Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы изучения стилей управления
1.1. Стиль управления: понятие, сущность и факторы, его определяющие
1.2. Разновидности стилей управления и их характеристика
2. Анализ и характеристика ВЫБОРА стиля управления в ООО «Альтаир Групп»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Исследование оценки сотрудниками лидерских качеств руководителя и стиля руководства
2.3. Предложения по совершенствованию стиля управления
Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы. Объем реализации снизился на 5870 тыс. руб. (или на 7,1%) в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Это связано со снижением платежеспособности населения, что стало основной причиной сокращения объемов реализации в ООО «Альтаир Групп». При этом себестоимость реализованных товаров снизилась на 4995 тыс.руб., или на 6,5%, в связи с чем показатель затрат на рубль реализации снижается в 2018 г. на 2,85% по сравнению с 2017 г. Если в 2017 г. в 1 рубле выручки было 95,89 копеек затрат, то в 2018 г. затраты снизились до 93,16 копеек. Снижение затрат связано с экономией средств и оптимизацией основных бизнес-процессов. Снижение объемов реализации оказало влияние и на темпы роста абсолютных показателей прибыли. Валовая прибыль в 2018 г. снизилась на 875,3 тыс. руб. (и составила 85,74% от уровня 2017 г.). Вместе с этим относительные показатели эффективности деятельности организации (показатель рентабельности) вырос в 2018 г. по сравнению с 2017 г.
Снижение объемов реализации повлекло за собой и снижение таких показателей, как численность работающих. Если в 2017 г. численность ООО «Альтаир Групп» составляла 42 человек, то в 2018 г. произошло сокращение, и среднесписочная численность составила 41 человек.
Производительность труда одного работника сократилась в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 95,1 тыс. руб. (4,8%), при этом темпы снижения выработки значительно выше, чем темпы снижения численности персонала ООО «Альтаир Групп», что является негативным моментом деятельности организации. Необходимо производить дальнейшее сокращение, если не будет повышаться объем реализации услуг.
2.2 Исследование оценки сотрудниками лидерских качеств руководителя и стиля руководства
Для оценки лидерских качеств руководителя ООО «Альтаир Групп» использовалась такая методика, как тест «Диагностика лидерских способностей» Е. Жариков, Е. Крушельницкий (Приложение 1).
Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером. В данной методике определяется на сколько выражены качества лидера: слабо, средне, сильно или человек склонен к диктату.
При подсчёте результатов диагностики личностных качеств руководителя ООО «Альтаир Групп» (результаты тестирования представлены в Приложении 2), было выявлено, что у руководителя ООО «Альтаир Групп» средняя склонность к лидерству (29 балов).
Стиль управления и уровень лидерских качества существенно влияет эффективность кадровой политики и удовлетворенность работников работой в ООО «Альтаир Групп».
Для оценки эффективности управления в ООО «Альтаир Групп» проанализируем текучесть персонала за 2016-2018 года в Таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ показателей текучести персонала ООО «Альтаир Групп» в 2016-2018 гг.
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение по сравнению с предыдущим годом |
|
в 2017 г. |
в 2018 г. |
||||
Численность на начало года, чел. |
40 |
41 |
43 |
1 |
2 |
Продолжение таблицы 2.3
Численность на конец года, чел. |
42 |
43 |
39 |
1 |
-4 |
Среднегодовая численность, чел. |
41 |
42 |
41 |
1 |
-1 |
Принято за год, чел. |
10 |
11 |
8 |
1 |
-3 |
Уволено за год, чел. |
8 |
9 |
12 |
1 |
3 |
Общий оборот, % |
43,9 |
47,6 |
48,8 |
3,7 |
1,2 |
Оборот по приему, % |
24,4 |
26,2 |
19,5 |
1,8 |
-6,7 |
Оборот по выбытию, % |
19,5 |
21,4 |
29,3 |
1,9 |
7,8 |
Текучесть персонала, % |
14,6 |
16,7 |
24,4 |
2,0 |
7,7 |
Восполнение, % |
116,7 |
115,4 |
93,3 |
-1,3 |
-22,1 |
Постоянство кадров, % |
77 |
76,2 |
77,4 |
-0,8 |
1,2 |
На основании расчетов показателей текучести персонала в ООО «Альтаир Групп» можно проследить следующую динамику:
1. Общий оборот за последние три года увеличился, составив в 2018 году 46,4% (достаточно высокий показатель).
