Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья как один из факторов формирования личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Особенная роль в обучении ребенка отводится семье. Одна из задач семьи, непосредственно как института развития и воспитания ребенка – организовать предельные условия для его роста и развития. «Для того чтобы созреть – эмоционально, социально, интеллектуально и нравственно – ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, которое осуществляется на систематической основе и на протяжении длительного периода жизни ребенка, с одним либо несколькими людьми, с которыми у ребенка есть сильная взаимная иррациональная связь и которые встревожены благополучием и развитием ребенка, желательно на протяжении всей своей жизни» (У. Бронфенбреннер). Аналогичные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только лишь семья.

Дети считаются неким индикатором (лакмусовой бумагой) уровня культурности, воспитанности, духовности родителей. С момента прихода ребенка в школу, семья продолжает, в установленной степени, оказывать воздействие на его учебную деятельность.

В современном обществе стоит обстоятельный вопрос о воспитании будущего поколения. В XXI веке институт брака и семьи претерпевает значительные модификации, с XX века происходят большие изменения на уклад и поведенческие нормы семьи. Под воздействием западных стран у российского человека происходит искривление понятий традиционной семьи, обычаев и традиций семейной жизни, которые формировались долгие годы.

Таким образом, является несомненной большая роль семьи в воспитании и обучении ребенка.

Цель курсовой работы – изучить роль семьи в процессе обучения младших школьников.

В соответствии с целью были определены задачи:

1. Рассмотреть семью как один из факторов формирования личности ребенка.

2. Изучить стили семейного воспитания.

3. Рассмотреть особенности учебной деятельности младших школьников.

4. Провести эмпирическое изучение влияния семьи на процесс обучения младших школьников

5. Разработать программу для повышения значимости педагогического влияния семьи на процесс обучения младших школьников.

Объект исследования –процесс обучения детей младшего школьного возраста.

Предметом в исследовании выступает стили семейного воспитания и их влияние на успешность обучения младшего школьника.

Обзор литературных источников. Важность для ребенка детско-родительских отношений в период школьного обучения подчёркивается многими авторами (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, и т.д.), семью изучали Н.И. Берестов, В.Н. Дружини, и т.д.


Методы исследования:

1. Теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы, моделирование гипотезы);

2. Эмпирический метод (наблюдение, беседа, процесс накопления и фиксации педагогического опыта, изучение продуктов деятельности).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Семья как один из факторов формирования личности ребенка

Семья – это уникальное явление совместной жизни людей разного пола и взаимно дополняющих друг друга. Как смысл совместной жизни разных людей, разных полов, семья ставит своей основной целью удовлетворение социальных, психофизиологических и сексуальных потребностей, рождение детей как продолжение и распространение человеческого рода на планете Земля. Семья – важнейшее институт воспитания, первая социальная группа в жизни человека, благодаря которой он объединяется с культурными ценностями, развивается как личность и осваивает первые социальные роли.

Представим суждения о семье разных авторов в виде таблицы (См. Таблицу 1.1).

Таблица 1.1 – Суждения о семье в научной литературе

Автор

Определение

В.Н. Дружинин

семья является для человека главным и основным компонентом окружающей среды, в которой он живет, как в коконе, первой четверти своей жизни.

А.Г. Харчев

«семья – это исторически специфическая система отношений между супругами, родителями и детьми. Это небольшая социальная группа, члены которой связаны браком и родительскими отношениями, сожительством и взаимной моральной ответственностью. Социальная потребность в семье определяется потребностью общества в физическом и умственном воспроизводстве населения».

В. М. Целуйко

«семья – это небольшая социальная группа, члены которой связаны браком и семейными отношениями, совместной жизнью, взаимной поддержкой и моральной ответственностью.


Примечание: составлено по [3, 15, 6].

Итак, опираясь на данные таблицы выведем собственное определение семьи: Семья – это система взаимоотношений эмоционально-близких и значимых людей в малой социальной группе, основанной на брачных и родственных отношениях и взаимной моральной ответственности.

В качестве основной деятельности семьи А.Н. Елизаров определяет деятельность по сохранению, развитию и преобразованию определенных ценностей, которые функционируют как ценностные ориентации семьи, и передачу их будущим поколениям[1]. Ценностные ориентации объединяют людей в семьях и создают перспективы для их развития, определяя цели поколения и способ воспитания в семье.

Вот какие выделяет функции семьи И.В. Гребенников:

- Репродуктивная функция (сюда причисляется продолжение рода, воспроизводство жизни);

- Экономическая (производство финансовых средств для жизни, непосредственно наличие своего семейного бюджета, организация потребительской деятельности);

- Воспитательная функция (развитие ребенка как личности, воспитательное влияние непосредственно на всех членов семьи);

- Коммуникативная функция (организация общения внутри семьи, а также организация досуга и отдыха)[2].

