребенку. Следует отметить, что с индифферентным стилем при высоком уровне отношения к ребенку обнаружено 0%.


Таким образом, опираясь на полученные результаты разработаем программу для повышения значимости влияния семьи на обучение детей младшего школьного возраста.

2.2 Программа для повышения значимости педагогического влияния семьи на процесс обучения младших школьников

Задачи данной программы:

- Познакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста;

- Расширить знания родителей о психологии отношений в семье;

- Установить и развить дружеские и партнерские отношения между родителями и детьми;

- Укрепить семейные связи родителей, бабушек, дедушек и детей;

- Сформировать коммуникацию у родителей при разрешении конфликта с ребенком.

- Научить родителей грамотно выходить из конфликтной ситуации;

- Информировать родителей о важности осуществления детьми своих школьных и домашних обязанностей;

- Осуществить обратную связь о значимости проведения подобных мероприятий.

Условия реализации данной программы.

- Приглашение родителей принять участие в подобной программе;

- Мотивирование законных представителей на собраниях (информирование по реализации данной программы);

- Проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей;

- Осуществление анализа эффективности проведения подобных мероприятий.

На вводном собрании необходимо провести следующую подготовку, чтобы заинтересовать родителей необходимо: информировать родителей о значимости проведения подобных мероприятий, ознакомить родителей с последними современными литературными источниками о педагогике, осуществить самостоятельное нахождение родителями значимых примеров из жизни семьи.

На втором собрании родителям был задан вопрос «Как вы думаете, какие функции должна осуществлять семья в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста? Для все семей характерны такие функции?». Ответы на данные вопросы стали отправной точкой в беседе с родителями, которая вывела родителей на вопросы понимания того, какие различные функции должна осуществлять семья в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Перед третьим собранием детям и их родителям предварительно дается инструктаж о следующем этапе, где родителям и детям необходимо составить свой творческий совместный проект или рисунок на тему «Дом милый дом». На третьем собрании присутствуют как родители, так и дети, участники данного процесса делятся впечатлениями о совместной деятельности, так же рассказывают о положительных и отрицательных моментах во время создания своего проекта.