2. Оборот по приему в ООО «Альтаир Групп» в исследуемом периоде также увеличился и составил в 2018 году 22,4%. Это говорит о том, что каждый пятый сотрудник компании является новым сотрудником, принятым в 2018 году.
3. Оборот по выбытию в ООО «Альтаир Групп» в 2018 году по сравнению с 2017 годом также увеличился и составил 24%. Оборот по выбытию выше, чем оборот по приему, что говорит о тенденции к снижению численности персонала.
4. Показатель восполнения в 2018 году менее 100%, следовательно, что число уволенных сотрудников превышает число принятых.
5. Показатель постоянства кадров был примерно одинаков на протяжении трех лет - 76-77%, т.е. не достаточно высокий показатель, что оценивается негативно. В мобильном коллективе по сравнению со стабильным коллективом ниже эффективность труда из-за отсутствия устоявшихся норм, необходимой взаимной требовательности, непредсказуемости реакции на управленческие воздействия.
Оценка эффективности кадровой политики по ее составляющим элементам выполнена с помощью таблицы 2.4.
Таблица 2.4
Оценка кадровой работы с персоналом ООО «Альтаир Групп»
№ |
Подсистема кадровой работы |
Содержание функции |
Существующий уровень выполнения |
1 |
Анализ, планирование персонала |
Анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, планирования и прогнозирования потребности в персонале |
Выполняется ограниченно, лишь при потребности |
2 |
Подбор и отбор персонала |
Проведение собеседований, тестов, анкетирования, оформления приема персонала. |
Выполняется с небольшими недостатками (отсутствует оценка работы персонала и контроль прохождения испытательного срока) |
3 |
Оценивание персонала |
Оценивания кандидатов на вакантную должность, аттестация и ротация персонала. |
Выполняется должным образом, оценивание кандидатов на должность, проводится систематическая аттестация |
4 |
Развитие кадров |
Техническая и экономическая учеба, переподготовка и повышение квалификации, робота с кадровым резервом, планирование и контроль деловой карьеры, профессионально-психологическая адаптация новых работников. |
Выполняется ограниченно, происходит профессиональное обучение , однако механизм носит несистематический характер. |
5 |
Мотивация персонала |
Нормирование и тарификация трудового процесса, разработка системы оплаты труда, использование средств морального поощрения, управление трудовой мотивацией. |
Выполняется , однако система нормативов труда и мотивации не пересматривалась уже более чем 3 года |
6 |
Учет сотрудников |
Учет приема, перемещения, вознаграждений сотрудников и взысканий из них, освобождение персонала, организация эффективного использования персонала, управления занятостью персонала, кадровое делопроизводство. |
Выполняется должным образом |
7 |
Организация трудовых отношений |
Анализ и регулирование групповых трудовых взаимоотношений, отношений руководства, управления производственными конфликтами и стрессами, социально-психологической диагностики. |
Не выполняется |
8 |
Создание условий труда |
Соблюдения требований психофизиологии, эргономики труда и технической этики, охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды. |
Выполняется должным образом |
9 |
Социальное развитие |
Развитие культуры и физического воспитания, обеспечения благоприятного социально-психологического климата. |
Не выполняется |
10 |
Контроль соблюдения кадрового законодательства |
Решение правовых вопросов трудовых соглашений, согласование кадровых документов, обеспечения юридической информацией работников. |
Выполняется должным образом |
Из таблицы 2.4 видим, что из 10 функций управления персоналом в ООО «Альтаир Групп» должным образом выполняется 4, или 40% от вышеприведенных функций, 2 или 20% -не выполняется вообще, 4 или 40% выполняются ограниченно.
