Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья как один из факторов формирования личности ребенка).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Семья как один из факторов формирования личности ребенка
1.2 Изучение стиля семейного воспитания
1.3 Особенности учебной деятельности младших школьников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Четвертая встреча осуществляется в парке перед школой, на свежем воздухе. Участники процесса принимают участие в акции «День семьи» и осуществляют подготовку плаката с названием акции и девизом с использованием материалов для творчества (маркеры, фломастеры, краски, цветная бумага, ножницы).
Пятое собрание включает в себя информирование о стилях педагогического общения родителей с детьми. Также проводится психологический тренинг, где родители выполняют задания по карточкам. В данных карточках описаны конфликтные ситуации ребенка и родителей, задача родителей продемонстрировать каждую роль (ребенок-родитель) и в конце занятия подвести итог, какой стиль лучше использовать в процессе коммуникации ребенка и родителей.
Шестое собрание проводится с информировать родителей о важности осуществления детьми своих школьных и домашних обязанностей. Родителям предоставляется возможность составить собственную карточку домашних и школьных обязанностей своего ребенка.
Седьмая встреча является заключительным собранием родителей. На данной встрече родители делятся своими впечатлениями о проделанной работе, рассказывают, что получилось осуществить, и что не получилось. Обсуждают вопросы, которые могли появиться во время данной работы и высказывают свои пожелания для следующих тем родительского собрания.
Таким образом, были выполнены задачи данной программы. Родители учащихся были ознакомлены с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, расширили знания о психологии отношений в семье, установили и развили дружеские и партнерские отношения, укрепили семейные связи, сформировали общение при разрешении конфликта с ребенком, научились грамотно выходить из конфликтной ситуации. Мы отметили, что на данных встречах была создана дружелюбная атмосфера, которая способствовала достижению цели и решению основных задач данной программы.
Вывод по второй главе: Таким образом, в ходе исследования нами было обнаружено, если в семье наблюдается высокий уровень отношения к ребенку и авторитетный (демократический) стиль семейного воспитания, где родители в свою очередь интересуются проблемами ребенка, в курсе всех событий в жизни детей и в школе, и также вне ее, то у таких детей высокий уровень успеваемости. В семьях же с преобладанием низкого уровня отношения родителей к ребенку (2.1 и 2.2) успеваемость детей будет слабая – троечники и только несколько детей, которые учатся на «хорошо». В этой категории детей успевающих на «отлично» не было выявлено. Следовательно, после анализа полученных результатов, мы с уверенностью можем сказать, что отношения родителей и ребенка, стратегия семейного воспитания воздействуют на уровень его успеваемости в школе, его успешности обучения. Все же, проведенное нами исследование является начальным этапом более глубокого и детального изучения, потому необходимо его последующее проведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе исследования роли семьи в процессе обучения младших школьников мы пришли к выводам:
Во-первых влияние семьи на воспитание детей сложно недооценить. Семья – важнейший инструмент социализации. Развитие личности ребенка устраивается непосредственно в семье под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей и семейных традиций. Ребенок имитирует то, что слышит и наблюдает непосредственно в семье. И данное выступает ключом к развитию личности.
Семья основывает для ребенка модель жизни, в которую она вовлечена. Воздействие родителей на своих детей обеспечивает физическое совершенство и нравственную чистоту.
Во-вторых воздействие разных типов семей на воспитание детей огромно. В зависимости от семьи, стиля воспитания, в которой ребенок растет и развивается, его личность определяется и развивается.
В-третьих младший школьный возраст имеет свои особенности: у ребенка непроизвольная память; работоспособность ребенка 10-15 минут; познавательные мотивы неустойчивы и ситуативны; неустойчивость поведения.
В данном возрасте происходит смена деятельности, ведущей становится учебная.
Проведя исследование мы пришли к выводам: в случае если в семье отмечается высокий уровень отношения к ребенку и авторитетный стиль семейного воспитания, то у таких детей высокий уровень успеваемости.
В семьях же с преобладанием низкого уровня отношения родителей к ребенку успеваемость детей будет соответственно слабая – троечники и только несколько детей, которые учатся на «хорошо». Здесь детей успевающих на «отлично» не было выявлено.
Следовательно, после анализа полученных результатов, мы с твердостью констатируем тот факт, что отношения родителей и ребенка, стратегия семейного воспитания воздействуют на уровень его успеваемости в школе, его успешности обучения.
Все же, проведенное нами исследование является начальным этапом более глубокого и детального изучения, потому необходимо его последующее проведение.
В заключение нужно добавить, что родители обязаны принимать активное участие в жизни ребенка, все же стараться находить время для общения с ребенком и проведения развлекательных мероприятий, проявлять интерес к школьной жизнью ребенка, помогать раскрывать свои способности и умения, развивать самостоятельность и активность в жизни.
Таким образом, цель исследования реализована, задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникина Р.В. Особенности взаимодействия между родителем и ребенком / Р.В. Аникина//Молодой ученый.- 2014-№1.-С.620-622
- Берестов Н.И., Кулик Л.А. Семейное воспитание. // М.: Просвещение, 2014.-189 с.
- Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 124-127.
- Божович Л.И. Формирование личности в детском возрасте. // М.: Просвещение ,2013. – 386 с.
