Файл: Выбор стиля руководства предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Воздействие различных факторов на результаты деятельности предприятия, его формирование и становление выражается очень часто в виде множественных связей и отношений, возникающих в процессе решения управленческих заданий. Эффективность работы предприятия в большой степени можно определить уровнем общего развития и компетентности его руководства, целенаправленностью управленцев и стилем их работы.

Уменьшается роль навыков физического манипулирования предметами и средствами труда. Зато возрастает ценность интеллектуальных, моральных, культурных факторов, приобретают приоритетное значение такие черты руководителей, как толерантность, внимательность, ответственность и тому подобное.

Совершенствование стилей управления в российских компаниях в современных условиях является актуальным, глобальным вопросом нынешнего времени, поскольку старые постсоветские модели таких систем исчерпали себя, новые еще являются недостаточно сформированными в России, и следовательно неисследованными.

Теоретические и прикладные принципы управления основываются на концептуальных положениях менеджмента, изложенных в трудах отечественных и иностранных ученых, а именно: И. Ансоффа, К. Аржириса, А.Брасса, Р.Давта, П.Друкера, А. Кибанова, С. Ковалевского, Р.Колпана, Ю.Красовского, В.Рязанова, А. Файоля, Ф. Фидлера и других. В опубликованных трудах отражены взгляды авторов на сущность и значение стилей управления; предложена система оценивания критериев и показателей деятельности управленцев; разработаны методические рекомендации относительно практического использования стилей управления; определены индивидуальные позиции относительно отмеченных проблем.

При наличии большого количества теоретических и прикладных разработок наблюдается все же недостаток работ, которые бы акцентировали внимание на мотивационном поведении руководителя, на его взаимодействии с подчиненными, коммуникативное поведение и целенаправленность управленца. Изменение характера управленческой деятельности, внедрения компьютерной техники и современных средств связи повлекли объективную потребность в формировании системы управления, в частности, в усовершенствовании отдельных ее элементов: разработке теоретических и методико-прикладных принципов формирования стилей управления и интегрированных систем оценивания и моделирования руководящей деятельности. Необходимость научной разработки очерченных проблем предопределяет актуальность темы и ее прикладное значение для деятельности отечественных предприятий.


Цель исследования - раскрыть содержание стиля управления как технологии эффективного управления организацией и направления совершенствования стилей управления в российских компаниях в современных условиях.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы стилей управления;
  • дать предложения по совершенствованию стилей управления в российских компаниях в современных условиях.

Предмет исследования – особенности использования стилей управления в российских компаниях в современных условиях.

Объектом исследования выступает торговое предприятие ООО «Альтаир Групп».

Теоретической основой исследования являются публикации российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам методологии маркетинговых исследований рынка.

В процессе исследования использована совокупность общенаучных и специальных методов, которые применяются в познании социально-экономических процессов и явлений, а именно: научного обобщения, сравнения, системного анализа; индукции и дедукции, анализа и синтеза.

1.Теоретические основы изучения стилей управления

1.1. Стиль управления: понятие, сущность и факторы, его определяющие

Начиная с 30-х гг. прошлого века, в менеджменте и социальной психологии изучается феномен стилей управления. Скоплен значительный эмпирический материал, выстроено множество теоретических моделей, различающих на различной основе стили управления. В своих трудах Р. Блейк и Д. Моутон, Г.Б.Казначевская, Е.И.Кнышова, К. Левин, В.Р.Веснин и др. открывают суть суждения «стиль управления», виды стилей управления, подходы относительно их выбора. В таблице показаны подходы авторов касательно определения понятие «стиль управления».

Подавляющая часть приведенных определений «стиля управления» сводится к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, то есть стиль управления рассматривают как систему постоянно применяемых методов управления (таблица 1.1).

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что в зарубежных изданиях не существует дифференциации понятий «стиль лидерства» и «стиля управления», стиль и метод существуют в определенном единстве, не выделены характерные черты стиля управления.


Первично понятие «стиль» (лат. stilus, грец. stylos) рассматривалось как палочка для письма, а позже использовалось в значении «почерк». Поэтому можно считать, что стиль управления – это своеобразный «почерк» в действиях руководителя. Впервые вопрос о стилях управления был рассмотрен К. Левиным в труде «Экспериментальный подход к изучению автократии и демократии» (в 1938 г.) [19, с.215].

Таблица 1.1

Подходы авторов относительно определения понятия «стиль управления»

Литературные источники

Позиции авторов относительно трактовки понятия «стиль

управления»

Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

Способ, система методов влияния руководителя на подчиненных.

Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. – Ростов на Дону: «Феникс», 2012.

Совокупность повторяющихся конкретных приемов и способов управленческого воздействия применяемых руководителем в процессе управления и определяющих особенности отношения людей к его действиям.

Менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.Л. Разу. — 3-е изд., стер. —. М. : КНОРУС, 2015.

Манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, для оказания на них влияния и побудить к достижению целей организации.

Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016.

Типичная манера и способ поведения менеджера.

Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации" / Е.В. Фрейдина; Под ред. Ю.В. Гусев. - М.: Омега-Л, 2013.

Система постоянно применяемых методов

управления.

Менеджмент: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015.

Система принципов, норм, методов и приемов влиянию на подчиненных с целью эффективного осуществление управленческой деятельности и достижение

поставленных целей.