Благосостояние ребенка зависит от благосостояния его семьи. И благополучие семьи во многом зависит от психического климата в семье. Давно признано, что основными причинами эмоциональных, поведенческих и других проблем с психическим здоровьем являются неблагоприятные события в детском возрасте. Семейные конфликты, отсутствие любви, смерть родителя или развод, родительская жестокость или несогласованность в уголовной системе могут стать основными травмирующими факторами.

Поэтому для ребенка в семье очень важно получать эмоциональную поддержку, заботу, тепло и привязанность от самых близких ему людей – родителей[3]. В тесной связи с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками личностная структура ребенка начинает формироваться с первых дней жизни. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые модели поведения, которые помогают ему познавать окружающий его мир, подражая ему во всех его действиях. Эта тенденция усиливается благодаря позитивным эмоциональным отношениям ребенка с родителями и его желанию быть похожими на мать или отца, бабушку и дедушку и т. д.


Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что формирование личности ребенка во многом зависит от них, они ведут себя таким образом, что все их действия и поведение в целом способствуют формированию качеств ребенка и пониманию человеческих ценностей, что вы хотите передать ему.

Такой образовательный процесс можно считать вполне осознанным, поскольку постоянное наблюдение за собственным поведением, отношением к другим людям и уважение к организации семейной жизни позволяют обучать детей в самых благоприятных условиях, способствующих их полному и гармоничному развитию личности.

Семья имеет свою структуру, определяемую социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей в семье формируются межличностные отношения. Степень вовлеченности человека в семейную жизнь может сильно различаться, и в зависимости от этого семья может оказывать большее или меньшее влияние на человека[4].

В глазах ребенка мать и отец представляют разные образы:

- как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя уязвимым и беспомощным;

- как орган власти, принимающий решения, менеджер по эффективности, штрафы и стимулы;

- как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

- как старший друг и советник, которому можно доверить все.

Следует отметить, что соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

Таким образом, традиционно семья – главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

1.2 Изучение стиля семейного воспитания

Разумеется, что семья является наилучшей образовательной средой, а выдается она в роли небольшой социальной группы. Все-таки некоторые факторы, которые причисляются к составу семьи, состоянию их внутренних отношений или педагогически неверным позициям родителей, могут привести к ухудшению образовательных способностей семьи, а соответственно повлиять и на успешность обучения ребенка.

Воспитание детей считается наиболее величественной задачей семьи на сегодняшний момент. Развитие личности ребенка в целом зависит от того, какое именно семейное воспитание превалирует в семье[5].


Стиль семейного воспитания является одним из способов воспитания ребенка путем применения определенных методов и приемов воздействия на ребенка, которые проявляются особым образом в словесном обращении и взаимодействии с ребенком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям для развития личности ребенка, к проблемам в его поведении.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: попустительский, авторитарный, хаотичный, демократический, отчужденный и гиперопека[6].

Непосредственно, каждый из этих стилей имеет собственные особенности и соответственно неодинаково влияет на психику и личностное развитие ребенка.

В авторитарном стиле воспитания родители усмиряют инициативу ребенка и строго обращают и контролируют все его действия и поступки. Они применяют физическое наказание за самые маленькие проступки, здесь характерно принуждение, крик и запрет. Дети в таких семьях лишены родительской любви, у них не наблюдается привязанности, заботы и сострадания. Стоит отметить, что такие родители заботятся лишь о том, чтобы ребенок стал послушным и исполнительным. Но дети зачастую становятся либо застенчивыми, неуверенными, невротичными, неспособными заботиться о себе, либо напротив агрессивными, авторитарными в конфликтах. Такие дети едва адаптируются в обществе и окружающем их мире[7].

Родители чутко следят за домашними заданиями младших школьников, пока они не будут рядом, и будут оказывать давление на ребенка, чтобы добиться от него независимых действий. Дети используют самые разные приемы для самозащиты, в частности плачь, демонстрируя при всем этом свою беспомощность[8]. Посредством таких мер дети теряют свою учебную потребность, они едва ли сосредотачиваются на объяснениях учителей или на подготовке уроков.

Для родителей такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только пропадает опасность наказания, поведение ребенка в тот же момент делается неуправляемым.

В либерально-попустительском стиле общение с ребенком опирается на принципе допустимости и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок применяет прихоти, которые сопровождаются словами: «Дай!», «Я!», «Хочу!». В данной ситуации ребенок не понимает слова «Нет!», «Невозможно», инструкции и требования взрослых не соответствуют. Родители с либерально-попустительским стилем общения с ребенком характеризуются неспособностью или нежеланием вести и направлять ребенка[9].