Неэффективная кадровая политика в ООО «Альтаир Групп» может послужить причиной ряда проблем:
низкая производительность труда и соответственно неэффективное использование рабочего времени (т. к. плохо поставлена функция планирования и оптимизации использования рабочего времени);
большая текучесть кадров (вследствие отсутствия морального стимулирования);
низкая инициативность персонала (т. к. не ведется эффективное моральное стимулирование сотрудников).
Для анализа удовлетворенности работой сотрудниками ООО «Альтаир Групп», был проведен опрос работников по методике «Изучение удовлетворенности мотивацией».
В опросе приняли участие 24 человека. Собранные данные обработаны и представлены по итогам опроса в виде диаграмм.
Как показали результаты проведенного опроса, более половины сотрудников ООО «Альтаир Групп» не удовлетворены размером оплаты труда (рисунок 2.2).
Рис. 2.2. Результаты ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы размером заработной платы?»
Существующей системой нематериального поощрения удовлетворено 75% сотрудников, в то же время 16,7% сотрудников ответили, что их не устраивает существующая система нематериального стимулирования (рисунок 2.3).
Рис. 2.3. Результаты ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы нематериальным поощрением?»
Как показали результаты проведенного исследования, более половины сотрудников удовлетворены режимом работы (83,3%), только 1 сотрудник ответил, что его не устраивает режим работы (рисунок 2.4).
Рис.2.4. Результаты ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы режимом работы?»
Далее, по результатам проведенного опроса можно отметить, что треть сотрудников компании не удовлетворены разнообразием работы, что также может стать причиной увольнения работников (рисунок 2.5.).
Рис. 2.5. Результаты ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы разнообразием работы?»
Положительным моментом является то, что все сотрудники компании удовлетворены санитарно-гигиеническими условиями труда.
В то же время 58% сотрудников не удовлетворены отношениями с коллегами, 20,8% не смогли дать однозначного ответа (рисунок 2.6), что свидетельствует о существующих проблемах в психологическом климате коллектива, необходимости совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала.
Рис. 2.6. Результаты ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы отношениями с коллегами?»
В то же время 14 человек из 24 (58% от общей численности опрошенных) удовлетворены отношениями с непосредственным руководителем (рисунок 2.7).
Рис.2.7. Результаты ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы отношениями с непосредственным руководителем?»
По итогам проведенного опроса можно сказать, что большая часть работников ООО «Альтаир Групп» не удовлетворена материальной и нематериальной мотивацией, в коллективе существует напряженность между сотрудниками. В то же время другие показатели удовлетворяют большую часть работников, такие как: отношения с руководителем, режим и условия работы. Исходя полученных результатов можно сделать вывод о том, что работники удовлетворены работой, условиями труда. Тем не менее существующий стиль управления требует усовершенствования.
Для проведения исследования стиля управления в ООО «Альтаир Групп» прежде всего необходимо определить те параметры деятельности руководителя, отличие в которых отражается на его отношении к людям. С этой точки зрения представляется целесообразным выделить следующие параметры управленческой деятельности :
1) выработка управленческих решений, при этом сюда входят как процессы обеспечения руководителя информацией, так и непосредственная выработка и оценка альтернатив;
2) непосредственное принятие решений;
3) ответственность за результат, который получается;
4) контроль деятельности руководителя со стороны подчиненных (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Классификация стилей управления и определения его вида в ООО «Альтаир Групп»
Разработка решений |
Принятие решений |
Ответственность |
Контроль за деятельностью руководителя |
Стиль управления |
Директор |
Директор |
Директор |
Отсутствует |
Авторитарный |
Коллектив |
Директор |
Директор |
Присутствует |
Демократичный |
Коллектив |
Коллектив |
Директор |
Присутствует |
Либеральный |
Коллектив |
Коллектив |
Коллектив |
Отсутствует |
Анархичный |
Из таблицы 2.5 видим, что управляющему ООО «Альтаир Групп» свойственный авторитарный стиль управления.