- Васильченко Л.В. Воспитание и развитие младших школьников / Л.В. Васильченко – М, 2016 – 250 с.
- Гордеев Е.В., Дмитрюк М.В. Воспитание школьника в семье// Нач.шк.- 2015. №3.С.8-14
- Гребенников И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием . М.: Педагогика, 2014.- 282 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин – 3-е изд.- СПб: Питер, 2009. – 176 с.
- Есипов Б.П. Семья и школа. – М.: Знание,- 2011г. – 24 с.
- Запорожец А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы воспитания. – М.: Учпедгиз, 2010.- 29 с.
- Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи.- М.: Знание, 2014.- 96 с.
- Колосова А. А. Роль семьи в воспитании младшего школьника [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2426–2430. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53488.htm. (дата обращения 24.10.2019).
- Кривобок Е. В. Учебная деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - М.: Учитель, 2014. - 140 c.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 232 с.
- Курочкина И. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие / И.Н. Курочкина. - М.: Юрайт, 2016. - 242 c.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 2014.- 478 с.
- Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина.- М.: Просвещение. 2015.- 272 с.
- Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.- М.: Педагогика 2016.- 179 с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности .- М.: Мысль, 2014.- 352 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.-М.: Академия, 2014- 362 с.
- Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у детей // Вопросы психологии.- 2010.- №3. С.30-35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Мое участие в жизни ребенка
Тест № 1 «Мое участие в жизни ребенка»
1. Можете ли Вы в любой момент оставить свои важные дела и заняться ребенком?
А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу
2. Можете ли Вы выделить ребенку один день в месяц, когда он может делать то, что пожелает и не вмешиваться в этот день в его дела?
А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу
3. Можете ли Вы отказаться от посещения гостей, если ребенок не хочет идти туда?
А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу
4. Можете ли Вы пообещать ребенку дорогой подарок в конце учебного года при условии, если он хорошо его закончит?
А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу
5. Можете ли Вы отвозить ребенка на его любимый кружок, даже если он находится очень далеко?
А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу
6. Можете ли Вы разрешить ребенку пригласить его друзей к себе домой?
А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу
Таблица А.1 - Результаты
# |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
А |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Б |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
В |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Приложение А – продолжение
A. 10,5 до 12 баллов – Вы именно тот родитель, о котором мечтают дети! Вы всегда готовы помочь ребенку и оставить все свои дела. Ваш ребенок – это Ваша единственная ценность в жизни. Вы всегда стараетесь поддерживать ребенка, иметь с ним хорошие взаимоотношения.
B. 7,5 до 9 баллов – Вы внимательно следите за жизнью ребенка. Стараетесь быть хорошим родителем, но на практике у Вас не всегда получается создать благоприятные отношения с Вашим ребенком. Порой Вы бываете строги, а в других случаях наоборот, очень мягки.
C. 4,5 до 6 баллов – К сожалению, у Вас не всегда получается уделить внимание своему ребенку. Между вами часто возникают конфликтные ситуации, которые разрешаются не так быстро, как хотелось бы. Рекомендуем
Вам почитать педагогическую литературу и найти те методы и подходы, которые наладят Ваши взаимоотношения с ребенком.
-
Берестов, Н.И., Кулик Л.А. Семейное воспитание. // М.: Просвещение, 2014.- С. 55 ↑
-
Запорожец, А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы воспитания. – М.: Учпедгиз, 2010.- С. 15 ↑
-
Есипов, Б.П. Семья и школа. – М.: Знание,- 2011г. – С.11 ↑
-
Колосова А. А. Роль семьи в воспитании младшего школьника [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2426–2430. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53488.htm. (дата обращения 24.10.2019). ↑
-
Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности .- М.: Мысль, 2014.- С. 124 ↑
-
Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М.: Издательский центр «Академия», 2010.- С. 94. ↑
-
Ковалева, Л.Е. Микроклимат семьи.- М.: Знание, 2014.- С. 66 ↑
-
Гребенников, И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием . М.: Педагогика, 2014.- С. 96 ↑
-
Дружинин В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин – 3-е изд.- СПб: Питер, 2009. – С. 40 ↑
-
Гордеев, Е.В., Дмитрюк М.В. Воспитание школьника в семье// Нач.шк.- 2015. №3.С.8-14 ↑
-
Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 124-127 ↑
-
Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина.- М.: Просвещение. 2015.- С. 92 ↑
-
Васильченко, Л.В. Воспитание и развитие младших школьников / Л.В. Васильченко – М, 2016 – С. 100 ↑
-
Аникина Р.В. Особенности взаимодействия между родителем и ребенком / Р.В. Аникина//Молодой ученый.- 2014-№1.-С.620-622 ↑
-
Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.-М.: Академия, 2014- С. 115 ↑
-
Божович, Л.И. Формирование личности в детском возрасте. // М.: Просвещение ,2013. – С. 57 ↑
-
Кривобок, Е. В. Учебная деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - М.: Учитель, 2014. – С. 18 ↑
-
Якобсон, С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у детей // Вопросы психологии.- 2010.- №3. С.30-35 ↑
-
Курочкина, И. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие / И.Н. Курочкина. - М.: Юрайт, 2016. – С. 79 ↑
-
Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 2014.- С. 285 ↑
-
Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.- М.: Педагогика 2016.- С.26 ↑