Самое частое определение стиля управления - это совокупность присущих для менеджера приемов и способов решения заданий управления: стиль - это система постоянно употребляемых методов управления. Как видим, стиль и метод управления существуют в определенном единстве.

Стиль управления и метод являются категориями менеджмента. Стиль и метод управления соотносятся как форма и сущность явлений. Стиль является формой реализации методов управления, принятой определенным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками. Менеджер с определенным стилем управления может использовать разные методы менеджмента.


Методы менеджмента - это инструменты воздействия руководящей системы на управляемую для того, чтобы достичь задания и цели, стоящие перед организацией [7, с.178].

Каждому из методов менеджмента отвечает определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается личности с конкретными качествами. Кроме того, метод является более динамическим и чувствительным к новым потребностям в сфере менеджмента, чем стиль управления.

Методы менеджмента каждого руководителя имеют свое поле применения, недостатки и преимущества которого могут проявляться в зависимости от ситуации в группе работников.

Стиль управления - это стиль поведения руководителя относительно своих подчиненных, изменяющийся зависимо от ситуации, охватывающий субъективно-психологические характеристики руководителя и являющийся устремленным на достижение поставленных заданий. Поведение является совокупностью действий и поступков, образом жизни, определенными действиями, умением вести себя в соответствии с определенными правилами [7, с.182].

Менеджмент и практическая психология заявляют о том, что для многих подчиненных при получении приказаний от менеджера существенное значение имеют такие факторы: тон, манера поведения руководителя, конкретные слова. Весьма значимо учитывать и подбирать роли, отвечающие профессиональности для любого работника индивидуально. Из подобных факторов заключается конкретный стиль управления. Обычно, он подкрепляется опытом, профессиональными знаниями, воспитанием системой ценностей руководителя, его темпераментом - всем, что определяет личность.

Любой руководитель обязан быть психологом, поскольку верно избранный стиль управления поднимает качество и эффективность работы, воздействует на результаты работы коллектива. Поведение руководителя, его способность руководить подчиненными формирует здоровый климат в коллективе, содействует развитию творческой инициативы сотрудников , это в итоге дает не меньший производственный эффект, чем автоматизация труда.

Роль стилей управления велика, так как они воздействуют на показатели деятельности организации, психологический климат в коллективе, исполнительную дисциплину.

На основании анализа литературных источников можно выделять главные черты стилей управления:

− целенаправленность (устремленность на достижение конкретных производственных целей);

− гибкость (меняется в зависимости от ситуации);

− адекватность ситуации (то есть используется в определенной ситуации);


− субъективность (связана с действиями субъекта: человека, лица; отражает мысли, переживание лишь данного субъекта);

− объективность (существование вне человеческого сознания и независимо от него, независимо от воли и желаний человека. Все же стиль управления зависит от моральных норм, социально-экономических и политических факторов);

− актуальность (существен для данного времени);

− динамичность (современная бизнес среда характерна неопределенностью и динамикой, потому довольно быстро могут меняться задание и приоритеты компании, при этом в соответствии меняются во времени стили управления);

− обосновываются на характере личности руководителя;

− стиль - не врожденное качество, а вырабатывается в процессе деятельности и меняется, его можно корректировать и развивать;

− определен культурными ценностями, традициями организации и тому подобное.

Искусство управления состоит в том, чтобы в определённых пространственно-временных условиях и для подчиненной группы персонала избрать такой комплекс управленческих действий, который обеспечит наибольшую эффективность работы группы.

1.2. Разновидности стилей управления и их характеристика

Наиболее распространённой и объективной типологией стилей управления является классификация К. Левина.

Собственную классификацию стилей управления он предложил ещё в 1938 г., когда менеджмент, как наука, только начала формироваться, а теории эффективного взаимодействия начальника и подчинённых сильно не разрабатывались. Можно заявить, что почти все знаменитые на сегодня классификации управленческих стилей образованы на теории Курта Левина. На основании экспериментальных данных Левин выделил три основных стиля:

- авторитарный (директивный), содержит в себе 2 подвида: бюрократический и патерналистский;

-демократический (коллегиальный);

- либеральный (нейтральный, попустительский).

Стили отличаются по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений. Предоставим краткую характеристику каждому из стилей.

Авторитарный стиль можно охарактеризовать так: централизация полномочий в руках руководителя и навязывание подчинённым мнения руководителя при принятии решений. Руководитель единолично принимает решения, твердо определяет деятельность подчиненных, при этом сковывая их инициативу. Действия в группе он планирует заблаговременно. Подчиненные извещены лишь о ближайших целях, и они располагают минимумом нужной информации. Контроль над деятельностью подчиненных образован на силе власти руководителя. Его голос всегда - решающий, любая критика в его адрес - пресекается. Использование властных методов вызывает у подчиненных пассивность и безучастность. Однако следует иметь в виду: объективными достоинствами директивного стиля является возможность достичь полной и быстрой централизации управленческих воздействий. Власть, которая сконцентрирована в руках одного лица, позволяет оперативно вмешиваться в деятельность любых исполнительных уровней и при необходимости - «наводить» там нужный порядок. Потому директивный стиль может быть очень полезен в обусловленных ситуациях. Наиболее действен директивный стиль руководства в условиях военного времени, дефицита времени, в случае, когда распоряжение следует из ранее принятых решений, а также при некомпетентности и малой самоорганизации исполнителей. Объективная причина его применения - также исполнение новых ответственных заданий.